Мероприятие разработано по принципу телевизионной игры "Своя игра" с отборочным туром для всего класса, двумя раундами по 18 вопросов и финальным раундом - 6 вопросов. Увлекательная форма и цель мероприятия направлены на повышение интереса подростков к музыкальному искусству.
Внеклассное мероприятие по музыкальной литературе «Своя игра»
с учащимися старших классов ДМШ
Цели проведения игры:
- стимулировать интерес к музыкальному искусству;
- обобщить знания, полученные на уроках;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в коллективе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, жетоны, призы, шумовые музыкальные инструменты на столах участников игры.
Правила проведения игры:
Игра начинается с отборочного тура, в котором принимает участие весь класс. Вопросы отборочного тура звучат в устной форме. Трое обучающихся, набравшие по результатам отборочного тура наибольшее количество баллов, продолжают участие в игре. Остальные учащиеся распределяются на три команды болельщиков. В двух раундах на экране появляются таблицы с темами вопросов и количеством баллов за правильный ответ. По таблице участники выбирают ячейку с вопросом, право первого выбора принадлежит лидеру отборочного тура. После озвучивания учителем вопроса право ответа принадлежит тому участнику, кто первым даст сигнал шумовым инструментом. При правильном ответе участнику прибавляется указанное количество баллов, при неверном – на этот вопрос отвечает другой участник. Если ни один из трех учащихся не дал правильного ответа, то предлагается ответить командам болельщиков. Совершается переход ко второму раунду, правила в котором остаются прежними. В финальном раунде участники поочередно, начиная с участника набравшего наибольшее количество баллов, называют тему, которая им наименее интересна. На обдумывание вопроса отводится одна минута, по истечении времени участники сдают письменный ответ, за правильный ответ прибавляется 3000 баллов. После подведения итогов объявляется победитель игры.
Ход игры
1) Отборочный тур 2) 1 раунд 3) 2 раунд 4) Финальный раунд 5) Итог игры
Музыкальные паузы между раундами - песни в исполнении детей.
Вопросы отборочного тура:
1. Кто является основоположником русской классической музыки? (М. Глинка)
2. В какой стране впервые появилась опера? (Италия)
3. Самое близкое расстояние между музыкальными звуками (полутон).
4. Как называются самые распространенные музыкальные лады? (мажор, минор)
5. Объявление о концерте? (афиша)
6. Музыкальный жанр для симфонического оркестра? (симфония)
7. Сочетание трех и более звуков? (аккорд)
8. Немецкий композитор, которого настигла глухота? (Бетховен)
9. Сколько частей в классической симфонии? (4)
10. Струнный музыкальный инструмент высокий по звучанию? (скрипка)
11. Кто сочинил оперу «Снегурочка»? (Римский-Корсаков)
12. Молчание в звучании? (пауза)
13. Расстояние между двумя звуками? (интервал)
14. Большое количество поющих артистов? (хор)
15. Знак альтерации, понижающий звук на полтона? (бемоль)
16. Чередование длительностей? (ритм)
17. Кто родился в городе Воткинске? (Чайковский)
18. Торжественная песня, которая есть у каждой страны? (гимн)
19. Как называется литературный текст к опере? (либретто)
20. Высокий мужской голос? (тенор)
21. Основатель цветомузыки? (А.Скрябин)
22. В какой опере есть персонаж Ярославна? («Князь Игорь»)
23. Музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют? (балет)
24. Спойте мелодию песни, которая начинается с интервала большая секста.
25. Ансамбль из 5 исполнителей (квинтет).
26. Сольное пение в опере? (ария)
27. Король музыкальных инструментов (орган).
28. Русский композитор – организатор «Могучей кучки» (М. Балакирев)
1 раунд
Тема
Количество баллов
В гостях у песни
100
300
500
Музыкальные инструменты
100
300
500
Музыка и математика
100
300
500
Чьё высказывание
100
300
500
Зарубежные композиторы
100
300
500
Музыка зарубежных композиторов
100
300
500
“В гостях у песни”
100 б. Спой строчку песни, где встречается слово «зима».
300 б. Угадай мелодию (песня Окуджавы «Надежды маленький оркестрик»)
500 б. Кто автор музыки гимна России? (А. Александров)
“Музыкальные инструменты»
100 б. Инструмент? (звучит балалайка)
300 б. Назовите, какую группу инструментов В. Моцарт не использовал в симфонии №40 (ударные)
500 б. Инструмент? (звучит арфа)
“Музыка и математика”
100 б. Какими двумя нотами измеряется морской путь? [Ми, ля]
300 б. Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? [До, ля]
500 б. Что означает, в переводе с греческого, слово “пропорция”? [Музыка]
“Чьё высказывание?”
100 б. «Музыку создает народ, а мы только аранжируем ее» (М.И.Глинка)
300 б. «Не ручей! – Море должно быть ему имя» (Л.Бетховен)
500 б «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» (А.Даргомыжский)
“Музыка зарубежных композиторов ”
100 б. Кто является «отцом» жанра симфония? (Гайдн)
300 б. К какому стилю музыки – классицизм или романтизм относится творчество Ф.Шопена? (романтизм)
500 б. Назовите композитора оперы по видео-фрагменту (В.Моцарт).
“Зарубежные композиторы”
100 б. Венский классик? (портрет Й. Гайдна)
300 б. Какого композитора называют «поэтом фортепиано» и ярким представителем романтизма? (Ф.Шопен)
500 б. Исправьте ошибку: «Немецкий композитор Л. Бетховен в свою последнюю 8 симфонию впервые ввел хор и певцов – солистов» (9 симфония)
2 раунд
Тема
Количество баллов
Русские композиторы
300
500
1000
Жанры музыки
300
500
1000
Музыка русских композиторов
300
500
1000
Термины
300
500
1000
«Язык» музыки
300
500
1000
П. И. Чайковский
300
500
1000
“Жанры музыки”
300 б. Какой жанр был более близок австрийскому композитору Ф.Шуберту? (песенный)
500 б. Назовите жанр музыки. (звучит концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского)
1000 б. Он родился в 18 веке. Его родиной считают Францию, Чехию и Австрию. Долгое время подвергался преследованиям. Назовите танец? (вальс)
“Музыка русских композиторов ”
300 . Сколько опер сочинил М.И Глинка? (Руслан и Людмила, Жизнь за царя)
500 б. Назовите автора музыки. (М. Глинка)
1000 б. Видео балета Р. Щедрина «Кармен-сюита». Балерина? (М. Плисецкая)
“Русские композиторы ”
300 б. Какой композитор был гардемарином, полюбил море и передал эту любовь в своем творчестве? (Н.А.Римский – Корсаков)
500 б. Чей портрет? (С. Рахманинов)
1000 б. Какие композиторы уехали заграницу и не вернулись на родину? (И.Стравинский, С.Рахманинов)
“Общая тема”
300 б. Оркестр? (фото оркестра духовых инструментов)
500 б. Какая форма музыки изображена? (рондо)
1000 б. Чья музыка звучит в современной обработке? (Бетховен)
«Термины»
300 б. Высшая точка развития мелодии. (кульминация)
500 б. Многоголосие, где каждый голос равноправен. (полифония)
1000 б. Полифоническое произведение в переводе с латинского означает «бег» (фуга)
“П.И. Чайковский ”
300 б. Какие стороны действительности отражал Чайковский в своем творчестве:
- внутренний мир человека в различных его проявлениях.
- широкое историческое движение;
500 б. Из какого произведения П.Чайковского звучит музыка? («балет Щелкунчик»)
1000 б. В какой опере встречается фраза: «Что наша жизнь? Игра!» («Пиковая дама»)
Финальный раунд
1. “В мире оперы ”
Назовите любые три оперы русских композиторов по произведениям А.С. Пушкина
2. “Музыкальный образ”
Определите название музыки А. Вивальди – «Зима», «Лето», «Весна». («Весна»)
3. “Ошибки ”
Напишите правильно: балет «Зимние грезы», симфония «Спящая Весна», опера «Красавица священная».
4. “Поэт и музыка”
Поэт посвятил А.П.К. лирическое стихотворение, а 15 лет спустя прозвучал музыкальный шедевр на эти стихи, посвященный не А.П.К., а её дочери. Назовите поэта, композитора и романс.
5. “Музыка и живопись ”
Назовите художника. Какая музыка созвучна этой картине? ( И.Левитан)
6. “Ритмы забытых танцев”
В «Дон-Кихоте» М.Сервантеса упоминается старинный испанский танец-шествие, в котором кроме обычного ударения на 1 доле трёхдольного такта появляется ударение и на 2 доле. Назовите танец. (сарабанда)