Конспект урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний
Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.
2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать
3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству
Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)
Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский, «Осень» А.Вивальди
Ход урока:
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие
II.Основная часть
1. Актуализация опорных знаний
(на доске размещены картины природы)
- Ребята, что вы видите на доске?
(картины природы)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)
- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.
2. Раскрытие темы урока
К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.
- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)
- Вы знаете, что в изобразительном искусстве жанр живописи, изображающий картины природы называется
Если видишь: на картине нарисована река,
или ель, иль белый иней, или сад и облака.
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
обязательно картина, называется….(пейзаж)
А в музыке – музыкальным пейзажем.
Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.
- Ребята, какое время года сейчас? (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы
сентябрь - октябрь - ноябрь
Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово СОН - в это время природа готовится ко сну: улетают птицы, деревья теряют листву. Но одно остаётся неизменным: осень красивейшая пора года, и за это её очень любят и поэты, и писатели, и художники, и композиторы.
Как много осенних пейзажей радуют глаз!
- Какие краски используют художники для изображения осени? (ответы детей)
- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы изобразить на своей картине? (ответы детей)
- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина
Осень (отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)
- Но меняется ли настроение дальше? (да) Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.
- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.
(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)
П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.
Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.
- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой? (опадание листьев, шум ветра)
- Какой была по характеру пьеса? (тихой, медленной, напевной, грустной)
- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы (минор)
(слайд с изображением портрета А. Вивальди)
Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».
Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
«Времена года. Осень.» А. Вивальди
3. Творческая работа
- Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете
Выставка работ
III. Заключительная часть.
Обобщение и подведение итогов:
Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?
- Какие пьесы слушали?
(высказывания детей…)
Поощрение активных детей оценкой.
Урок закончен.
Список литературы: Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.
Просмотр содержимого документа
«Кудельская Елена Викторовна»
Кудельская Елена Викторовна
учитель музыки
СКО. КГУ «Чкаловская коррекционная школа-интернат»
Тайыншинский р-он, с. Чкалово
Конспект урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний
Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.
2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать
3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству
Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)
Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский, «Осень» А.Вивальди
Ход урока:
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие
II.Основная часть
Актуализация опорных знаний
(на доске размещены картины природы)
- Ребята, что вы видите на доске?
(картины природы)
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)
- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.
Раскрытие темы урока
К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.
- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)
- Вы знаете, что в изобразительном искусстве жанр живописи, изображающий картины природы называется
Если видишь: на картине нарисована река,
или ель, иль белый иней, или сад и облака.
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
обязательно картина, называется….(пейзаж)
А в музыке – музыкальным пейзажем.
Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.
- Ребята, какое время года сейчас? (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы
сентябрь - октябрь - ноябрь
Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово СОН - в это время природа готовится ко сну: улетают птицы, деревья теряют листву. Но одно остаётся неизменным: осень красивейшая пора года, и за это её очень любят и поэты, и писатели, и художники, и композиторы.
Как много осенних пейзажей радуют глаз!
- Какие краски используют художники для изображения осени? (ответы детей)
- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы изобра- зить на своей картине? (ответы детей)
- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина
Осень (отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)
- Но меняется ли настроение дальше? (да) Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.
- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.
(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)
П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.
Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.
- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой? (опадание листьев, шум ветра)
- Какой была по характеру пьеса? (тихой, медленной, напевной, грустной)
- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы (минор)
(слайд с изображением портрета А. Вивальди)
Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».
Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.
«Времена года. Осень.» А. Вивальди
Творческая работа
- Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете
Выставка работ
III. Заключительная часть.
Обобщение и подведение итогов:
Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?
- Какие пьесы слушали?
(высказывания детей…)
Поощрение активных детей оценкой.
Урок закончен.
Список литературы: Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.