kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи:

  • образовательные:
    • познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;
    • показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
    • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
    • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;
    • научить различать жанры по характеру звучания.
  • развивающие:       
    • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;
    • расширять музыкальный кругозор учащихся;
    • формировать исполнительские навыки.
  • воспитательные:
    • воспитывать музыкальный вкус;
    • формировать позитивное отношение к классической музыке.
  • коррекционные:
    • развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей
    • развивать в детях чувство прекрасного;
    • корригировать нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх);
    • корригировать особенности поведения с помощью слушания и исполнения музыкальных произведений.

Ожидаемый результат:

1.Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

2.Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.

3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

4.Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

5.5.Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.: Просвещение, 2012.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

 «Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки»

Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» (5 класс)

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи:

  • образовательные:

      • познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

      • показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;

      • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

      • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

      • научить различать жанры по характеру звучания.

  • развивающие:

      • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

      • расширять музыкальный кругозор учащихся;

      • формировать исполнительские навыки.

  • воспитательные:

      • воспитывать музыкальный вкус;

      • формировать позитивное отношение к классической музыке.

  • коррекционные:

      • развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей

      • развивать в детях чувство прекрасного;

      • корригировать нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх);

      • корригировать особенности поведения с помощью слушания и исполнения музыкальных произведений.

Ожидаемый результат:

  1. Владеть понятиями: «вокализ», «песни без слов», «баркарола и «романс» в инструментальной музыке.

  2. Знать ФИО композиторов, музыка которых звучала на уроке.

  3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

  4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

  5. 5.Уметь различать жанры по характеру звучания.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.: Просвещение, 2012.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

«Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.



Ход урока: I Организация учащихся на урок. Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.

II. Актуализация знаний.

-Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

-Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

III. Основной этап урока.

1. Беседа.

Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

- Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

  • раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

- Что это за жанр?

Может быть, вы вспомнили и произведение?

- Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

  • общность жанров песен без слов и баркаролы;

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта)

- Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

3.Музыкально-ритмическая минутка.

IV. Вокально-хоровая работа.

4.Подготовка к песенной деятельности.

а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

5.Песенная деятельность.

(На данном уроке разучивается 1 раздел песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)

(Перед разучиванием читаю текст, разбираем вместе с ребятами непонятные слова)

-О чем песня?

Словно как лебедь по влаге зеркальной,

Тихо качаясь, плывет наш челнок,

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог (2 раза).

В небе заката лучи догорают,

Розовым блеском осыпан челнок (2 раза).

Час незаметно за часом проходит,

Дальше скользим мы по зеркалу вод.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот (2 раза).

О, неужели на крыльях туманных

Утро с собой их опять принесет?

О, неужели опять принесет?

О, неужели опять принесет!

Разучивание по фразам (индивидуальное, групповое и фронтальное)

V. Подведение итогов урока.

- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

- Что такое вокализ?

- Что такое романс?

- Что такое баркарола?

- Что такое песни без слов?

- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да - это мелодия-душа музыки.

Домашнее задание: Вспомните произведение известного русского композитора, которое тоже называется «Баркарола».

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

- Урок окончен. До свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока: Жанры вокальной и инструментальной музыки

Автор: Храмцова Ирина Анатольевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_zhanrov_instrumiental_noi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "436598"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509730523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhanry-russkikh-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "213842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432145118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНР МУЗЫКИ-ОПЕРЕТТА" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhanr-muzyki-opierietta"
    ["file_id"] => string(6) "213784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432139463"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства