kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по музыкальной литературе на тему:"Театральные жанры: балет. П.И.Чайковский "Щелкунчик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  знакомство с жанром балета.

Задачи урока:

Обучающая: на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» дать понятие о жанре «балет», его строении, историческом развитии, значении для мировой художественной культуры, внедрение ИКТ на уроках музыкальной литературы.

Развивающая: развивать а) музыкальное чутье на различный характер музыки; б)творческий потенциал учащихся на уроках музыкальной литературы.

Воспитывающая: вести к стремлению любить музыку, воспитывать культуру слушания.

Тип урока: лекционный комбинированный

Форма урока: урок-беседа

Технология: ИКТ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, магнитофон, фрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, презентация «Балет».

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в театр, где показывают разные спектакли. Мы слушали, поговорили уже о музыке к спектаклям, об оперных спектаклях.

2.Повторение пройденного материала.

Назовите их.

- Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» Э.Грига, опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Хорошо, молодцы! А теперь скажите мне, пожалуйста, как выражают герои свои чувства, мысли. И понятно ли нам, слушателям, то, что происходит на сцене?

-Герои в опере поют, двигаются по сцене, выполняют действия. Помогают понять то, что происходит декорации, предметы.

Давайте вспомним, где раскрывается образ любящей, нежной Людмилы, храброго и тоскующего по своей возлюбленной Руслана, комичного Фарлафа, мудрого Баяна?

- В каватине, арии, рондо, песне.

А всегда ли, для того, чтобы понять характер персонажа, необходимо услышать его голос, вокальную партию? Вспомните героя оперы «Руслан и Людмила», который не имеет вокальной партии, но, тем не менее, мы четко понимаем, что это за герой.

-Это Черномор показанный композитором с помощью целотоновой гаммы и марша.

        3.  Объяснение нового материала.

То есть очень часто характер героев раскрывает симфонический оркестр, который «договаривает» то, что недосказывает сам персонаж. И сегодня мы с вами увидим, услышим это на примере музыкального спектакля, где действующие лица вовсе не имеют вокальных партий, а выражают свои чувства, мысли с помощью движения. Это – балет.                              Слайд №1.

Запись в музыкальный словарик.

Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». Обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.

 Слайд №2.

А мы видим это на примере произведения немецкого писателя Гофмана и русского композитора П.И. Чайковского.

О чем это произведение и его название вы мне скажите  сами, прослушав загадку Незнайки.

Видеоролик.

Итак, как называется это произведение и о чем оно?

Слайд №3.

- «Щелкунчик», о рождественском приключении Мари и Щелкунчика.

Слайд №4.

Итак, вот-вот начнется балетный спектакль П.И. Чайковского «Щелкунчик» по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Прислушайтесь. Это настраивается большой симфонический оркестр. Давайте вспомним голоса музыкальных инструментов большого симфонического оркестра (ссылка «Волшебная книга»).

Итак, у детей веселый новогодний праздник. В самом начале балета звучит марш. Давайте послушаем его. Представьте себе богато наряженную елку.

Слайд №5.

Снежные хлопья за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной елки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг елки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.

(Слушание. «Марш» из балета П.Чайковского. При повторном прослушивании иллюстрация танцевальными движениями)

Слайд №6.

И вот в зале появляется новый гость – фокусник. Он дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Весь вечер дети проиграли с ним, заставляя вновь и вновь раскалывать орехи. А когда кончился вечер, Маша уложила Щелкунчика в кукольную кроватку. Когда гаснет свет и в доме становится тихо, Маше снится сон, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

(Слушание отрывка из балета «Щелкунчик», иллюстрация движениями роста елки)

П.Чайковский в своем дневнике об этом писал так: «Елка начинает расти. Музыка в течении 48 тактов идет в нескончаемом крещендо».

Что такое крещендо?

- это постепенное усиление звука.

Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя елка превращается в большую, гигантскую.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».

