Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок во 2 классе "Симфоническая сказка"»
Открытый урок музыки во 2 классе по теме «Симфоническая сказка»
Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
=Регулятивные:
- уметь определять по характеру музыки героев;
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы - учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
=Коммуникативные:
- высказывать свое мнение;
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- критично относиться к собственному мнению, слушать других.
=Личностные:
- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;
Тип урока: изучения нового материала
Музыкальный ряд:
Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.
^ С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей
Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.
^ Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс
Ход урока:
Учитель: Я хочу с вами немного поиграть. Закройте глаза и внимательно вслушивайтесь. Тот, кого я трону за плечо, должен сказать: «Волшебный мир искусства». А остальные попытаются отгадать на слух, кто произнес данную фразу.
Проводится игра «Угадай по голосу»
Учитель: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его имя?– по голосу
Учитель: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте возьмем карточку и запишем в нем новое для вас словоТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение (слайд 4) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Дети: Да, есть!
Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру, узнаем к какой группе инструментов они относятся.
Сейчас мы отправимся в путешествие и попадем в концертный зал, где познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра(Слайд 1)
Учитель: Что такое оркестр?
Ответы детей: Это большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.
Учитель: Какие виды оркестров вам знакомы? (Слайд 2)
Ответы детей: оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический
Учитель: А что вы знаете об оркестре русских народных инструментов? (Слайд 3)
Дети: В его состав сходят 3 группы инструментов:1. струнные – гусли, домры, балалайки; 2. Духовые деревянные – дудочки, свирели, рожки, свистульки; 3. Ударные – ложки, трещетки, колокольчики, бубенчики, бубны, рубель.
Учитель: А сейчас давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучали?
Ответы детей:
Учитель: Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску.
Каждый инструмент оркестра оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (слайд 5)
Ребята, вам знаком этот композитор?
Дети: Это Сергей Сергеевич Прокофьев, русский композитор 20 века.
Учитель: Что вы о нем знаете?
Дети: Сочинять музыку он начал с 5 лет. В 9 лет написал оперу «Великан». Он очень любил детей и написал для них альбом пьес для фортепиано «Детская музыка».
Учитель: Да, это Сергей Сергеевич Прокофьев и он очень любил детей и пытался интересно рассказывать детям о музыке. В 1936 году на свет появилась необычная сказка – симфоническая. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.
Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»
Учитель: Правильно! Симфоническая сказка называется «Петя и волк»
Почему сказка симфоническая?
Ответы детей: Потому что она написана для симфонического оркестра.
Учитель: Да, это правильный ответ. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в карточках запишем еще один непонятный для вас еще пока термин. (Слайд 5 - лейтмотив)
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА
Композитор С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. (Слайд 6) Кто главный герой сказки?
Учитель: Петя — мальчик, такой же, как и все дети, — играет, веселится, танцует и поет, «разговаривает» со своими знакомыми.
Какие интонации вы бы могли услышать в мелодии темы Пети?
Ответы детей: Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Пионер Петя имеет светлую, задорную мелодию.
Учитель: Какие инструменты могут исполнить тему Пети?
Ответы детей: Тему Пети исполнят струнные, например - скрипки
Учитель: Почему скрипки?
Ответы детей: Тембр у скрипки – мягкий, нежный, напевный, как у человека
Звучит тема Пети.
Учитель: Вы оказались правы, действительно тему Пети исполняют струнные инструменты, а точнее - струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. Заполняем карточку – каждую группу карандашами определенных цветов струнно-смычковую группу – ЖЕЛТЫМ карандашом!!!
Учитель: Это не случайно. Ведь Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.
Учитель: А ритмический рисунок мелодии Пети ровный или пунктирный?
Ответы детей: Пунктирный, отрывистый
Учитель: Именно эта особенность придает задор и энергию данной мелодии, а светлую окраску — мажорный лад. А что такое лад?
Ответы детей: настроение в музыке
Учитель: Покажите движениями рук, как играют на струнных инструментах. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
Учитель: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
Ответы детей: Это марш.
Учитель: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)
Учитель: А сейчас мы познакомимся с птичкой.(Слайд 8) Какой может быть птичка?
Дети: Птичка, маленькая и легкая, она летает, порхает, машет крылышками.
Учитель: А какой инструмент звучит как пение птички?
Дети: флейта.
Учитель: А какой по характеру может быть мелодия Птички?
Учитель: Тема птички – легкая, острая, напоминает чириканье. Мелодия звучит быстро, в высоком регистре. Что такое регистр?
Дети: высота звука
Слушание темы Птички.
Учитель: Какое настроение у Птички?
Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное, ее изображает высокий «чирикающий» звук флейты.
Учитель: К какой группе инструментов относится флейта?
Учитель: Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.
Не зря про флейту сочинили такое стихотворение:
Красив и величав, голос флейты зазвучал:
Спорить с песнею моей может только соловей.
Ребенок играет на флейте
Учитель:Уточка! Неторопливую поступь («вперевалочку») утки и ее кряканье изображает гнусавый гобой. (Слайд 9)
Слушание темы Утки
Учитель: Какой тембр у гобоя?
Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, сдавленный, в нижнем регистре. Похож на кряканье.
Учитель: Как можно охарактеризовать мелодию темы Уточки?
Дети: Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.
Учитель: К какой группе инструментов он относится?
Дети: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. – ЗЕЛЕНЫЙ КАРАНДАШ!!!
Учитель: Наш следующий герой – кошка(Слайд 10)
Какой у нас может быть кошка?
Дети: она ходит неслышно, вкрадчиво
Учитель: Покажите жестами, движениями этого героя сказки
Какой может быть мелодия Кошки?
Дети: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.
Слушание темы кошки
Учитель: Какой инструмент исполнял тему кошки?
Дети: Тему исполняет кларнет.
Учитель: Какой тембр у кларнета?
Дети: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.
Учитель: К какой группе инструментов относится?
Дети: к группе деревянных духовых инструментов – ЗЕЛЕНЫЙ КАРАНДАШ!!!
Учитель: Как звучала тема у кларнета?
Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто
Учитель: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.
Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши
Давайте покажем движения кошки:
Уселась кошка на окошко (Наклоны головы вправо-влево).
Стала лапкой ушки мыть (Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха)
И мы движения за кошкой (Мягкая поступь лапками)
Сумеем тоже повторить (Виляние хвостиком)
Учитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке(Слайд 11) Каким может быть по характеру Дедушка?
Дети: Дедушка сердитый, строгий.
Учитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Какой инструмент может исполнить тему Дедушки?
Дети: Фагот.
Учитель: Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота.
Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Учитель: Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации.Прослушивание темы Дедушки
Дети: В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.
К какой группе инструментов относится фагот? – деревянных духовых инструментов – значит цвет – ЗЕЛЕНЫЙ!!!
Учитель: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?
Дети: Волк. (Слайд 12)
Учитель: Какой может быть волк?
Дети: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.
Учитель: Какие инструменты могли бы изобразить волка?
Появился волк! Звучат валторны! Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трех валторн.
Слушание темы волка
Учитель: Какой тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?
Ответы детей: тембр - звонкий, резкий, относится к группе духовых инструментов.
Учитель: Действительно - Валторна – самый высокий по звучанию из группы духовых инструментов оркестра.Её голос - поэтичный, мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь - она относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка. – ЦВЕТ – СИНИЙ!!!
Учитель: Покажите, как может рычать волк, двигаться?
Учитель: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?
Дети: Охотников! (Слайд 13)Слушание темы Охотников.
Учитель: Как же изобразил охотников Прокофьев?
Дети: Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота;
Учитель: а их выстрелы?
Дети: Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов).- группа ударных инструментов – КРАСНЫЙ ЦВЕТ!!!
Физкультминутка
Учитель: Мы с вами познакомились с героями симфонической сказки «Петя и Волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.
- А какой герой вам больше всего понравился и почему?
- Какие инструменты вы запомнили?
- Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?
- Хотели бы вы послушать сказку «Петя и волк» в концертном зале в исполнении настоящего оркестра?
Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.
А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов.
Проведение теста «Угадай-ка»
А сейчас выполните следующее задание: у вас на столах лежат схемы симфонического оркестра – Рассмотрите инструменты и выберите те, которые входят в группу струнно-смычковых инструментов. Обведите их ЖЕЛТЫМ карандашом.
Группу деревянных духовых – ЗЕЛЕНЫМ
Группу медных духовых – СИНИМ
Группу ударных - КРАСНЫМ
Таким образом, необходимо обозначить каждую группу оркестра своим цветом. (Работа в группах – 6 групп) Какая группа быстро, а главное правильно справится с заданием!