kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Тема открытого урока: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»

Преподаватель теоретического отдела:

Шешина Вера Николаевна

Учащиеся: 5 класс, фортепианный отдел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл-2023

Тема: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»

Тип урока: комбинированный

Форма обучения: групповой урок

Продолжительность урока 40 минут.

Цель урока:  Закрепление пройденной темы «Музыкальный синтаксис», работа над вокально-интонационными упражнениями.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Формирование вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, чувства метроритма и навыка дирижирования. Закрепление теоретических знаний  по теме «Музыкальный синтаксис», применение полученных знаний на практике.

Развивающие:

Развивать музыкальную память и мышление, слуховое внимание, слуховой контроль,  внутренний слух, творческие навыки. Развивать умение правильно формулировать и излагать мысли.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к занятиям. Проявлять инициативу, волю, трудолюбие, самостоятельность при подготовке к экзамену.

Методы обучения:

1.Словесный:  беседа, пояснения, указания, уточнения, опрос.

2.Наглядный: показ педагога, раздаточный материал (карточки), учебники, аудио материал, музыкальные отрывки из произведений зарубежных, русских и тувинских композиторов.

3.Практический: интонационные упражнения, слуховой анализ, сольфеджирование, метроритмические упражнения, сочинение мелодии в форме периода.

Образовательные технологии:  здоровье-сберегающая (доброжелательная атмосфера на уроке, адекватность требований, смена деятельности. Применение ИКТ (компьютерное оборудование, мультимедийный ролик  и аудио материал).

Интеграция с другими предметами: уроки специальности, хора, слушания музыки.

Оборудование: фортепиано, столы, стулья, доска,  учебники, учебные принадлежности, компьютер.

Основные понятия и термины урока: музыкальный синтаксис и форма, интонация, мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура, периоды повторного и неповторного строения.

 

 

 

 

 

План урока

                                                          

  1. Введение
  2. Организационный момент:                                                           (1 минута)

а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.

 

  1. Основная часть урока.

а)Теоретическая часть.                                                                      (4 минуты)

Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис»

б) Практическая часть                                                                       (30 минут)

  • Вокально-интонационные упражнения
  • Анализ упр. № 442 (Б.Калмыков и Г. Фридкин ч1)
  •  с точки зрения музыкального синтаксиса и метроритма
  • Работа над метроритмом упр. №442
  • Сольфеджирование упр. № 442
  • Слуховой анализ.
  • Проверка творческого домашнего задания.

 

  1. Заключительная часть                                                                   (5 минут)

а) Подведение итогов

б) Домашнее задание

в) Самоанализ

Ход урока:

 

1.Введение

2.Организационный момент:

а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.

  1. Основная часть урока.

а) Теоретическая часть

Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис».

После прослушанного  мультимедийного фрагмента дать определение следующим терминам: музыкальный синтаксис, интонация, мотив, фраза, предложение, период, цезура, каденция, музыкальная форма, перечислить изученные виды форм (период, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо)

 

б) Вокально-интонационные упражнения

  •  Настройка на тональность H-dur. Пение Т5/3 вверх и вниз, в разброс ( I, V, III, I, III, V, I)
  • Пение гаммы H-dur вверх и вних четвертными и  в пунктирном ритме (четверть с точкой и восьмая), в размере 2/4 c дирижированием.
  • Пение неустойчивых ступеней вверх и вниз поочередно, в разброс (VII, IV, II, VI, II, IV, VII).
  • Опевание устойчивых ступеней гаммы.
  • Определение на слух отдельных ступеней гаммы.
  • Игра аккордовой последовательности, определить  названия аккордов.
  • Одноголосное пение аккордов, трехголосное пение аккордовой цепочки методом «наслаивания»

 

в) Сольфеджирование

  • Анализ упражнения № 442 с точки зрения музыкального синтаксиса. Это период неповторного строения, состоящий из двух предложение,  каждое из которых состоит из двух фраз. Найти цезуры, каденции.
  • Определить ритмические группы.
  • Сольмизация упражнения с тактированием и дирижированием. Следить за четким произнесением ритмических групп.
  • Пение хором с дирижированием в размере 2/4, с гармонической поддержкой.
  • Пение по цепочке а cappella. Смену групп проводить по фразам, не нарушая формы мелодии.  При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

г) Слуховой анализ периодов: квадратный повторного строения, квадратный

неповторного строения,  период из трех предложений.

В. Моцарт. «Пьеса»; В. Моцарт. Соната №11, А-dur; П. Чайковский. «Полька» («Детский альбом»); К. Баазан-оол. «Самоледум»; Э.Григ. «Норвежский танец».

д) Проверка творческого домашнего задания. Игра сочиненных мелодий в форме квадратного периода (c аккомпанементом и одноголосно)

  1. Заключительная часть

а) Подведение итогов

  • Отметить положительные моменты урока. Обратить внимание учащихся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе. Оценить урок. Высказать пожелания.  Сделать запись в дневнике.

б) Домашнее задание

  • Закрепить задания пройденные на уроке:

Петь и играть гамму H-dur, ступени. Играть аккорды. Петь аккорды одноголосно и трехголосно. Отработать ритм упр.№ 442, петь с дирижированием в подвижном темпе. Сочинять мелодии в форме периода, желательно с аккомпанементом.

в) Самоанализ

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М., 1966.
  2. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. Методическое пособие. – М.,1976.
  3. Панов Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки. М., 2003
  4. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М.,1968
  5. Шешина В.Н. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет: Сольфеджио (Срок обучения 5 лет) - Кызыл.,2022.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»










Технологическая карта



Тема открытого урока: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»




Преподаватель теоретического отдела:

Шешина Вера Николаевна

Учащиеся: 5 класс, фортепианный отдел






















Кызыл-2023

Тема: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»

Тип урока: комбинированный

Форма обучения: групповой урок

Продолжительность урока 40 минут.