И вот, когда елка стала большой из всех щелей комнаты начали выползать мыши. И между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик, завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает ее в мышиного короля.

Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который предлагает совершить по Конфетенбургу, столице кукольной страны.

Слайд №7

Вот мы и на месте. Конфетенбург – веселый, шумный город. Ворота этого города сооружены из миндального печенья. А рядом находится Цукатная роща, все деревья которой сделаны из цукатов. Для каждого жителя Конфетенбурга композитор П.Чайковский сочинил свою музыку. Например, для шоколада – «Испанский танец», для чая, который появился в Китае – «Китайский танец». Есть свой танец и у хозяйки сказочного сахарного дворца. Ее зовут фея Драже. Танец феи Драже выделяется необычным звучанием оркестра.

Слайд №8

Когда композитор П.Чайковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальной инструмент, который называется челеста. Этот инструмент, на котором играют, нажимая на клавиши, обладал холодноватым, прозрачно серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе П.Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».

Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальс цветов».

Слайд №9-10 (На фоне музыки) После виртуозных переливов арфы одна за другой пышно «расцветают» темы вальса. Певуче, торжественно звучит тема у валторн. Ее сменяет сочное звучание струнных, поющих красивую лирическую мелодию. Во второй (центральной) части вальса появляется изящная и гибкая мелодия флейт и гобоев. Широко, напевно льется тема у виолончелей. Все темы «Вальса цветов» непрерывно развиваются, сплетаются, словно образуя яркий, красочный букет.

4.Закрепление пройденного материала.

Игра «Щелкунчик».

Музыкальная викторина.

5.Домашнее задание.

Подготовить рассказ о балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

6.Подведение итогов.

Охарактеризовать работу класса. Выставить оценки.

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыкальной литературе на тему:"Театральные жанры: балет. П.И.Чайковский "Щелкунчик" »

Открытый урок по музыкальной литературе на тему: «Театральные жанры: балет. П.И.Чайковский. «Щелкунчик»».

Тема урока: Балет. Театр оперы и балета.

Цель урока: знакомство с жанром балета.

Задачи урока:

Обучающая: на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» дать понятие о жанре «балет», его строении, историческом развитии, значении для мировой художественной культуры, внедрение ИКТ на уроках музыкальной литературы.

Развивающая: развивать а) музыкальное чутье на различный характер музыки; б)творческий потенциал учащихся на уроках музыкальной литературы.

Воспитывающая: вести к стремлению любить музыку, воспитывать культуру слушания.

Тип урока: лекционный комбинированный

Форма урока: урок-беседа

Технология: ИКТ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, магнитофон, фрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, презентация «Балет».

Ход урока:


1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.


Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в театр, где показывают разные спектакли. Мы слушали, поговорили уже о музыке к спектаклям, об оперных спектаклях.


2.Повторение пройденного материала.


Назовите их.

- Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» Э.Грига, опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Хорошо, молодцы! А теперь скажите мне, пожалуйста, как выражают герои свои чувства, мысли. И понятно ли нам, слушателям, то, что происходит на сцене?

-Герои в опере поют, двигаются по сцене, выполняют действия. Помогают понять то, что происходит декорации, предметы.

Давайте вспомним, где раскрывается образ любящей, нежной Людмилы, храброго и тоскующего по своей возлюбленной Руслана, комичного Фарлафа, мудрого Баяна?

- В каватине, арии, рондо, песне.

А всегда ли, для того, чтобы понять характер персонажа, необходимо услышать его голос, вокальную партию? Вспомните героя оперы «Руслан и Людмила», который не имеет вокальной партии, но, тем не менее, мы четко понимаем, что это за герой.

-Это Черномор показанный композитором с помощью целотоновой гаммы и марша.

3. Объяснение нового материала.

То есть очень часто характер героев раскрывает симфонический оркестр, который «договаривает» то, что недосказывает сам персонаж. И сегодня мы с вами увидим, услышим это на примере музыкального спектакля, где действующие лица вовсе не имеют вокальных партий, а выражают свои чувства, мысли с помощью движения. Это – балет. Слайд №1.

