Открытый урок по сольфеджио по теме: «Ритмические упражнения»
Открытый урок по сольфеджио по теме: «Ритмические упражнения»
Разработка театрализованного урока-путешествия на основе сказки ученицы ДШИ. В ходе увлекательного приключения, ребята выполняют трудные ритмические упражнения и задания, в результате чего не только спасают ноты, но и зарепляют важные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по сольфеджио по теме: «Ритмические упражнения»»
МАУ ДО «Лихославльская ДШИ»
Открытый урок по сольфеджио по теме: «Ритмические упражнения»
с учащимися 2 класса по общеразвивающей образовательной программе
Подготовила: Преподаватель теоретических
дисциплин МАУ ДО «ЛДШИ»
Пшеничная И. Н.
2017 г.
Открытый урок по сольфеджио во 2 классе по общеразвивающей образовательной программе
Тема урока: «Ритмические упражнения на уроке сольфеджио во 2 классе»
Вступление. Чувство ритма, как и слух и другие способности, даётся человеку щедрой природой при рождении. Чувство ритма может быть развито у человека в большей или меньшей степени. «И всё-таки, главное в музыке – ритм и только он один!» Н. А. Римский-Корсаков
Если мелодию лишить ритма, то вместо неё останется только звуковысотная схема.
Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки.
Для каждого жанра характерны определённые ритмические фигуры. Ни для кого не является открытием, что в музыкальном обучении детей младшего школьного возраста первостепенная роль отводится прежде всего игровой деятельности, экспериментированию. Главной целью является увлечь, заинтересовать ребёнка предметом сольфеджио.
Увлечь ребёнка, разбудить у него творческое воображение, фантазию, которая присуща любому ребёнку. И всё это происходит при помощи увлекательных, музыкально-ритмических упражнений.
План открытого урока по предмету «Сольфеджио»
для учащихся 2 класса по общеразвивающей образовательной программе.
Тема урока: «Ритмические упражнения»
Тип урока: изучение и закрепление материала в игровой форме.
Вид урока: нетрадиционный.
Форма урока: театрализованное «Сказочное путешествие в страну «Ритмоляндию»
Цели урока:
- Освоение и закрепление теоретических и практических навыков по теме «Ритмические упражнения».
- Умение оперировать полученными знаниями.
Задачи урока:
Образовательные: закрепление теоретических понятий, развитие музыкального мышления.
Развивающие: развитие ритмического слуха, музыкальной и ритмической памяти.
Воспитательные: воспитание творческой активности, умение работать в группе (команде).
Форма работы: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, эвристический.
Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источников информации: - ритмическая таблица - раздаточный материал (карточки)
- технические средства: музыкальный центр, компакт-диск
Структура урока:
Организационный момент (2 мин.)
Теоретическая разминка. Экспресс-опрос (в форме «вопрос-ответ») (3 мин.)
Чтение сказки «Сказочное путешествие в страну «Ритмоляндию.» (2 мин.)
Практические задания в игровой форме (15 – 20 мин.)
Карточки с ритмическими заданиями
Работа по ритмической таблице
Ритмические кроссворды
Ритмические упражнения
Ритмический диктант
Информация о домашнем задании (2 – 3 мин.)
Подведение итогов работы
Описание урока:
Приветствие. Подготовка к уроку. Настрой учащихся на учебную деятельность.
Экспресс-опрос по теме «Ритм».
- Что такое ритм, пульс, темп, ритмослоги, размер?
- Какие бывают длительности нот, паузы и т.д.
Форма беседы. Диалог
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите сказки? (Ответ – Да!) Поэтому сегодня мы с вами отправимся в «Сказочное путешествие в страну «Ритмоляндию.» Давайте послушаем Полину Спиридонову. (зачитывается сказка с показом рисунков см. Приложение 1и 2).»
Практические задания в игровой форме
Учитель: Ребята, надо спасать ноты! Дракон Та-ту прислал нам задания. Если мы их выполним, он вернёт нам ноты. Давайте разделимся на две команды и поплывём к сказочному острову «Та-и-ти».
Команды придумывают названия и выбирают капитанов («Марсинотки», «Ритмическая волна»).
В путешествие мы берём: путеводитель, ритмическую таблицу, нотные листы, карандаши и пр.
Команды выполняют задания по карточкам (см. Приложение 3)
Учащиеся пишут ритмический диктант (Фролова Ю. диктант № 50)
Мы выполнили все задания. Дракон «Та-ту» озвучивает: «На острове есть сундучок, где хранятся все ваши настоящие ноты»
Домашнее задание:
повторение ритмических упражнений по таблице Синяевой.
В форме экспресс-опроса закрепляются знания по теме «Ритм», выставляются оценки за экспресс-опрос.
В игровой форме закрепляются теоретические знания и практические навыки по теме «Ритмические упражнения».
Развитие музыкальной и ритмической памяти.
Приложение 1:
«Сказочное путешествие в страну «Ритмоляндию.»
Где-то далеко, в волшебном лесу Ритмоляндии жили ноточки: быстрые шестнадцатые, восьмые, четвертные, две сестрички-половинки и пузатая целая нота.
Решили как-то ноты избрать королеву. Долго думали-гадали и избрали королевой целую ноту. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели маленькие дракончики.
- Мы прилетели от дракона Та-ту, что живёт недалеко от острова «Та-и-ти». И он объявляет вам войну! – сказали они и принялись колдовать и ворожить.
Шестнадцатые ноты превратились в маленьких зверьков с поросячьими пятачками и подслеповатыми глазками. У восьмых и четвертных ноточек выросли неприятные колючие усы, а половинные сёстры приклеились друг к другу! А пузатая целая нота становилась всё больше и больше, и вообще могла лопнуть!
- Мы не можем больше так жить! – закричали ноты – Сделай что-нибудь, Королева Целая Нота!..
Приложение 3:
Задание 1 Определить ритмический рисунок к стихотворению ***
Дремлет серый зайка
Дремлет под кусточком
а)
2
4
П П
П I
П П
П I
б)
2
4
I I
I П
П П
П I
в)
2
4
П П
I I
П П
I I
Задание 2:
а) Определите длительности в последовательностях и запишите ритмические рисунки, зашифрованные ритмослогами:
ТИ-ТИ, ТА-А, ТИ-ТИ, ТА-А, ТИ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТИ, ТА-А, ТА, ТА, ТА, МО.
б) Прохлопать ритмическую последовательность с пульсацией, в разных темпах.
в) Исполнить ритмическую последовательность с использованием инструментов шумового оркестра (ложки деревянные, бубен, кастаньеты и др.)