Конспект урока музыки: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве".
Конспект урока музыки: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве".
Конспект урока музыки в 5 классе, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". Цель урока: интонация как носитель смысла в музыке, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Раздел учебного курса: Музыка и изобразительное искусство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки
в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Задачи урока:
Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.
Слушать А. Паганини Каприс № 24 и сравнивать с интерпретациями С. Рахманинова, В. Лютославского, В. Зинчука.
Планируемые результаты:
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель».
Выразительные возможности скрипки.
Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
«Чакона» И. С. Бах, «Мелодия» П. И. Чайковского, «Каприс №24» Н. Паганини, интерпретации Каприса №24 – С. Рахманинова,
В. Лютославского, В. Зинчука.
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний. (Слайд 4)
Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ответы уч-ся: О музыке С. Рахманинова Сюита для двух фортепиано «Фантазии» 3-я, 4-ая части: «Слезы», «Светлый праздник».
В.Г. Кикта Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» 1-я, 2-я, 8-я части: орнамент, Групповой портрет Дочерей Ярослава Мудрого», «Скоморохи».
- Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Играет так самозабвенно, И нежно и проникновенно, Бывает первою в оркестре, Её приветствует Маэстро! Быстрей ответь мне без ошибки. О чём я говорю? О –
Ответы уч-ся: о скрипке
2. Формулирование темы урока. Планирование деятельности. (Слайд 5)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
-Теперь давайте составим план:
ПЛАН: (Слайд 6)
Познакомиться с известными скрипачами.
Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.
Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.
Слушать Каприс №24 Н. Паганини.
Сравнить интерпретации С.Рахманинова, В. Лютославского, В.Зинчука.
3. Работа над новым материалом. (Слайд 7)
Задание 1: Познакомиться с известными скрипачами и скрипичными мастерами.
Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях (Франческо Боттичини, Я. Ван Эйк.) Давайте рассмотрим портреты некоторых известных скрипачей (Слайд 8). Жанровые сценки с музыкантами-скрипачами (Слайд 9), натюрморты со скрипкой (Слайд 10).
Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать, истекая слезами, петь, говорить, кричать.
Задание 2: Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.
(Слайд 11).
Прочтите строки известных поэтов (А. Толстого, А. Блока) и послушайте произведения сочиненные для скрипки композиторами разных времен: «Чакона» И.С. Баха (XVIII в.) и «Мелодия» П. Чайковского (XIX в.).
- О чем рассказала вам музыка? Какое настроение передает музыка?
Ответы уч-ся:
(Слайд 12). В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.
(Слайд 13). Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквях. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
Задание 3: Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.
(Слайд 14). Самыми знаменитыми скрипичными мастерами были итальянские мастера: Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.
Неукротимым духом своим он побеждал зло.
(Слайд 15). Во всем мире всем известно имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза XIX века Никколо Паганини. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».
(Слайд 16). Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы.
Задание 4: Слушать Каприс №24 Н. Паганини.
(Слайд 17). Одним из самых известных сочинений Паганини стал - «Каприс №24». (В переводе с французского – прихоть, каприз).
- Послушайте фрагмент произведения, и ответьте на вопросы:
Знакома ли эта музыка?
В какой форме написано это произведение?
Почему композитор назвал свое произведение каприс?
Слушание «Каприс №24»
Ответы уч-ся:
(Слайд 18). Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.
Задание 5: Сравнить интерпретации С.Рахманинова, В. Лютославского, В.Зинчука.
Сейчас мы послушаем три интерпретации Каприса №24 - С.Рахманинова, В. Лютославского, В.Зинчука, попробуем сравнить их. (Слушание)
- Какие черты шедевра Паганини подчеркнуты композиторами и исполнителями?
- Какая из трех интерпретаций понравилась вам больше и почему?
Ответы уч-ся:
III. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы уч-ся:)
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)