kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему: "Весна в поэзии, музыке и искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: «Весна в музыке, поэзии, искусстве».

 Цели классного часа:

 1. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

2.Показать благотворное влияние природы на душевные качества людей и на музыкальные и поэтические произведения.

3. Формировать эстетический вкус.

Оформление:

 Презентация «Картины природы великих художников», выставка сборников стихов о природе, выставка рисунков детей о природе родного края.

Подготовка: Класс делится на группы: художники, композиторы, поэты; каждая группа заранее получает свои определенные задания по подготовке классного часа; дети заранее рисуют рисунки о природе.

Ход занятия.

  1.     Ученик читает стихотворение на фоне лесных звуков (фонозапись)

 Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

                                                 С. Смирнов

Учитель: Вокруг нас - природа, и мы живем все вместе в одном большом и загадочном мире. Вам нравится этот мир природы? А как можно показать, что именно нравится вам в этом мире? Ответы детей.

- Вы, наверное, не задумывались, что у каждого города, деревни есть свои звуки, краски.  Вы можете удивиться, но свои звуки, музыка, краски есть и у каждого времени года. Сегодня наш классный час будет посвящен ВЕСНЕ.

2. Работа группы композиторов.

  Ученик из группы композиторов.

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

Вот потому-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется волна,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка, и гобой…

Учитель: Людей, которые изображают природу музыкой, называют композиторами, а их произведения: вальсами, сонатами, симфониями, сюитами и т.д.

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОНЦЕРТА «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» ВИВАЛЬДИ

Сообщение ученика о композиторе.

Анто?нио Лючио Вива?льди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. ПОРТРЕТ

«Времена года» Антонио Вивальди— одно из самых знаменитых его произведений. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года.

Концерт Времена года – «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Скрипка иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение, яркость красок свидетельствует о пробуждении природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
3. Работа группы художников.

 Ученик из группы художников.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …(пейзаж).

Учитель:  Есть люди, которые красками пишут живой мир природы, их называют живописцами, а картины – пейзажами.

Ранняя весна. Оттепель, Саврасов ПОРТРЕТ  

Сообщение ученика о художнике и его картине.

Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в любое время года. Любимая художником АЛЕКСЕЕМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ САВРАСОВЫМ весна, особенно ранняя, по мнению многих не самое привлекательное время для пейзажа. Саврасов же, напротив, именно этому периоду уделял в своем творчестве основное внимание.
   Работа полна предчувствия пробуждения. Взволнованные приходом тепла птицы суетятся вокруг старых гнезд, снег полон серовато-желтых тяжелых тонов. Глядя на работу, у нас возникает иллюзия, что снежный покров тает на глазах. Пусть небо еще совершенно зимнее, хмурое и "снежное", но постоянно растущие проталины скоро освободят землю от зимнего ковра.
     Церквушка, приземистые избы - еще не вполне освободились от снега, но невидимое на картине солнце уже освободило крыши построек.
  Художник использует голубые полутона. Они присутствуют и на небе, и отражаются в снегу и проталинах. Это сама весна - главная героиня картины.

4. Работа группы поэтов.

  Ученик из группы поэтов

Я музу юную, бывало,

 Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Учитель: Есть люди, которые, создают из слов рифмы, вкладывая все свои мысли, переживания, чувства в эти слова. Это – поэты, а создают они стихи.                 

Ученик читает стихотворение.

   Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Сообщение ученика о поэте и его стихотворении.

         Федор  Иванович Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

Стихотворение «Весенние воды» создано в 1830 году. Первым признаком приближения весны является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой. Пройдет совсем немного времени и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года Весна.

 Учитель:

Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

5. Совместная работа групп.

«Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь…Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

НА ФОНЕ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. АПРЕЛЬ» идет рассказ о картине Левитана.

Весна. Большая вода - Левитан. 1897. Холст, масло.


   Любимое художником Исааком Ильичом Левитаном время года на картине «Весна. Большая вода» изображено в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
   Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба.   Настроение бодрое, даже веселое. Деревья, вырастающие из воды, словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.
   Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно удлиняют картину.    Пройдет совсем немного времени и набухшие на деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.

Весна, весна, как воздух чист.

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Это стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!».

 ПОРТРЕТ
    С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор с неповторимой нежностью и трепетностью передает всю красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. 

6. Подведение итога занятия.
   Учитель: Любое произведение поэзии, искусства, музыки имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

 СТРОКИ ЗВУЧАТ НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 Скажи, О, Русская природа,

Чем притягательна так ты?
И почему волнуют сердце
Твои луга, поля, цветы?
Скромна — и столь великолепна
Живая эта красота.
О, Русь моя! — В твоей природе
хранится вечно чистота.

Учитель: Наша русская природа еще десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов, музыкантов, художников на создание прекрасных произведений. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Весна в поэзии, музыке и искусстве" »

Классный час на тему: «Весна в музыке, поэзии, искусстве».

 Цели классного часа:

 1. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

2.Показать благотворное влияние природы на душевные качества людей и на музыкальные и поэтические произведения.

3. Формировать эстетический вкус.

Оформление:

 Презентация «Картины природы великих художников», выставка сборников стихов о природе, выставка рисунков детей о природе родного края.

Подготовка: Класс делится на группы: художники, композиторы, поэты; каждая группа заранее получает свои определенные задания по подготовке классного часа; дети заранее рисуют рисунки о природе.

Ход занятия.

  1.    Ученик читает стихотворение на фоне лесных звуков (фонозапись)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С. Смирнов

Учитель: Вокруг нас - природа, и мы живем все вместе в одном большом и загадочном мире. Вам нравится этот мир природы? А как можно показать, что именно нравится вам в этом мире? Ответы детей.

- Вы, наверное, не задумывались, что у каждого города, деревни есть свои звуки, краски. Вы можете удивиться, но свои звуки, музыка, краски есть и у каждого времени года. Сегодня наш классный час будет посвящен ВЕСНЕ.

2. Работа группы композиторов.

Ученик из группы композиторов.

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

Вот потому-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется волна,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка, и гобой…

Учитель: Людей, которые изображают природу музыкой, называют композиторами, а их произведения: вальсами, сонатами, симфониями, сюитами и т.д.

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОНЦЕРТА «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» ВИВАЛЬДИ

Сообщение ученика о композиторе.

Анто́нио Лючио Вива́льди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. ПОРТРЕТ

«Времена года» Антонио Вивальди— одно из самых знаменитых его произведений. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года.

Концерт Времена года – «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Скрипка иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение, яркость красок свидетельствует о пробуждении природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
3. Работа группы художников.

Ученик из группы художников.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …(пейзаж).

Учитель:  Есть люди, которые красками пишут живой мир природы, их называют живописцами, а картины – пейзажами.

Ранняя весна. Оттепель, Саврасов ПОРТРЕТ  

Сообщение ученика о художнике и его картине.

Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в любое время года. Любимая художником АЛЕКСЕЕМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ САВРАСОВЫМ весна, особенно ранняя, по мнению многих не самое привлекательное время для пейзажа. Саврасов же, напротив, именно этому периоду уделял в своем творчестве основное внимание.
   Работа полна предчувствия пробуждения. Взволнованные приходом тепла птицы суетятся вокруг старых гнезд, снег полон серовато-желтых тяжелых тонов. Глядя на работу, у нас возникает иллюзия, что снежный покров тает на глазах. Пусть небо еще совершенно зимнее, хмурое и "снежное", но постоянно растущие проталины скоро освободят землю от зимнего ковра.
     Церквушка, приземистые избы - еще не вполне освободились от снега, но невидимое на картине солнце уже освободило крыши построек.
  Художник использует голубые полутона. Они присутствуют и на небе, и отражаются в снегу и проталинах. Это сама весна - главная героиня картины.

4. Работа группы поэтов.

Ученик из группы поэтов

Я музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Учитель: Есть люди, которые, создают из слов рифмы, вкладывая все свои мысли, переживания, чувства в эти слова. Это – поэты, а создают они стихи.          

Ученик читает стихотворение.



Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...



Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"



Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.



Сообщение ученика о поэте и его стихотворении.

Федор Иванович Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

Стихотворение «Весенние воды» создано в 1830 году. Первым признаком приближения весны является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой. Пройдет совсем немного времени и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года Весна.

Учитель:

Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

5. Совместная работа групп.

«Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь…Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

НА ФОНЕ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. АПРЕЛЬ» идет рассказ о картине Левитана.

Весна. Большая вода - Левитан. 1897. Холст, масло.


   Любимое художником Исааком Ильичом Левитаном время года на картине «Весна. Большая вода» изображено в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
   Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба.   Настроение бодрое, даже веселое. Деревья, вырастающие из воды, словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.
   Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно удлиняют картину.    Пройдет совсем немного времени и набухшие на деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.

Весна, весна, как воздух чист...

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!


Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!


Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.


Это стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!».

ПОРТРЕТ
    С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор с неповторимой нежностью и трепетностью передает всю красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения. 

6. Подведение итога занятия.
   Учитель: Любое произведение поэзии, искусства, музыки имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

СТРОКИ ЗВУЧАТ НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Скажи, О, Русская природа,

Чем притягательна так ты?
И почему волнуют сердце
Твои луга, поля, цветы?
Скромна — и столь великолепна
Живая эта красота.
О, Русь моя! — В твоей природе
хранится вечно чистота.



Учитель: Наша русская природа еще десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов, музыкантов, художников на создание прекрасных произведений. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком











ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

1840-1893


АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

1678-1741




ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

1860-1900




АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

1830-1897



ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

1803-1873

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
1800 – 1844



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Классный час на тему: "Весна в поэзии, музыке и искусстве"

Автор: Антонова Оксана Викторовна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства