Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 6 кл.( по программе Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 6 кл.( по программе Б.М. Неменского)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЦО № 32»
№ 145/01-10 от 30.08.2016
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
МБОУ « ЦО № 32»
29.08.2016
РАССМОТРЕНО на заседании МО
учителей технологии, физической культуры, искусства, музыки, ОБЖ
29.08.2016, протокол № 145/01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6 класс
Бурковой Ларисы Рудольфовны
г. Череповец
2016 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся ___6___ общеобразовательного класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы М., «Просвещение», 2010 г. (под руководством Б.М. Неменского).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Учебный план МБОУ «СОШ № 32» 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом директора Учреждения № 188/01-10от 28.08.2015 г.;
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 32»;
Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ № 32».
Предмет изобразительное искусство входит в состав федерального компонента.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ № 32» на его изучение отводится 34 часа в год (в неделю 1 час).
Используемый учебно-методический комплект: Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского.
Цель программы: Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 6 класс
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС 6 кл.( по программе Б.М. Неменского)»
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «ЦО № 32»
№ 145/01-10 от 30.08.2016
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
МБОУ « ЦО № 32»
29.08.2016
РАССМОТРЕНО на заседании МО
учителей технологии, физической культуры, искусства, музыки, ОБЖ
29.08.2016, протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
6 класс
Бурковой Ларисы Рудольфовны
г. Череповец
2016 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся ___6___ общеобразовательного класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы М., «Просвещение», 2010 г. (под руководством Б.М. Неменского).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Учебный план МБОУ «СОШ № 32» 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом директора Учреждения № 188/01-10от 28.08.2015 г.;
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 32»;
Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ № 32».
Предмет изобразительное искусство входит в состав федерального компонента.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ № 32» на его изучение отводится 34 часа в год (в неделю 1 час).
Используемый учебно-методический комплект:Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского.
Цель программы: Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 6 класс
Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и человека;
основные жанры изобразительного искусства и этапы их развития;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства;
о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красами (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, уголь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов;
применять общие правила построения головы человека;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и по представлению;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать их; понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Используемые технологии:
Технологии проблемного диалога, исследовательского и игрового обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, групповой работы и т.д.
Критерии оценки знаний и умений учащихся.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы учащегося складывается из совокупности следующих компонентов:
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля :
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестовые задания (приложения)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Ожидаемые результаты
Дата
план
факт
корректировка
Раздел: Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 (час.) (часы)
1
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Урок изучения нового материала
Знать: виды изобразительного искусства и их место среди пространственных искусств.
Уметь: отличать художественные материалы.
1.09-5.09
2
Рисунок-основа изобразительного творчества.
комбинированный
Знать: виды рисунка, графические материалы и их выразительные возможности.
Уметь: выполнять зарисовки с натуры растений графическими материалами.
7.09-11.09
3
Линия и ее выразительные возможности.
комбинированный
Знать: выразительные свойства линии.
Уметь: выполнять по представлению линейные рисунки трав.
14.09-18.09
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
комбинированный
Знать: понятие силуэта, тона и тональной шкалы. Роль пятна в изобразительном искусстве.
Уметь: применять тональные соотношения в творческой работе.
21.09-25.09
5
Цвет. Основы цветоведения.
комбинированный
Знать: Основные, составные и дополнительные цвета. Отличать тёплые и холодные цвета. Основные свойства цвета.
I. Электронные образовательные издания (мультимедийные пособия), находящиеся в школьной библиотеке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32»:
II. 1 Таблицы:(выполненные преподавателями)
Цветовой круг
Пропорции головы человека.
Куб в линейной перспективе.
Этапы выполнения натюрморта
2 Подборки работ учащихся по темам:
-Мир наших вещей. Натюрморт.
-Вглядываясь в человека. Портрет.
-Человек и пространство. Пейзаж.
3 Подборка репродукций картин Государственной Третьяковской галереи (картон):
-Борисов-Мусатов В. Э. «Водоём»
-Васнецов В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами»
-Греков М.Б. « Тачанка»
-Иванов А.А. «Ветка»
-Крамской И.Н. «Христос в пустыне»
-Лентулов А.В. «Василий Блаженный»
-Нисский Г.Г. «Подмосковье.Февраль»
-Перов В.Г. «Странник»
-Петров-Водкин К.С. «Купание красного коня»
-Рылов А.А. «В голубом просторе»
-Шишкин И.И. «Рожь»
4 Подборка репродукций картин Государственной Третьяковской галереи:
-Асламазян М.А. « Цветущий красный кактус»
-Венецианов А.Г. «Автопортрет»
-Ге Н.Н. . «Автопортрет»
-Кипренский О.А. «Автопортрет»
-Крамской И.Н. «Автопортрет»
-Куинджи А.И. «Днепр утром»
-Мыльников А.А. «Верочка»
-Нестеров М.В. «Автопортрет»
-Перов В.Г. «Автопортрет»
-Перов В.Г.» Портрет художника Саврасова А.К.
-Пластов А.А. «Сенокос»
-Пластов А.А. «Жатва»
-Пластов А.А. «Ужин трактористов»
-Решетников Ф.П.» Прибыл на каникулы»
-Серебрякова З.Е. За туалетом. Автопортрет»
-Серов В.А. «Потрет художника Константина Алексеевича Коровина»
-Серов В.А. «Портрет И.И. Левитана»
-Сомов К.А. «Портрет Анны Петровны Остроумовой»
-Суриков В.И. «Автопортрет»
-Тансылбаев У.Т. «Сырдарья»
-Чуйков С.А. «Дочь советской Киргизии»
5 Подборка репродукций картин Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина:
-Больтраффио Джованни «Святой Себастьян»
-Матисс Анри «Красные рыбы»
-Монэ Клод «Белые кувшинки»
-Французский мастер «Портрет всадника в голубом»
6 Подборка репродукций картин Государственного русского музея:
-Айвазовский И.К. «Девятый вал»
-Дейнека А.А. «Оборона Севастополя»
-Кипренский О.А. «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова»
-Сарьян М.С. «Старое и самое новое»
-Серов В.А. «Дети»
-Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы В 1799 году»
7 Подборка репродукций картин Государственного Эрмитажа (картон):
-Ван Гог «Куст»
-Гольбейн «Портрет молодого человека»
-Кранах «Мадонна с младенцем под яблоней»
-Ленен Луи «Святое семейство»
-Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»
-Пуссен «Танкред и Эрминия»
-Питер Брейгель Младший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»
-Рембранд «Святое семейство»
-Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
-Тициан «Святой Себастьян»
-Хеда В.К. «Завтрак с крабом»
-Эль Греко «Апостол Пётр и Павел»
III. Модели
Гипсовая голова Нефертити.
Набор геометрических тел.
Список литературы.
Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского.
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского
Приложения:
Тестовые задания по изобразительному искусству для 6 класса.
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
I вариант
1. Линия, штрих, тон – основные средства художественной выразительности:
а) живописи
б) скульптуры
в) графики
2. Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:
а) набросок
б) творческий рисунок
в) технический рисунок
3. Как называется гравюра на дереве:
а) ксилография
б) литография
в) офорт
4. К какому виду искусства относится понятие « лессировка»:
а) живопись
б) графика
в) архитектура
5. Какой цвет не относится к тёплым:
а) жёлтый
б) синий
в) оранжевый
6. К какому виду изобразительного искусства относятся понятия: горельеф, барельеф:
а) живопись
б) скульптура
в) графика
7. Кто автор знаменитой скульптуры «Дискобол»:
а) Мирон
б) Микеланджело
в) Роден
8. В каком жанре работал художник Е. Чарушин,:
а) анималистический
б) мифологический
в) батальный
9. В каком жанре работали художники А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан:
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
10. Примером какого жанра служит картина В.А. Тропинина «Кружевница»:
а) портрет
б) натюрморт
в) пейзаж
11. Один из жанров изобразительного искусства, посвящённый изображению предметов обихода, снеди, цветов и пр.
а) натюрморт
б) анималистический
в) батальный
12. Примером какого жанра служит картина М. Сарьяна «Цветы», К. Петрова-Водкина «Скрипка»
а) пейзаж
б) натюрморт
в) бытовой
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
II вариант
1. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – всё это
а) живопись
б) скульптура
в) графика
2. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:
а) учебный рисунок
б) набросок
в) технический рисунок
З. как называется гравюра на металле:
а) офорт
б) ксилография
в) литография
4. Вид искусства, основным средством художественной выразительности которого является цвет:
а) графика
б) живопись
в) скульптура .
5. Какой цвет не относится к основным цветам:
а) желтый
б) красный
в) зеленый
6. Вид изобразительного искусства в котором применяют такие материалы как: сангина, уголь, пастель:
а) скульптура
б) живопись
в) графика
7. Кто автор знаменитой скульптуры «Давид»:
а) Рафаэль
б) Микеланджело
в) Леонардо да Винчи
8. Жанр, связанный с изображением животных в графике, скульптуре, живописи:
а) анималистический
б) мифологический
в) исторический
9. Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа:
а) портрет
б) пейзаж
в) натюрморт
10. Изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры:
а) анималистический
б) пейзаж
в) портрет
11. Жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы обихода, фрукты, цветы, снедь:
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж
12. Назовите жанр картин И. Машкова «Синие сливы», В. Ван Гога «Подсолнухи»:
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж
Ключ к проверке теста по теме:
«Виды и жанры изобразительного искусства»
Задание №
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
I вариант
в
а
а
а
б
б
а
а
б
а
а
б
II вариант
в
а
а
б
в
в
б
а
б
в
а
а
Критерии оценки теста по изобразительному искусству:
За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл
(ученик нашёл и отметил все правильные ответы).
Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 12 баллов
«4» - если ученик набрал 10 - 11 баллов
«3» -если ученик набрал 8 - 9 баллов
«2» -если ученик набрал менее 8 (от 0 до 7) баллов
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт.»
1 Как называется жанр изобразительного искусства, в котором изображают неодушевлённые предметы, организованные в группу?
а) пейзаж;
б) живопись;
в) портрет;
г) натюрморт.
2 Англичане называют этот жанр «тихая жизнь»
а) пейзаж;
б) портрет
в) натюрморт
3 Материалы, используемые в графике
а) акварель;
б) пластилин;
в) карандаш, уголь, фломастеры;
г) гуашь.
4 Выразительные средства в живописи
а) линия, штрих;
б) объём;
в) цветовое пятно, мазок, колорит, композиция;
г) мазок;
5 Когда и где сформировался натюрморт как самостоятельный жанр?
а) в Древней Греции;
б) в конце 16 – начале 17в в Голландии
в ) в современной России
6 Продолжи предложение: « Геометрическое тело ……. ».
а) плоское;
б) большое;
в) объёмное;
г) круглое.
7 Как переводится слово КОНСТРУКЦИЯ?
а) геометрические тела;
б) взаимное расположение частей предмета, их соотношение;
в) геометрические фигуры разной величины.
8 Чему учат правила перспективы?
а) передавать объём;
б) отображать на плоскости глубину пространства;
в) правильно рисовать графическими материалами.
9 Наиболее светлое пятно на освещённой поверхности предмета:
а) контраст;
б) блик;
в) рельеф.
10 Светотень - это:
а) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
б) тень, уходящая в глубину;
в) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
Ключи:
1. г
2. в
3. в
4. в
5. б
6. в
7. б
8. б
9. б
10. в
Тема: " Вглядываясь в человека. Портрет.» (Выберите один или несколько правильных вариантов)
1. Портрет - это:
а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;
б) изображение одного человека или группы людей;
в) образ определённого реального человека;
г) все варианты верны.
2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?