kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку музыки "Картины природы в музыке и поэзии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний

Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих  красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов,  поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.

2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать

3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству

Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)

Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский,  «Осень» А.Вивальди

 

Ход урока:

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие

II.Основная часть

1. Актуализация  опорных  знаний

(на доске размещены картины природы)

- Ребята, что вы видите на доске?

(картины природы)

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)

- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.

2. Раскрытие темы урока

К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.

- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях?  ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)

- Вы знаете, что в изобразительном искусстве  жанр живописи, изображающий картины природы называется

Если видишь: на картине нарисована река,

или ель, иль белый иней, или сад и облака.

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

обязательно картина, называется….(пейзаж)

А в музыке – музыкальным пейзажем.

Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.

- Ребята, какое время года сейчас?  (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы

 сентябрь -  октябрь  -  ноябрь

Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово  СОН -  в это время  природа готовится ко сну:  улетают птицы,  деревья  теряют листву.  Но одно остаётся неизменным:  осень красивейшая  пора года,  и за  это её  очень любят и поэты, и писатели,  и художники, и композиторы.

Как много осенних пейзажей радуют глаз!

- Какие краски используют художники для изображения  осени?  (ответы детей)

- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы  изобразить на своей картине?  (ответы детей)

- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...

Послушайте стихотворение А.С. Пушкина

Осень  (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)

- Но меняется ли настроение дальше? (да)  Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.

- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.

(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)

П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием  «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.

Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.

- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой?  (опадание     листьев, шум ветра)

- Какой была по характеру пьеса?  (тихой, медленной, напевной, грустной)

- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы  (минор)

(слайд с изображением портрета А. Вивальди)

Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений  «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».

Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

«Времена года. Осень.» А. Вивальди

3. Творческая работа

- Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете

Выставка работ

III.  Заключительная часть.

Обобщение и подведение итогов:

Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?

                 - Какие пьесы слушали?

                   (высказывания детей…)

Поощрение активных детей оценкой.

Урок  закончен.

 

Список  литературы:  Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кудельская Елена Викторовна»

Кудельская Елена Викторовна

учитель музыки

СКО. КГУ «Чкаловская коррекционная школа-интернат»

Тайыншинский р-он, с. Чкалово


Конспект урока в 6 классе «Картины природы в музыке и поэзии».

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний

Цель: Дать представление о произведениях музыкального и поэтического искусства, передающих красоту природы и выражающих чувства, ею вызываемые.

Задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных композиторов, поэтов; дать понятия минор, музыкальный пейзаж.

2.Развивающие: развивать умение размышлять о музыке, сравнивать, обобщать

3.Воспитательные: воспитывать интерес к классической музыке, эстетический вкус, любовь к музыкальному искусству

Оборудование: компьютер, доска, мел, наглядный материал (слайды)

Музыкальный материал: пьеса «Октябрь» П.И. Чайковский, «Осень» А.Вивальди



Ход урока:

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие

II.Основная часть

  1. Актуализация опорных знаний



(на доске размещены картины природы)



- Ребята, что вы видите на доске?

(картины природы)



- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

(подсказка: как можно связать картины природы, музыку и поэзию?)



- Итак, тема урока: Картины природы в музыке и поэзии.



  1. Раскрытие темы урока

К этой теме обращались во все времена и музыканты и поэты.

- А как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? ( Да, т.к. природа передаёт настроение. А каково оно – можно услышать в музыке и увидеть на картине)

- Вы знаете, что в изобразительном искусстве жанр живописи, изображающий картины природы называется

Если видишь: на картине нарисована река,

или ель, иль белый иней, или сад и облака.

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

обязательно картина, называется….(пейзаж)


А в музыке – музыкальным пейзажем.


Музыкальный пейзаж – это пейзаж настроения.


- Ребята, какое время года сейчас? (осень) Осенняя пора может оказаться разной: иногда осенние месяцы бывают тёплыми, иногда в эту пору трещат морозы


сентябрь - октябрь - ноябрь


Обратите внимание на первые буквы осенних месяцев – получилось слово СОН - в это время природа готовится ко сну: улетают птицы, деревья теряют листву. Но одно остаётся неизменным: осень красивейшая пора года, и за это её очень любят и поэты, и писатели, и художники, и композиторы.


