1.Организационный этап
2.Проверка выполнения домашнего задания
| Подготовить учащихся к работе на уроке
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания | Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Вход под музыку « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» (в тональности до мажор).
Я рада видеть вас на уроке. Кто вспомнил, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?
- На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов. (Слайд 1) -Как назывался этот союз? . (Слайд 2) – Вам было задано домашнее задание, подготовить сообщение о творческом союзе композиторов «Могучая кучка», захотели сделать эту работу Лиза, Егор, Софья. - А вы внимательно слушайте выступающих, а после их сообщения попробуйте ответить на вопросы, которые ребята вам зададут. ( Презентация)
| Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Учащиеся отвечают на заданные вопросы. « Богатырские ворота» М.П.Мусоргского
Могучая кучка Групповая работа Выступление группы ребят, рассказывают о творческом союзе композиторов, задают вопросы классу, по прослушанной теме. Учащиеся дают ответы, на заданные вопросы. | Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Оптимальность сочетания самоконтроля и взаимоконтроля установления правильности задания и коррекции пробелов. | 00:22-02:00
02:01 -07:57
|
3.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала | Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся | Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока. Из всех « кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г. Слайд 3 . Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь. Слайд 4. Подведение к формулированию темы. В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, создал данное произведение (Слайд 5, портрет М.П.Мусоргского ) - Кто здесь изображен? - Как называется произведение искусство, в котором изображен человек? В русском искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошо знает. -Что вы можете сказать об этом человеке? Ребята, мы так долго говорим о жанре Портрет, кто -нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока? Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». Слайд 6 - Что мы сегодня на уроке будем учиться делать? |
Фронтальная работа
М.П.Мусоргский Портрет ( в изобразительном искусстве (жанр) портрет непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Изображение человека мы называем жанром портрета. Ответы детей. Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
Ответы детей | Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы
Вывели название темы урока.
Определение цели урока | 07:58-12:15
|
4. Усвоение новых знаний и способов действия
5.Первичная проверка понимания
6.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7.Обобщение и систематизация знаний
8.Этап подведения итогов урока
9.Информация о домашнем задании,инструктаж по его проведению | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса
Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Вы знаете, ребята, Мусоргский был гениальным композитором , и в своих произведениях он очень точно показал музыкальный портрет. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Сейчас мы послушаем муз. произведение М.П. Мусоргского, название говорить я не буду. - Внимательно послушайте, о чем это произведение? - Чей музыкальный портрет вы услышите? - Какие интонации прозвучат? - Сейчас в своих тетрадях, вы должны записать слова которые у вас возникнут в ходе прослушивания? Слушаем и представляем. Слушание произведения «Сиротка» М.П. Мусоргского
- Что вы записали в своих тетрадях? - Какие интонации вы слышите? Чей музыкальный портрет вы представили? Вы очень близки в своих ответах, молодцы, вы справились с заданием, а мы прослушали музыкальное произведение, которое называется « Сиротка», написанное М.П. Мусоргским. Слайд 7 Вглядитесь в картину В.Г.Перова « Чаепитие в Мытищах». Слайд 8 -Сравните образ «Сиротки» - в музыкальном произведении Мусоргского и в картине Василия Григорьевича Перова. Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?
А теперь, вы услышите музыкальное произведение, а вдохновит ли вас музыка, как В.Г. Перова вдохновила музыка М.П. Мусоргского на создание картины. В.Г .Перов очень хорошо был знаком с этой ситуацией и изобразил свое произведение «Чаепитие в Мытищах». -А вы хорошо знаете сказки? Попробуйте в музыке Мусорского увидеть сказочный портрет, и изобразить его в своих тетрадях. Слушание произведения « Баба-Яга» М.П.Мусоргского Что вы услышали, кого изобразили и почему? Данное произведение называется « Баба-Яга» из музыкальной сюиты М.П Мусоргского « Картинки с выставки». Слайд 9 Дыхательная, оздоровительная гимнастика. А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем оздоровительную дыхательную гимнастику. Я попрошу всех встать. 1.Первое упражнение, ноги на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Делаем активный, шумный вдох носом, и медленный выдох. Первое правило нашей гимнастики, тренировать активно только вдох.. 2«Обними себя», освободитесь от напряжений, плечи при вдохе не поднимаются. 3.Упражнение «Надуй мяч», возьмем в руки « насосы», не забывайте, накачивая мячик, жмут вниз от себя, а не наоборот. Все поклоны одинаковые в пояс. Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам? Слайд 10. Мультфильм Учитель. Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам? Музыка вас вдохновила на создание Портрета, и она же вдохновила разных людей, разных эпох к созданию чего-то нового. А как вы думаете, одни произведения вдохновляет, а другие нет? А, сейчас мы с вами споем распоемся. Исполним попевку «Баба Яга». Сядьте прямо, спинки выпрямите, плечи разверните.
-Как вы думаете, добились ли мы цели сегодняшнего урока?
- Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в рисунке? Что помогло вам в этом? - Что мы научились делать сегодня на уроке?
Домашнее задание у вас будет на выбор. К чему у вас больше душа лежит к музыке или живописи 1.Передай в рисунке своё впечатление от одного из произведений М.П. Мусоргского 2. Подбери музыкальное произведение, в котором очень точно показан музыкальный портрет. Портреты бывают в пьесах и в живописи, но и в песнях тоже. В какой песни мы можем увидеть портрет героя? Исполнение песни «Маленький трубач» Молодцы! Очень хорошо поработали. Все сегодня получают оценку 5. Спасибо. Урок окончен.
| Фронтальная работа
Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Самостоятельная работа детей в тетрадях
Говорят, свои впечатление . Беседа.(то, робко, то настойчиво, то с горьким отчаянием, звучит в речи ребенка интонации просьбы, жалобы)
Ответы учащихся
Дети, рисуют в тетрадях Портрет персонажа, которого они представили. Ответы детей.
Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику
Дают ответы на вопросы. В этом гениальность, бессмертие классики творчества.
Исполнение попевки Ответы детей.( Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.)
Музыка, картины Научились сравнивать музыкальный портрет в музыке и живописи, определять музыкальный портрет в музыке. Сами создали Портрет сказочного персонажа, прослушав произведения М. П. Мусоргского. Выяснили, что одно произведение может вдохновить разных людей на создание чего-то нового.
Записывают домашнее задание
Маленький трубач
| Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации умеют слушать произведение, определять музыкальные интонации,
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. | 12:16-16:12
16:13-23:34
23:35-25:04
25:13-31:25
31:26-33:00
33:00-34:16
34:17-40:00
|