Тема: Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Ход урока: 1. Вход: Фонограмма песни «Музыка, здравствуй!» 2. Исполнение песни «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарев «Здоровое образование» УМК «Цветок здоровья». У. Мы о музыке продолжим наш урок. У.Я надеюсь, что урок пойдёт вам впрок. У. Послушайте музыку, подумав, скажите, Ответ нарисуйте иль напишите. Какая тема спряталась там? Нетрудно её отгадать будет вам. (Звучит фрагмент Н. Паганини «Каприс №24») У.О чём рассказала музыка и что бы вы нарисовали? У. Я надеюсь, что вы узнали и фрагмент и, конечно, инструмент. Как называется произведение? Кто автор? У. Тема урока – «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». У. Инструмент? У. Кто же ещё из музыкальных инструментов поёт душевнее, слаще маленькой скрипки. Инструменты музыкальные, Я скажу вам, - они все уникальные. Их огромное количество… Музыканты долго думали: «Как быть?» И решили их по группам разделить, Чтоб не путали в оркестре никогда Инструментов этих чудо – голоса! У. Давайте вспомним, к какой группе инструментов в оркестре относится скрипка? У. Подумайте, почему этой группе дали такое название? Струнно – смычковая – группа особая. Я вам открою секрет – Не смогут звучать инструменты как надо, Если смычка рядом нет. У. Откройте учебники стр. 112 – 113. Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую? А что вам известно об этом инструменте? А, наверно, хотели бы узнать больше. И поэтому предлагаю вам на время побывать в роли «исполнителей», «слушателей» и «музыковедов». Кого называют музыковедами? (Слово на доску!) Музыковед занимается научным трудом, изучает историю музыкального искусства. Учитель раздаёт заранее заготовленные карточки для каждой группы и из группы «исполнителей» приглашает девочку на роль скрипки. «Слушатели»: Разрешите несколько вопросов о вашей жизни специально для «слушателей». «Скрипка»: Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки. «Исполнители»: С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?! «Скрипка»: как только меня не называли! Каждый народ меня по – своему звал. Скрипка – моё русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по – русски в народе так и называют. - Я в детстве была ужасно легкомысленная. Поверите ли, серьёзные музыканты в очень далёкую пору с презрением на меня поглядывали: «Исполнители»: «Ей бы только по танцам ходить». «Скрипка»: А я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике – где танцы, там и я. Ведь до чего однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев. Правда. Пришлось подогнать фигуру свою под карманный размер. «Музыковеды»: И это вы-то, великая артистка, искуснейший из инструментов! Вы, которой композиторы доверяют самые сокровенные мелодии! «Скрипка»: О, тут не обошлось без волшебства. Такой, какая я сейчас меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера – волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: кремонские мастера. Сколько буду жить – не забуду их имена: Амати Гварнери и волшебник Страдивари. «Исполнители»: Неужели настоящие мастера? «Скрипка»: чем же они не волшебники, коль дали мне голос божественной красоты?! «Слушатели: Вы хотите сказать, что они заклинания знали? А почему же с тех пор никто ничего подобного так сделать и не смог? Почему до сих пор тайну кремонских мастеров так никто и не разгадал? Слушатели: Вы были когда-нибудь в мастерской, где трудятся над изготовлением этого инструмента? (иллюстрация гравюры 18 века «в музыкальной мастерской») А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Он трудился с 12 лет, сделал тысячи проб и только в шестьдесят лет добился своего – сотворил первый из своих чудо инструментов. И продолжал их делать до последних своих дней. «Музыковеды»: Умер великий мастер в 1738 году в возрасте 92 –х лет многие из мастеров старались, изучали, и у них получалось, неплохо, а всё равно не так. «Музыковеды»: Скажите, уважаемая скрипка, какое у вас артистическое имя, как оно пишется в нотах? «Скрипка»: В нотах имя моё пишется Violino (виолино) – на доску слово! Что значит самая маленькая из Виол… У: Благодарю Вас уважаемая скрипка, дорогие слушатели, исполнители, музыковеды. Педагог читает стихотворение Скрипка. Скрипка совсем не желает скрипеть. Скрипка умеет причудливо петь. Зовут итальянцы ее виолино, Ты только не путай, дружок, с пианино. Четыре струны, гриф, колки и смычок Изогнутой формы изящный бочок. I Две буковки эф (/) на передней панеле Чтоб звучно и ярко все скрипочки пели. Скрипач аккуратно скрипку берёт, Ее на плечо, слева, мягко кладет. Правой рукою смычок поднимает И в этот момент как бы весь замирает. Вздохнув, опускает на струны смычок... Послушаем скрипочку… Тихо, молчок! Слушание фрагмента «Мелодии» П. И. Чайковского У. Представьте себя в роли музыкантов играющих на скрипке. У. Что вы можете сказать о музыке, которая прозвучала? Какая она по настроению? Характеру? «Музыковеды»: Говорят, что голос этого инструмента ближе всех напоминает человеческий. Поэтому скрипка без слов может выразить любое человеческое чувство. У. Разворот учебника с 112 -113читаем и выбираем то стихотворение, которое соответствует услышанному произведению. У. Как вы думаете, это произведение написал русский или зарубежный композитор? Почему так решили? ( Русский, т. к. слышна песенность). У. Верно. Это произведение П. И. Чайковского «Мелодия» Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло всё. Играет скрипка. У. А теперь для сравнения предлагаю послушать знаменитую пьесу великого композитора, которую он написал для скрипки соло. (Звучит «Чакона» И. Баха) Композитор русский или зарубежный? Определите характер произведения, а теперь, и композитора. Дать понятие слова Чакона. Как развивается мелодия? Изобразите линию развития образа. Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении –варьирование. У. Как называют музыканта, искусно играющего на скрипке. Д. скрипач, виртуоз. У. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини. Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Рассмотрите картину С. Конёнкова «Паганини». Картина звучит? Какую музыку мы могли бы услышать? Она будет отлична от музыки П. И. Чайковского? И.С. Баха? Паганини выступал на концерте и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини на одной струне доиграл концерт до конца. Звучит фрагмент Н. Паганини «Каприз» У.А можно ли назвать эту музыку современной? Многие наши музыканты, композиторы обращаются к музыке великих мастеров и пишут свои музыкальные обработки, трактуют по новому, интерпретируют, и вот, какую музыкальную обработку написал современный композитор, виртуозный исполнитель Виктор Зинчук. «Каприс» в обработке В. Зинчука Что заметили? У. Давайте спросим «искусствоведов» ( появились современные электронные инструменты, вместо скрипки звучит электрогитара). У. Я вас приглашаю на динамическую паузу, весёлую минутку, с полезными движениями. (Звучит песня «Волшебный смычок»). У. А теперь мы встретимся с музыкантом скрипачом из песни «Волшебный смычок». Звучит песня «Волшебный смычок» -инсцинирование. На словах: « в руках музыканта волшебный смычок…» - берём в руки воображаемый смычок, играем и поём. Итог: какое открытие мы с вами сделали, что узнали нового и необычного? Какие новые слова узнали? Д/З. на стр. 115, 117 учебника. Выполни задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». Какую бы отметку каждый себе поставил? Рефлексия: если вам было интересно, то поапладируйте себе. И на прощание исполнение песни «До свиданья, музыка!» Выход: В. Зинчук рок –обработка «Каприз №24» | Коммуникативные УУД - использование диалогового метода, пение школьниками соло, ансамблем, хором. Личностные УУД - понимание школьниками значимости и содержания вокального произведения. Регулятивные УУД - составление и реализация исполнительского плана. Познавательные УУД - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Информационные УУД - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД - постановка цели слушания музыкального произведения и её реализация. Личностные результаты - постановка цели слушания музыкального произведения и её реализация, понимание классической музыки. Коммуникативные УУД - Использование диалогового метода. Познавательные УУД - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Информационные УУД - Потребность в дополнительном информационном источнике. Познавательные УУД –усвоение музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия. Регулятивные УУД - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД – выявление ассоциативных связей музыки с литературой. Коммуникативные УУД - Использование диалогового метода. Познавательные УУД – усвоение музыкальных терминов и понятий, прививать интерес к музыке. Регулятивные УУД – участие в художественной и проектной деятельности. Коммуникативные УУД - использование диалогового метода; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов, интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, Уметь слушать собеседника и вести диалог. Задавать вопросы; строить понятные для слушателей высказывания. Информационные УУД – рассказ учащихся, расширение источника информации. Личностные УУД - использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования. Познавательные УУД - устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей, усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке. Личностные УУД -понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. Регулятивные УУД - планирование собственных действий в процессе восприятия. Коммуникативные УУД - коллективное обсуждение в классе содержания, стиля, музыкального языка и т.п. Информационные УУД - показ экспозиции изобразительных произведений созвучных и контрастных музыкальному произведению. Познавательные УУД – размышление о музыке, применение полученных знаний о музыке и музыкантах. Регулятивные УУД - Постановка цели слушания музыкального произведения и её реализация. -рефлексия оценочная. -составление плана музыкального произведения. -проследить за драматургией развития музыкального произведения. Коммуникативные УУД - Использование диалогового метода, передача собственных впечатлений о музыке. Информационные УУД - расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны. Коммуникативные УУД - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. Через музицирование прививать интерес к музыке. Личностные УУД - использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования. | мультимедийный проектор и интерактивна доска. |