Запись в музыкальный словарик.

Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». Обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.

Слайд №2.

А мы видим это на примере произведения немецкого писателя Гофмана и русского композитора П.И. Чайковского.

О чем это произведение и его название вы мне скажите сами, прослушав загадку Незнайки.

Видеоролик.

Итак, как называется это произведение и о чем оно?

Слайд №3.

- «Щелкунчик», о рождественском приключении Мари и Щелкунчика.

Слайд №4.

Итак, вот-вот начнется балетный спектакль П.И. Чайковского «Щелкунчик» по сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Прислушайтесь. Это настраивается большой симфонический оркестр. Давайте вспомним голоса музыкальных инструментов большого симфонического оркестра (ссылка «Волшебная книга»).

Итак, у детей веселый новогодний праздник. В самом начале балета звучит марш. Давайте послушаем его. Представьте себе богато наряженную елку.

Слайд №5.

Снежные хлопья за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной елки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг елки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.

(Слушание. «Марш» из балета П.Чайковского. При повторном прослушивании иллюстрация танцевальными движениями)

Слайд №6.

И вот в зале появляется новый гость – фокусник. Он дарит детям игрушки. И среди них – забавная кукла, которая умеет раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Весь вечер дети проиграли с ним, заставляя вновь и вновь раскалывать орехи. А когда кончился вечер, Маша уложила Щелкунчика в кукольную кроватку. Когда гаснет свет и в доме становится тихо, Маше снится сон, что елка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

(Слушание отрывка из балета «Щелкунчик», иллюстрация движениями роста елки)

П.Чайковский в своем дневнике об этом писал так: «Елка начинает расти. Музыка в течении 48 тактов идет в нескончаемом крещендо».

Что такое крещендо?

- это постепенное усиление звука.

Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя елка превращается в большую, гигантскую.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».

И вот, когда елка стала большой из всех щелей комнаты начали выползать мыши. И между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик, завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает ее в мышиного короля.

Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который предлагает совершить по Конфетенбургу, столице кукольной страны.

Слайд №7

Вот мы и на месте. Конфетенбург – веселый, шумный город. Ворота этого города сооружены из миндального печенья. А рядом находится Цукатная роща, все деревья которой сделаны из цукатов. Для каждого жителя Конфетенбурга композитор П.Чайковский сочинил свою музыку. Например, для шоколада – «Испанский танец», для чая, который появился в Китае – «Китайский танец». Есть свой танец и у хозяйки сказочного сахарного дворца. Ее зовут фея Драже. Танец феи Драже выделяется необычным звучанием оркестра.

Слайд №8

Когда композитор П.Чайковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальной инструмент, который называется челеста. Этот инструмент, на котором играют, нажимая на клавиши, обладал холодноватым, прозрачно серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе П.Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик».

Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальс цветов».

Слайд №9-10 (На фоне музыки) После виртуозных переливов арфы одна за другой пышно «расцветают» темы вальса. Певуче, торжественно звучит тема у валторн. Ее сменяет сочное звучание струнных, поющих красивую лирическую мелодию. Во второй (центральной) части вальса появляется изящная и гибкая мелодия флейт и гобоев. Широко, напевно льется тема у виолончелей. Все темы «Вальса цветов» непрерывно развиваются, сплетаются, словно образуя яркий, красочный букет.

  1. Закрепление пройденного материала.


Игра «Щелкунчик».

Музыкальная викторина.

Щелкунчик.


  1. Домашнее задание.


Подготовить рассказ о балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского.


  1. Подведение итогов.


Охарактеризовать работу класса. Выставить оценки.



Педагог дополнительного образования

по теоретическим дисциплинам

Дунаева.О.И.

г.о. Самара, 2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Дунаева Ольга Ивановна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122422

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства