kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок во 2 классе "Симфоническая сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок во 2 классе "Симфоническая сказка"»

Открытый урок музыки во 2 классе по теме «Симфоническая сказка»


Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

Развивающие:

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Знать/понимать:

- музыкальные инструменты симфонического оркестра,

-смысл понятий: симфоническая сказка, тембр, лейтмотив, музыкальная тема, оркестр.

Уметь:

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

=Регулятивные:

- уметь определять по характеру музыки героев;

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы - учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

=Познавательные:

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

=Коммуникативные:

- высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

=Личностные:

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;

Тип урока: изучения нового материала

Музыкальный ряд:

Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.

^ С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей

Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

^ Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс






















Ход урока:

Учитель: Я хочу с вами немного поиграть. Закройте глаза и внимательно вслушивайтесь. Тот, кого я трону за плечо, должен сказать: «Волшебный мир искусства». А остальные попытаются отгадать на слух, кто произнес данную фразу.

Проводится игра «Угадай по голосу»

Учитель: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его имя? – по голосу

Учитель: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте возьмем карточку и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение (слайд 4) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Дети: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру, узнаем к какой группе инструментов они относятся.


Сейчас мы отправимся в путешествие и попадем в концертный зал, где познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра (Слайд 1)

Учитель: Что такое оркестр?

Ответы детей: Это большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

Учитель: Какие виды оркестров вам знакомы? (Слайд 2)

Ответы детей: оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический

Учитель: А что вы знаете об оркестре русских народных инструментов? (Слайд 3)

Дети: В его состав сходят 3 группы инструментов:1. струнные – гусли, домры, балалайки; 2. Духовые деревянные – дудочки, свирели, рожки, свистульки; 3. Ударные – ложки, трещетки, колокольчики, бубенчики, бубны, рубель.

Учитель: А сейчас давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучали?

Ответы детей:

Учитель: Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску.

Каждый инструмент оркестра оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (слайд 5)

Ребята, вам знаком этот композитор?

Дети: Это Сергей Сергеевич Прокофьев, русский композитор 20 века.

Учитель: Что вы о нем знаете?

Дети: Сочинять музыку он начал с 5 лет. В 9 лет написал оперу «Великан». Он очень любил детей и написал для них альбом пьес для фортепиано «Детская музыка».

Учитель: Да, это Сергей Сергеевич Прокофьев и он очень любил детей и пытался интересно рассказывать детям о музыке. В 1936 году на свет появилась необычная сказка – симфоническая. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»

Учитель: Правильно! Симфоническая сказка называется «Петя и волк»

Почему сказка симфоническая?

Ответы детей: Потому что она написана для симфонического оркестра.

Учитель: Да, это правильный ответ. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в карточках запишем еще один непонятный для вас еще пока термин. (Слайд 5 - лейтмотив)

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА

Композитор С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. (Слайд 6) Кто главный герой сказки?

Ответы детей: Петя

Учитель: Какой характер у Пети?

Ответы детей: Петя веселый, радостный, озорной мальчик.

Учитель: Петя — мальчик, такой же, как и все дети, — играет, веселится, танцует и поет, «разговаривает» со своими знакомыми.

Какие интонации вы бы могли услышать в мелодии темы Пети?

Ответы детей: Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует. Пионер Петя имеет светлую, задорную мелодию.

Учитель: Какие инструменты могут исполнить тему Пети?

Ответы детей: Тему Пети исполнят струнные, например - скрипки

Учитель: Почему скрипки?

Ответы детей: Тембр у скрипки – мягкий, нежный, напевный, как у человека

Звучит тема Пети.

Учитель: Вы оказались правы, действительно тему Пети исполняют струнные инструменты, а точнее - струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель. Заполняем карточку – каждую группу карандашами определенных цветов струнно-смычковую группу – ЖЕЛТЫМ карандашом!!!

Учитель: Это не случайно. Ведь Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.

Учитель: А ритмический рисунок мелодии Пети ровный или пунктирный?

Ответы детей: Пунктирный, отрывистый

Учитель: Именно эта особенность придает задор и энергию данной мелодии, а светлую окраску — мажорный лад. А что такое лад?

Ответы детей: настроение в музыке

Учитель: Покажите движениями рук, как играют на струнных инструментах. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

Учитель: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

Ответы детей: Это марш.

Учитель: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)


Учитель: А сейчас мы познакомимся с птичкой. (Слайд 8) Какой может быть птичка?

Дети: Птичка, маленькая и легкая, она летает, порхает, машет крылышками.

Учитель: А какой инструмент звучит как пение птички?

Дети: флейта.

Учитель: А какой по характеру может быть мелодия Птички?

Учитель: Тема птички – легкая, острая, напоминает чириканье. Мелодия звучит быстро, в высоком регистре. Что такое регистр?

Дети: высота звука

Слушание темы Птички.

Учитель: Какое настроение у Птички?

Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное, ее изображает высокий «чирикающий» звук флейты.

Учитель: К какой группе инструментов относится флейта?

Дети: Флейта – деревянный духовой инструмент. Заполняем карточку – зеленым карандашом!!!

Учитель: Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.

Не зря про флейту сочинили такое стихотворение:

Красив и величав, голос флейты зазвучал:

Спорить с песнею моей может только соловей.

Ребенок играет на флейте


Учитель: Уточка! Неторопливую поступь («вперевалочку») утки и ее кряканье изображает гнусавый гобой. (Слайд 9)

Слушание темы Утки

Учитель: Какой тембр у гобоя?

Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, сдавленный, в нижнем регистре. Похож на кряканье.

Учитель: Как можно охарактеризовать мелодию темы Уточки?

Дети: Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.