Как много осенних пейзажей радуют глаз!


- Какие краски используют художники для изображения осени? (ответы детей)

- Если бы вы стали художниками и рисовали осенний пейзаж, что вы захотели бы изобра- зить на своей картине? (ответы детей)

- Какое настроение чаще всего передаёт осенний пейзаж?...


Послушайте стихотворение А.С. Пушкина

Осень (отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.


- Какое настроение в начале этого стихотворения? Каким музыкальным термином это можно назвать? (минор)


- Но меняется ли настроение дальше? (да) Дано описание пышной красоты природы, и наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Ведь и сам А.С. Пушкин много раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим, свежим воздухом осени, о чём он говорил в своих стихах.


- Многие композиторы создавали пьесы, в которых изображали разные картины природы.


(слайд с изображением портрета П.И. Чайковского)


П.И. Чайковский – создал целый сборник музыкальных пьес для фортепиано под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес, каждая из них посвящена одному месяцу года.


Сейчас вы послушаете пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». В ней рисуется картина осенней природы.


- Скажите, какие картины природы нарисовал композитор своей музыкой? (опадание листьев, шум ветра)

- Какой была по характеру пьеса? (тихой, медленной, напевной, грустной)

- Какой музыкальный лад использован для этой пьесы (минор)


(слайд с изображением портрета А. Вивальди)


Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач. Одно из самых знаменитых произведений «Времена года» написано в 1723г – это цикл концертов для скрипки с оркестром. Название переводится не совсем точно. Правильное «Четыре времени года».

Как будто бы одно и то же, но не совсем. Содержание цикла А. Вивальди несколько богаче, чем просто муз. картинки, рисующие природу. Он подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти ( весна – пробуждение природы, лето – расцвет и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Этот смысл был характерен для времени барокко. Это было ясно тогдашнему слушателю. В данном цикле А. Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности. Поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.


«Времена года. Осень.» А. Вивальди


Творческая работа


- Ребята, сейчас вы можете к понравившейся музыке изобразить свою картину природы, передать своё настроение, чувства которые испытываете


Выставка работ


III. Заключительная часть.

Обобщение и подведение итогов:

Учитель: - С какими композиторами вы сегодня познакомились?

- Какие пьесы слушали?


(высказывания детей…)


Поощрение активных детей оценкой.


Урок закончен.


Список литературы: Разумовская О.К. Зарубежные композиторы – М.: Айрис-пресс, 2008.; Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах – М.: Дет. лит., 1986.; Зильберквит М. Мир музыки – М.: Дет. лит., 1988.








Просмотр содержимого презентации
«КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ Кудельская Елена Викторовна  Учитель музыки  Чкаловская коррекционная школа -интернат

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ

Кудельская Елена Викторовна Учитель музыки Чкаловская коррекционная школа -интернат

ПЁТР ИЛЬИЧ  ЧАЙКОВСКИЙ

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

АНТОНИО  ВИВАЛЬДИ

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

  • http ://22-13.ru/osenii.html
  • http://22-13.ru/osenii.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4967122/post274489848/
  • http://triinochka.ru/post266450846/
  • http://uroku.ucoz.ru/_ph/4/2/848766071.jpg?1415104301
  • http://cyberbass.com/Major_Works/Vivaldi_A/vivaldi_gloria.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация к уроку музыки "Картины природы в музыке и поэзии"

Автор: Кудельская Елена Викторовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока на тему: "Славная осень" Н.А. Некрасов "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slavnaia-osien-n-a-niekrasov"
    ["file_id"] => string(6) "233970"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443292745"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект по чтению "А.А. Фет. "На заре ты её не буди...""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiektpochtieniiuaafietnazarietyieioniebudi"
    ["file_id"] => string(6) "278265"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453048474"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока « Стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…». Анализ стихотворения . "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-stikhotvorieniie-f-i-tiutchieva-ieshchio-ziemli-piechalien-vid-analiz-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421348671"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Образы природы в русской поэии"
    ["seo_title"] => string(30) "obrazy-prirody-v-russkoi-poeii"
    ["file_id"] => string(6) "311447"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459193529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства