Урок № 16
Тема: «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.
Цель: показать, как музыка может стать главным героем сказки, сделать её более красочной, яркой, интересной.
Музыкальный материал:
-"Сел комарик на дубочек" (белорусская народная песня) - распевание.
-"Музыкант чародей" (белорусская народная песня) - слушание.
-"Полёт шмеля" Н.А. Римского-Корсакова - слушание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1.Вступление.
На уроках в I четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения. Но не только песнями обогащает музыка литературу, часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
С давних времён люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять всё, что происходит в мире, мечтали о свободном труде, справедливости, о счастье.
Мысли людей во всех странах были похожими, но каждый народ выражал их по-своему. Из этих ожиданий и чаяний народных и возник удивительный сказочный мир, живущий по своим собственным законам.
В сказке проявилось стремление народа к художественному творчеству, к выражению своей богатой фантазии. Недаром в народе говорят: "Сказка - складка", то есть вымысел.
Сказка требует и от слушателя смелой фантазии и творческого воображения.
Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжёлую минуту.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны".
2.Распевка. "Сел комарик на дубочек".
И мы начнём эту замечательную книгу с белорусского творчества.
Белорусский народ очень певучий. И в любую свободную минуту пел.
И мы сейчас с вами распоёмся белорусской народной песней "Сел комарик на дубочек".
Распевание: (1 куплет).
пение с закрытым ртом.
-первую часть на "ля" - громко.
-вторую часть на "лю" - тихо.
пение вслух.
-петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Исполнение попевки "Сел комарик на дубок".
3.Разработка. Сказка "Музыкант - чародей".
Сейчас мы пели Белорусский фольклор.
-Что такое фольклор?
-На чём основывается фольклор?
-А что такое сказка?
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам разных Народов мира. И увидим, что с музыкой сказка становится ярче и интереснее.
Знакомясь, со сказками подумайте:
-Какое влияние оказала музыка на главных героев?
-Сказок и можно ли назвать музыку действующим лицом сказок?
(Сказочник открывает книгу сказок).
Одна из лучших сказок белорусского народа - "Музыкант - чародей".
Ребята, внимательно прослушайте сказку, и после окончания постарайтесь ответить на мои вопросы.
Слушание:
-Звучание, какого инструмента вы услышали?
-Какие чувства и мысли вызвала у вас "Мелодия для скрипки" Николая Ильича Аладова? (печали, грусти)
-О чём пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
-Почему музыка в сказке сделала чудо?
-Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Появилась бы сказка "Музыкант - чародей", если бы не было музыки?
-Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
4. Кульминация.
"Полёт шмеля" Римского - Корсакова Н. А.
Сегодня мы послушали необыкновенную скрипичную музыку.
А из чего же состоит скрипка?
Скрипка - четырёх струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру.
Верхняя и нижняя крышки корпуса называются деки.
Верхняя дека изготавливается из ели, нижняя - их клёна. Эти деки служат отражателями и усилителями звука.
К корпусу прикреплён гриф, его обычно делают из чёрного дерева. Это длинная узкая пластина, на которой натянуты четыре струны.
Для натяжения и настройки струн служат настроечные колки, расположенные на грифе.
Пальцами левой руки исполнитель укорачивает струну, прижимая её в различных местах к грифу, - этим самым он добивается различной высоты звука.
Во время игры на струнных смычковых инструментах музыкант водит по струнам смычком, который представляет собой деревянную трость с натянутым пучком конских волос. От движения смычка струна вибрирует и издаёт звук.
История сохранила имена А. Страдивари, И. Амати, И. Гварнери - выдающихся итальянских мастеров конца 16-18 в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойдёнными. Каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипках этих мастеров.
Слушание.
- Понравилась ли вам эта музыка?
- Давайте придумаем название.
- Что напоминает звучание скрипок?
- Почему вы так решили?
- Что вы можете сказать о мелодии?
- С помощью, каких выразительно-изобразительных средств композитор показал нам этот образ?
Только при таком редком единстве музыки и исполнительской технике мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль.
III. Итог урока.
Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы её слышали и в белорусской сказке.
- Так кто же является главным героем сказок?
Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки.
IV. Домашнее задание.
Выучить белорусскую народную песню «Музыкант-чародей».