Учитель: К какой группе инструментов он относится?

Дети: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. – ЗЕЛЕНЫЙ КАРАНДАШ!!!


Учитель: Наш следующий герой – кошка (Слайд 10)

Какой у нас может быть кошка?

Дети: она ходит неслышно, вкрадчиво

Учитель: Покажите жестами, движениями этого героя сказки

Какой может быть мелодия Кошки?

Дети: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.

Слушание темы кошки

Учитель: Какой инструмент исполнял тему кошки?

Дети: Тему исполняет кларнет.

Учитель: Какой тембр у кларнета?

Дети: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.

Учитель: К какой группе инструментов относится?

Дети: к группе деревянных духовых инструментов – ЗЕЛЕНЫЙ КАРАНДАШ!!!

Учитель: Как звучала тема у кларнета?

Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто

Учитель: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.

Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши

Давайте покажем движения кошки:

Уселась кошка на окошко (Наклоны головы вправо-влево).

Стала лапкой ушки мыть (Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха)

И мы движения за кошкой (Мягкая поступь лапками)

Сумеем тоже повторить (Виляние хвостиком)


Учитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке (Слайд 11) Каким может быть по характеру Дедушка?

Дети: Дедушка сердитый, строгий.

Учитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Какой инструмент может исполнить тему Дедушки?

Дети: Фагот.

Учитель: Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота.

Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

Учитель: Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации. Прослушивание темы Дедушки

Дети: В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.

К какой группе инструментов относится фагот? – деревянных духовых инструментов – значит цвет – ЗЕЛЕНЫЙ!!!


Учитель: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?

Дети: Волк. (Слайд 12)

Учитель: Какой может быть волк?

Дети: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.

Учитель: Какие инструменты могли бы изобразить волка?

Появился волк! Звучат валторны! Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трех валторн.

Слушание темы волка

Учитель: Какой тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?

Ответы детей: тембр - звонкий, резкий, относится к группе духовых инструментов.

Учитель: Действительно - Валторна – самый высокий по звучанию из группы духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь - она относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка. – ЦВЕТ – СИНИЙ!!!

Учитель: Покажите, как может рычать волк, двигаться?


Учитель: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?

Дети: Охотников! (Слайд 13) Слушание темы Охотников.

Учитель: Как же изобразил охотников Прокофьев?

Дети: Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота;

Учитель: а их выстрелы?

Дети: Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов).- группа ударных инструментов – КРАСНЫЙ ЦВЕТ!!!


Физкультминутка


Учитель: Мы с вами познакомились с героями симфонической сказки «Петя и Волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.

- А какой герой вам больше всего понравился и почему?

- Какие инструменты вы запомнили?

- Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?

- Хотели бы вы послушать сказку «Петя и волк» в концертном зале в исполнении настоящего оркестра?

Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.


А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему и решим небольшой тест, который состоит всего из семи вопросов.

Проведение теста «Угадай-ка»

А сейчас выполните следующее задание: у вас на столах лежат схемы симфонического оркестра – Рассмотрите инструменты и выберите те, которые входят в группу струнно-смычковых инструментов. Обведите их ЖЕЛТЫМ карандашом.

Группу деревянных духовых – ЗЕЛЕНЫМ

Группу медных духовых – СИНИМ

Группу ударных - КРАСНЫМ

Таким образом, необходимо обозначить каждую группу оркестра своим цветом. (Работа в группах – 6 групп) Какая группа быстро, а главное правильно справится с заданием!

Рефлексия: (Работа в группах) – составить синквейн: Петя птичка дедушка волк утка кошка

Домашнее задание: Нарисовать понравившегося персонажа сказки рядом с инструментом его изображающим.

Выставление оценок.

Итог урока: «Весеннее настроение». Если вам понравился наш урок, то пусть эта яблоня зацветет. Раздать цветки, дети приклеивают их на дерево.


Строгие правила составления «Синквейнов»:

  1. Тема, выраженная одним словом – существительным

  2. Описание темы в двух словах – прилагательные

  3. Описание действия тремя словами

  4. Фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  5. Одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

  1. Петя

Любопытный, храбрый

Гуляет, спасает, ловит

Смелый мальчик не боится волка.

Герой

  1. Дедушка

Сердитый, строгий

Ворчит, сердится, ругает

Дед воспитывает своего внука.

Мудрец

  1. Волк

Злой, опасный

рычит, рыщет, воет

Опасный зверь бродит около дачи.

Хищник

  1. Утка

Медлительная, неповоротливая

Крякает, переваливается, плавает

Птица, которая не умеет летать.

Кряква

  1. Птичка

Веселая, маленькая

Летает, чирикает, порхает

Радостно и беззаботно летает и поет.

Певунья

  1. Кошка

Осторожная, хитренькая

Крадется, ходит, лазает

Ласковый зверек с мягкими лапками.

Мурлыка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок во 2 классе "Симфоническая сказка"

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "урок музыки по теме "Симфоническая  сказка" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-muzyki-po-tiemie-simfonichieskaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "165878"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422886526"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях" "
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi-urok-v-5-klassie-rol-muzyki-v-basniakh"
    ["file_id"] => string(6) "198981"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428496025"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Открытый урок по музыкальной литературе на тему:"Театральные жанры: балет. П.И.Чайковский "Щелкунчик" "
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-po-muzykal-noi-litieraturie-na-tiemu-tieatral-nyie-zhanry-baliet-p-i-chaikovskii-shchielkunchik"
    ["file_id"] => string(6) "122422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414245192"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация для урoка по музыке "Что за прелесть эти сказки" в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia_dlia_uroka_po_muzykie_chto_za_prieliest_eti_skazki_v_5_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "411695"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493185111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства