Номинация: разработка урока по Основам православной культуры
Выбиванцевой Людмилы Ивановны
Тема урока: Бог – Творец мира
Цель: познакомить детей с русскими национальными традициями христианской духовности.
Задачи урока:
1.Обучающая: актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно – нравственного развития;
2.Развивающая: развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
3.Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Метод словесно-эмоционального воздействия: рассказ, этическая беседа, инсценирование сказки.
Планируемые результаты:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Ключевые понятия урока: БОГ, вера, Творец и Любовь, православие, скромность.
Оборудование:
1. Проектор, экран, компьютер.
2. Презентация к уроку.
3. Репродукции картин.
4. Фонограмма :«Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на солнышко.
- Какое оно? (ответы детей)
- Поднимите руку, у кого из вас такое же настроение?
- Давайте поднимем настроение тем ребятам, у которых оно не такое радужное.
Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за ладошки. Скажите друг другу добрые, нежные, ласковые слова, слова – пожелания, поддержки: «Я желаю тебе сегодня…»
II. Актуализация знаний.
- Что такое культура?
- Что такое религия?
- Какие слова благодарности вы знаете?
VI. Изучение нового материала
Человек – высшее и разумное творение Бога
Основная мысль: Человек создан по Образу Божьему.
Образ Божий раскрывается в способности человека быть свободным, любить, быть разумным, творить.
Прочитайте притчу
Мастер сделал карандаш и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: Есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.
Первое: ты волен делать всё, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.
Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймёшь, что это необходимо: тебе надо многому научиться, и, претерпев всё, ты станешь лучше.
Третье: то, что в тебе важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки.
Четвёртое: ты должен помогать другим и всегда оставлять свой добрый след.
Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдёшь своё счастье.
Ты запомнил это? Тогда пойдём. Нас ждёт много дел.
Но карандаш молчал, и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о себе.
Работы над содержанием текста:
1. Озаглавьте его.
2. Разделите текст на смысловые части.
3. Выделите в каждой смысловой части текста основную мысль.
4. Определите одним словом понятие, заключённое в каждом наставлении Мастера.
5. Дайте своё определение понятия "человек".
Таким образом, учащиеся приходят к выводам о том, что: человек – уникальное существо, наделённое душой, даром мышления, речи, высокими нравственными качествами – совестливостью, милосердием, ответственностью, чувством долга и т.д.; в словах родного языка заключена великая мудрость, но в них есть и своя тайна – забытый ныне смысл, который мы должны вернуть из небытия; мы обязаны беречь родной язык, сохранить его для потомков.
- Что такое скромность?
- Ребята, за что все уважают Слона?
Скромный -
1) Не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, хвастать своими заслугами; обладающий умеренностью во всем.
2) Умеренный в требованиях, без претензий на роскошь, богатство или особое изящество.
3) а) Свидетельствующий о благовоспитанности, сдержанности в поведении.
б) Отличающийся достаточной стыдливостью; приличный, пристойный.
VII. Закрепление изученного материала
Работа с текстом учебника: стр. 27-30
VIII.Рефлексия
Составьте синквейн со словом "человек".
Человек.
Сильный, добрый. (Мыслящий, творческий)
Любит, помогает, заботится.
Настоящий человек никого не обидит.
Друг.
IX. Домашнее задание: подобрать пословицы о человеке, слове, культуре речи, прочитать статью учебника на стр.27-30
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Бог – Творец мира»»
Конспект урока
по ОРКиСЭ
Тема: «Бог – Творец мира»
Номинация: разработка урока по Основам православной культуры
Выбиванцевой Людмилы Ивановны
учителя начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад
г. Ессентуки
Ставропольского края
2015год
Тема урока: Бог – Творец мира
Цель: познакомить детей с русскими национальными традициями христианской духовности.
Задачи урока:
1.Обучающая: актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно – нравственного развития;
2.Развивающая: развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
3.Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Метод словесно-эмоционального воздействия: рассказ, этическая беседа, инсценирование сказки.
Планируемые результаты: - Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру. - Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям. - Потребность к сопереживанию. - Приобщение к опыту православной культуры. - Ответственность за свои дела и поступки.
Ключевые понятия урока: БОГ, вера, Творец и Любовь, православие, скромность.
Оборудование:
1. Проектор, экран, компьютер.
2. Презентация к уроку.
3. Репродукции картин.
4. Фонограмма :«Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на солнышко.
- Какое оно? (ответы детей)
- Поднимите руку, у кого из вас такое же настроение?
- Давайте поднимем настроение тем ребятам, у которых оно не такое радужное.
Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за ладошки. Скажите друг другу добрые, нежные, ласковые слова, слова – пожелания, поддержки: «Я желаю тебе сегодня…»
II. Актуализация знаний.
- Что такое культура?
- Что такое религия?
- Какие слова благодарности вы знаете?
- А вот как раскрывает смысл слова «спасибо» Александр Горбовский советский писатель, историк-востоковед и индолог, автор научно-популярных и научно-художественных книг, фантастических рассказов в своём стихотворении
СПАСИБО
Певучий, живой, благодатный, Загадочный русский язык. В просторах родных, необъятных Ты благословенно возник.
В великом смешенье народов, Как пали гордыни мечты, Великому русскому роду Ниспослан по промыслу ты.
Из множества слов твоих звучных, Мне в душу запало одно: Спасибо - и нет его лучше! Как зов ко спасенью оно!
Забылись легенды и даты, Но воздух напоен Руси
Звучаньем, как вздох, благодатным: Спасибо. Спаси Бог. Спаси.
III. Целеполагание.
(Учитель демонстрирует картину – природный пейзаж и предлагает ответить на вопросы:)
- Что вы видите на картине?
- Как появилась эта картина?
- Что вы можете сказать о художнике? (фотографе)
Подводим к понятию «творец».
- Художник(фотограф) создал картину, картина - его произведение, творение, а каким еще словам можно назвать художника(Фотогрофа)? (Творец).
- А как возник столь разнообразный, прекрасный и загадочный мир?
Могла ли прекрасная природа, окружающая нас, появиться сама собой? На этот вопрос нет ответа, который принимался бы всеми людьми. Православные христиане, все верующие в Бога люди, в том числе известные учёные, считают, - не могла.
Выслушиваются все точки зрения и предположения и дети сами (обязательно!) произносят фразу: «Этот мир сотворил Бог».
- Верующие люди называют Бога Творцом. Что такое творчество?
Творчество – это создание чего-то нового, чего раньше не было.
IV.Знакомство с новым материалом
Рассказ учителя:(звучит тихая музыка – «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части.)
Православные считают, что наш красивый мир сотворил Бог.
Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем.
Что же Бог сотворил в первый день?
В начале, Бог сотворил небо и землю. 3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью.
Что было создано во второйдень?
Бог сотворил воздух и назвал eгo небом. Им разделил Бог воды. Одни разместил над небом сверху — это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом.
В третий день Бог собрал всю воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья.
В четвертый день Бог создал на небе светила - звезды и планеты. Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им, на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна.
В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц.
А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек, изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов, рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов, пушистых серых зайчиков, обезьян и всех других зверей.
Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю!
Вот так Божественной любовью и добротой был сотворен красивый мир.
- Что сотворил БОГ в первый день? Второй? …Шестой?
- Что повелел БОГ?
V. Физкультминутка.
Мы березку посадили
Мы березку посадили,
(Выпрямиться за партой.)
Мы водой ее полили,
(Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за партой.)
К солнцу ветки подняла, (Рук и вверх.)
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила.
(Поклоны головой, сесть.)
VI. Изучение нового материала
Человек – высшее и разумное творение Бога
Основная мысль: Человек создан по Образу Божьему.
Образ Божий раскрывается в способности человека быть свободным, любить, быть разумным, творить.
Прочитайте притчу
Мастер сделал карандаш и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: Есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.
Первое: ты волен делать всё, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.
Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймёшь, что это необходимо: тебе надо многому научиться, и, претерпев всё, ты станешь лучше.
Третье: то, что в тебе важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки.
Четвёртое: ты должен помогать другим и всегда оставлять свой добрый след.
Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдёшь своё счастье.
Ты запомнил это? Тогда пойдём. Нас ждёт много дел.
Но карандаш молчал, и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о себе.
Работы над содержанием текста:
1. Озаглавьте его.
2. Разделите текст на смысловые части.
3. Выделите в каждой смысловой части текста основную мысль.
4. Определите одним словом понятие, заключённое в каждом наставлении Мастера.
5. Дайте своё определение понятия "человек".
Таким образом, учащиеся приходят к выводам о том, что: человек – уникальное существо, наделённое душой, даром мышления, речи, высокими нравственными качествами – совестливостью, милосердием, ответственностью, чувством долга и т.д.; в словах родного языка заключена великая мудрость, но в них есть и своя тайна – забытый ныне смысл, который мы должны вернуть из небытия; мы обязаны беречь родной язык, сохранить его для потомков.
-Если Бог наделил человека такими дарами, то о каком отношении Бога к человеку мы можем говорить?
- Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.
- Предположите, а что требуется от человека? Как вы думаете, как должны верующие люди относиться к Богу?
Комментарий: От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.
VII. Знакомство со словами из словаря христианской этики.
- Мы продолжаем знакомство со словами из словаря христианской этики.
В глубоком тайнике души спрятано редкое качество человека. Люди, обладающие им, всегда добры, умны, щедры и честны. Но они никогда не кичатся своими достоинствами, ничего не делают напоказ, стараются быть незаметными среди окружающих.
- Что же это за качество?
- Это скромность.
«Скромность венчает добродетели»
Скромность всегда могущественна, но сила её - особого рода, она – в тишине. Может быть, вы лучше это поймёте, когда посмотрите сказку «Почему слона все любят?». (Подготовленные дети показывают сказку.)
Как-то раз, когда жаркий день в саванне клонился к вечеру, собрались на поляне звери и птицы и стали судачить о том, о сём. Слона среди них в этот раз не было, и поэтому вскоре речь зашла именно о нём. Почему Слона все любят и уважают? Важно распустив свой великолепный, пышный хвост, вперёд выступил Павлин.
Павлин: - Полюбуйтесь-ка, какой у меня прекрасный хвост! Это же просто чудо! – вскрикнул он.
-Разве у Слона такой хвост? Почему же тогда только и слышится: Слон да Слон, и ни слова о Павлине?
Оттесняя Павлина, на середину вышел Жираф.
Жираф: - У меня самая длинная, самая красивая шея! Я – самый высокий, посмотрите! Разве у Слона такая шея? Почему же все восхищаются Слоном? Его перебил мощный рёв Льва.
Лев: - Видели ли вы когда-нибудь такую густую, такую пышную гриву? У Слона вообще нет никакой гривы. И что же? Все хвалят Слона, а обо мне доброго слова никто не скажет. А я Царь зверей, Я – самый сильный и умный!
Тут все звери загалдели, каждому захотелось чем-то похвастаться и обратить на себя внимание. Заяц набрался смелости, выскочил вперёд и прокричал:
Заяц: - А я, я быстро бегаю, я очень быстро бегаю! – и шмыгнул в кусты, подальше ото Льва.
Долго ещё на поляне стоял шум и гам, пока звери не увидели, наконец, что на самом краю, за деревьями, стоит Слон. Они так увлеклись, что не заметили, когда он пришёл. Все неловко замолчали, глядя на Слона во все глаза. А он улыбался и приветливо кивал головой. Слон был высокий. Слон был сильный. Слон был умный. Слон умел быстро бегать. Но он тихо стоял в стороне и не хвалился, своими достоинствами.
И тогда звери поняли, что любят и уважают Слона за то, что он скромный.
- Что такое скромность?
- Ребята, за что все уважают Слона?
Скромный - 1) Не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, хвастать своими заслугами; обладающий умеренностью во всем. 2) Умеренный в требованиях, без претензий на роскошь, богатство или особое изящество. 3) а) Свидетельствующий о благовоспитанности, сдержанности в поведении. б) Отличающийся достаточной стыдливостью; приличный, пристойный.
VII. Закрепление изученного материала
Работа с текстом учебника: стр. 27-30
VIII.Рефлексия
Составьте синквейн со словом "человек".
Человек.
Сильный , добрый. (Мыслящий, творческий)
Любит, помогает, заботится.
Настоящий человек никого не обидит.
Друг.
IX. Домашнее задание: подобрать пословицы о человеке, слове, культуре речи, прочитать статью учебника на стр.27-30