Цель урока: Закрепление пройденной темы «Музыкальный синтаксис», работа над вокально-интонационными упражнениями.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Формирование вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, чувства метроритма и навыка дирижирования. Закрепление теоретических знаний по теме «Музыкальный синтаксис», применение полученных знаний на практике.

Развивающие:

Развивать музыкальную память и мышление, слуховое внимание, слуховой контроль, внутренний слух, творческие навыки. Развивать умение правильно формулировать и излагать мысли.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к занятиям. Проявлять инициативу, волю, трудолюбие, самостоятельность при подготовке к экзамену.

Методы обучения:

1.Словесный: беседа, пояснения, указания, уточнения, опрос.

2.Наглядный: показ педагога, раздаточный материал (карточки), учебники, аудио материал, музыкальные отрывки из произведений зарубежных, русских и тувинских композиторов.

3.Практический: интонационные упражнения, слуховой анализ, сольфеджирование, метроритмические упражнения, сочинение мелодии в форме периода.

Образовательные технологии: здоровье-сберегающая (доброжелательная атмосфера на уроке, адекватность требований, смена деятельности. Применение ИКТ (компьютерное оборудование, мультимедийный ролик и аудио материал).

Интеграция с другими предметами: уроки специальности, хора, слушания музыки.

Оборудование: фортепиано, столы, стулья, доска, учебники, учебные принадлежности, компьютер.

Основные понятия и термины урока: музыкальный синтаксис и форма, интонация, мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура, периоды повторного и неповторного строения.










План урока

  1. Введение

  2. Организационный момент: (1 минута)

а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.


  1. Основная часть урока.

а)Теоретическая часть. (4 минуты)

Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис»

б) Практическая часть (30 минут)

  • Вокально-интонационные упражнения

  • Анализ упр. № 442 (Б.Калмыков и Г. Фридкин ч1)

  • с точки зрения музыкального синтаксиса и метроритма

  • Работа над метроритмом упр. №442

  • Сольфеджирование упр. № 442

  • Слуховой анализ.

  • Проверка творческого домашнего задания.


  1. Заключительная часть (5 минут)

а) Подведение итогов

б) Домашнее задание

в) Самоанализ

Ход урока:


1.Введение

2.Организационный момент:

а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.

б) Сообщение цели и хода работы на уроке.

  1. Основная часть урока.

а) Теоретическая часть

Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис».

После прослушанного мультимедийного фрагмента дать определение следующим терминам: музыкальный синтаксис, интонация, мотив, фраза, предложение, период, цезура, каденция, музыкальная форма, перечислить изученные виды форм (период, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо)


б) Вокально-интонационные упражнения

  • Настройка на тональность H-dur. Пение Т5/3 вверх и вниз, в разброс ( I, V, III, I, III, V, I)

  • Пение гаммы H-dur вверх и вних четвертными и в пунктирном ритме (четверть с точкой и восьмая), в размере 2/4 c дирижированием.

  • Пение неустойчивых ступеней вверх и вниз поочередно, в разброс (VII, IV, II, VI, II, IV, VII).

  • Опевание устойчивых ступеней гаммы.

  • Определение на слух отдельных ступеней гаммы.

  • Игра аккордовой последовательности, определить названия аккордов.

  • Одноголосное пение аккордов, трехголосное пение аккордовой цепочки методом «наслаивания»


в) Сольфеджирование

  • Анализ упражнения № 442 с точки зрения музыкального синтаксиса. Это период неповторного строения, состоящий из двух предложение, каждое из которых состоит из двух фраз. Найти цезуры, каденции.

  • Определить ритмические группы.

  • Сольмизация упражнения с тактированием и дирижированием. Следить за четким произнесением ритмических групп.

  • Пение хором с дирижированием в размере 2/4, с гармонической поддержкой.

  • Пение по цепочке а cappella. Смену групп проводить по фразам, не нарушая формы мелодии. При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

г) Слуховой анализ периодов: квадратный повторного строения, квадратный

неповторного строения, период из трех предложений.

В. Моцарт. «Пьеса»; В. Моцарт. Соната №11, А-dur; П. Чайковский. «Полька» («Детский альбом»); К. Баазан-оол. «Самоледум»; Э.Григ. «Норвежский танец».

д) Проверка творческого домашнего задания. Игра сочиненных мелодий в форме квадратного периода (c аккомпанементом и одноголосно)

  1. Заключительная часть

а) Подведение итогов

  • Отметить положительные моменты урока. Обратить внимание учащихся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе. Оценить урок. Высказать пожелания. Сделать запись в дневнике.

б) Домашнее задание

  • Закрепить задания пройденные на уроке:

Петь и играть гамму H-dur, ступени. Играть аккорды. Петь аккорды одноголосно и трехголосно. Отработать ритм упр.№ 442, петь с дирижированием в подвижном темпе. Сочинять мелодии в форме периода, желательно с аккомпанементом.

в) Самоанализ







Используемая литература:

  1. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М., 1966.

  2. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. Методическое пособие. – М.,1976.

  3. Панов Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки. М., 2003

  4. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М.,1968

  5. Шешина В.Н. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет: Сольфеджио (Срок обучения 5 лет) - Кызыл.,2022.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио"

Автор: Шешина Вера Николаевна

Дата: 05.02.2024

Номер свидетельства: 645155


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства