Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема: Подготовка к сочинению - описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Цели:
Коррекционно-обучающие: формировать навыки сбора материала к сочинению по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, научить описывать картину с натюрмортом, обучать навыкам словесного иллюстрирования, совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского.
Коррекционно-развивающие: развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать монологическую связную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, любовь к природе, чувство красоты, прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.
Оборудование: презентация, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», памятка «Типы речи», музыка П.И. Чайковского «Времена года», словарные слова, орфографическая пятиминутка, тетради по развитию речи, записи на доске.
Ход урока:
I Орг. момент
II Поэтическая минутка (чтение стихотворения о сирени на фоне музыки) (Слайд №1)
1. Всеволод Рождественский «Сирень» (читает учитель)
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
2. В. Товарков
Цветет сирень, благоухает
Поселок дачный весь в цвету,
И пруд тенистый отражает
Лиловых гроздьев красоту.
3. М. Рудерман
Сверкают в росинках
Лиловые звезды,
И в комнату льется сиреневый воздух.
- О чем эти стихотворения? Что воспевают поэты в них? (красоту, аромат сирени)
- Не правда ли, на нас сразу пахнуло весной. И почувствовать это помогла нам музыка П.И. Чайковского.
Мир музыки, мир поэзии тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства.
- Ребята, а что вы знаете об этих удивительных цветах сирени?
Ученик: Невозможно представить себе наши сады без цветущей сирени. Белые, фиолетовые, голубоватые кисти наполняют воздух тонким ароматом. Ее родина горные леса Греции и Албании, где они и сейчас растут в диком виде. В другие европейские страны сирень попала только в XVI веке, где долгое время ее выращивали только в садах богачей.
III Сообщение темы и целей урока
Слово учителя:
Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию по картине художника П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». (Слайд №2)
- Открыли тетради, записали число и тему урока.
IV Словарная работа
- Кто знает, что такое живопись?
Живопись – создание художественных образов с помощью красок.
- Тема нашего урока связана с картиной, что такое картина?
Картина – произведение живописи.
- А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией.
Репродукция – картина, воспроизведенная в книге, учебнике путем фотографии.
- Сегодня мы познакомимся с одним из жанров живописи - натюрмортом.
Натюрморт – картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари. (Слайд №3)
- Мастером натюрморта был Петр Петрович Кончаловский, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Сообщение о художнике нам подготовили… (Слайд №4)
Ученик 1: Кончаловский Петр Петрович народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, родился в 1876 году в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина). Учился в Париже в Академии Жюльена и в Петербургской Академии художеств.
Картины художника (Слайд №5, 6)
Ученик 2: Петр Петрович Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.
Любимые цветы П.П. Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в стеклянной банке». Перед нами одна из лучших картин Кончаловского, изображающая сирень «Сирень в корзине». Она находится в Москве, в Третьяковской галерее.
«Сирень в корзине» (Слайд №7)
Учитель: откройте в учебнике репродукцию картины художника.
V Беседа по картине
Почему художник выбрал такой фон? (На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)
VI Орфографическая работа
- Запишем слова и словосочетания, которые употребляются при описании картины (у доски).
Сирень, белоснежная, красноватая, пышные гроздья, тяжелые, крупные, ароматная, влажная, чудесная, очаровательная, оттенок, наслаждаться, любоваться, восхищаться, листочки.
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная)
VII Физминутка
Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, но вот одна ветка качнулась, и целый ливень обрушился на нас. Нам становится весело, потому что мы в самом сердце сиреневого моря.
VIII Работа с текстом
– Определите стиль текста (художественный).
– Какие слова выражают основную мысль этого текста? (Цветы – великие учителя художников)
«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Я пишу их, как музыкант играет гаммы… Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца».
IX Лексическая работа
Упражнение 1.
Подберите синонимы к словам:
ароматный – душистый, пахучий, благоухающий;
щедрая (природа) – богатая, обильная.
Упражнение 2.
Назовите чувства, которые вызывает у вас этот букет сирени.
Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, щемящая нежность, легкая грусть.
Упражнение 3.
Продолжите ряд подходящими по смыслу словами, которые описывают предмет:
букет стоит (дышит, благоухает, красуется);
лепестки нежные (жемчужные, влажные, ароматные, распустившиеся);
цвета мягкие (лиловые, голубоватые, бледно-розовые);
грозди пышные (крупные, тяжелые).
Слово: лиловые* см. в Толковом словаре в конце учебника (стр. 291).
X Моделирование текста
- Теперь ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения.
- Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)
- Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинении? (Описание)
См. Памятку «Типы речи»
- Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Сведения о художнике, название картины, название музея, в котором хранится сейчас картина)
- Но прежде, чем приступить к описанию, что должны мы составить? (План) (Слайд №8)
План
(Настроение, которое создает картина).
- Ребята, я считаю, что все необходимые материалы для сочинения описания по картине у вас есть. Давайте сейчас устно опишем картину. (1-2 ученика)
- Мы понимаем, что такую картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой.
Чтение стихотворения учителем (Ершова Марина «Почему живописцы сирени верны?»):
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
X Итоги урока, оценки. Д/з.
Пожелание творческих успехов в написании сочинения-описания (черновой вариант сочинения по картине).
Список использованной литературы
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 5 классе. - М.: ВАКО 2014
2. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Русский язык 5 классе. - М.: « Дрофа» 2002
Стихотворения:
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт