kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для развития ассоциативного образного мышления и художественного воображения обучающихся, приобщение к ценностям мировой музыкальной культурыБеседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “концерт”; – развитие логического мышления, – развитие умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к музыкальному произведению; – интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие “внутреннего слуха”.   развитие эвристического, креативного, ассоциативного мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.              .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского »

Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Методическая разработка урока музыки в 3-м классе

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры

Задачи:

  1. Воспитательная – формирование интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам соседних государств.

  2. Образовательная – знакомство с частью творческой биографии великого русского композитора П.И. Чайковского, с русским и украинским фольклором.

  3. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проекторная доска;

  • персональные компьютеры;

  • презентация слайдов к уроку;

  • портреты композитора П.И. Чайковского;

  • репродукция картины К. Сомова “Концерт”.

Ход урока


– Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Я приглашаю вас сегодня в концертный зал! Мир музыки волшебной нас туда позвал!

2 Постановка задач урока

– Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал, где нас ждет прекрасная музыка. Также мне помогут ребята, которые выступят в роли “Музыковедов”, “Биографов” и “Исполнителей”. А как можно попасть на концерт? (приобрести билет)

– Верно, чтобы войти в концертный зал, необходимо приобрести билеты.


3 Основная часть.

Итак, вы получили билеты. Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали?

Что такое концерт? Верно.

Ребята, скажите, а как участники концерта узнают о том, каким номером в программе концерта они выступают?

Кто и когда установил такие правила в концерте? Когда появились первые концерты?

– Жанр “концерт” окончательно сложился к концу 18 века, хотя первые упоминания о нем относятся к более раннему времени – к началу 16 века. Ноконцертом называли совсем не тот концерт, о котором мы с вами сейчас говорим. Концерт – в переводе с латинского языка означает состязаться,а с итальянского –согласие.

В чем же здесь секрет?

Почему на разных языках одно и то же слово переводится по-разному?

А может быть, между этими словами есть общее?

Итак, компьютер нам поможет оказаться в концертном зале. По моему сигналу вы начнете поочередный просмотр слайдов. При этом вам предстоит представить себя психологами, чтобы после прослушивания рассказать о человеке-композиторе, который оставил нам это “звуковое письмо” о себе и своем времени.


Слушание.

Первичный анализ музыкального произведения

Ребята, как вы думаете, произведение, фрагмент которого сейчас прозвучал, русское или зарубежное?

Когда оно было создано в настоящее время или много лет тому назад? Почему вы так решили?

Эта музыка народная или ее создал композитор?

А как вы думаете какой русский композитор мог сочинить такое произведение?

Итак тема нашего сегодняшнего урока «Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского»

Мы познакомимся с произведениями великого композитора и узнаем, что способствовало их созданию.

С помощью “Словаря эмоциональных состояний” на следующем слайде найдите слова, которые соответствуют настроению музыки этого произведения.

(дети высказываются)

Кто сейчас участвовал в концерте? (симфонический оркестр, солист-пианист) – Солист просто исполнял свою партию или старался “переиграть” оркестр?

Что происходит между солистом и симфоническим оркестром? (Состязание) -Кто участвовал в музыкальном состязании? (фортепиано и симфонический оркестр).

Верно, это концерт для фортепиано с оркестром. – Русский художник К. Сомов создал картину “Концерт”.

Какой концерт он изобразил? (выступает девушка-певица в сопровождении виолончели)

Беседа по картине

– Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? (музыка концерта чудесна и божественна, она словно англы легка и чиста). Произведения, созданные в жанре концерт увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему вновь пережить воспоминания, задуматься о настоящем или помечтать о будущем. – Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев, П.И. Чайковский.

Обобщение

Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра

5 Анализ музыкального произведения

И сейчас мы вновь окунемся в атмосферу концертного зала, но сначала слово “Музыковедам”:

Слушание

Как вы думаете, почему обязательно на конкурсе звучит это произведение? (ответы детей)

– Какие интонации вам слышите в этом произведении? (Величественные, торжественные, праздничные).

Какой характер наиболее близок этому произведению?

Как звучала мелодия: плавно или отрывисто, постепенно или скачками? Какой темп использовал композитор, лад?

Какова сила звучания этой музыки?

Для чего композитор создал эту музыку?


“Музыковеды”: – 


– Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского известен музыкантам всего мира. А как вы думаете, почему он называется первым? (ответы детей)


Физминутка оркестр


Обобщение

П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете . Вы помните его фразу: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!”. Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей). П.И. Чайковский, как и многие композиторы, любил музыку народную и часто он использовал ее в своих произведениях. Но не только музыку русского народа любил. В музыке Первого концерта Чайковский использовал украинские народные темы: напев лирников, услышанный им на Украине. “Биографы” прочтут отрывок из письма.


– Наши “исполнители” исполнят украинскую народную песню-закличку “Веснянка. (звучит песня)


– А что означает “песня-закличка”? (песня, с помощью которой в старину зазывали Весну)

– Верно, с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости.

Особенно готовились к прилету птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц: жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят их теплых краев и Весна придет быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки, которые разучивали во втором классе. Исполнение песен-закличек:

С какими интонациями вы исполняли эти песни? Почему? (Весна – это радость, это пробуждение природы, это тепло и свет, радость и надежда на новый урожай)

Разучивание песни-заклички “Веснянка”

– Какие интонации вы услышали в этой мелодии?


Почему она имеет минорную окраску?


Каковы характерные особенности этой песни? (повторяющиеся фразы, распевное исполнение некоторых слов).


Какова роль распевов в песне? (ответы детей). –


Все ли песни-заклички исполняются одинаково? Почему одни имеют мажорную ладовую окраску, а другие – минорную? – Передайте при исполнении настроение этой песни.

Исполнение украинской народной песни “Веснянка” (“Выйди, выйди, Иванку…”)

7 Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

  Вторую жизнь приобрела украинская народная песня “Веснянка” в концерте П.И. Чайковского. В третьей, заключительной части – финале концерта, Чайковский использовал украинскую песню “Выйди, выйди, Иваньку.”


Слушание финала Первого концерта для фортепиано с оркестром.


– Как прозвучала украинская народная песня в концерте Чайковского?

Так ли она звучит, как мы ее исполняли? Изменяется ли ее характер при повторениях? Как она звучит в партии фортепиано и у симфонического оркестра? (каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах – изменяется ее сила звучания, тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие).

– Еще с XIV-XV веков многие композиторы любили импровизировать на какую-нибудь популярную тему. Так сложилась форма вариаций, которая впоследствии стала одной из самых распространённых музыкальных форм. Особенно нравилось композиторам обращаться к темам народных песен. Большой любовью пользовался этот вид вариации у русских композиторов. К народным песням обращался и П. Чайковский. И форму вариаций он использовал в Первом концерте для фортепиано с оркестром. Прослушайте еще раз и представьте картины, которые вы увидели в своем воображении. Поделитесь своими мыслями друг с другом (дети высказывают свои мысли)

8 Кроссворд:

А сейчас, я предлагаю вам разгадать кроссворд, все слова которого расположены по горизонтали. Ели вы правильно все определите, то сможете по вертикали прочесть ключевое слово урока.

Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям?

9 Сообщение домашнего задания:

– Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина! Мы побывали сегодня в концертном зале! Мы музыку слушали и сами исполняли! Дома выполните задание: продолжить знакомство с творчеством П.И. Чайковского. Прослушайте его произведение «Декабрь» из цикла «Времена года» и проиллюстрируйте.

10 Рефлексия

Нотный стан на классной доске:

А сейчас я хочу узнать, с каким вы настроением уходите с урока? Перед вами нотный стан. Напротив каждой линии находится смайлик с настроением. Поместите каждый нотку на ту строчку, где смайл соответствует вашему настроению.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Автор: Рыжкова Жанна Владимировна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по музыке для УМК «Школа 2100» по теме «Музыкальное состязание» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-muzykie-dlia-umk-shkola-2100-po-tiemie-muzykal-noie-sostiazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "192031"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427391829"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Классный час посвященный 70- летию победы в Великой Отечественной войне. Не забыть нам этой даты, что покончено с войной! "
    ["seo_title"] => string(135) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-nie-zabyt-nam-etoi-daty-chto-pokonchieno-s-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "205646"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429956888"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Бог – Творец  мира»"
    ["seo_title"] => string(18) "bogh-tvoriets-mira"
    ["file_id"] => string(6) "262708"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449404774"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "внеклассное по музыкальной литературе "Своя игра" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-po-muzykal-noi-litieraturie-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "174113"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424091653"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Сценарий концерта - лекции «90- летию со дня рождения О.Н. Хромушина посвящается…»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_kontserta_lektsii_90_letiiu_so_dnia_rozhdeniia_o_n_khromushina_posvias"
    ["file_id"] => string(6) "485735"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542220089"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства