Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Кызыла «Детская школа искусств имени Нади Рушевой»
Технологическая карта
Тема открытого урока: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»
Преподаватель теоретического отдела:
Шешина Вера Николаевна
Учащиеся: 5 класс, фортепианный отдел
Кызыл-2023
Тема: «Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио»
Тип урока: комбинированный
Форма обучения: групповой урок
Продолжительность урока 40 минут.
Цель урока: Закрепление пройденной темы «Музыкальный синтаксис», работа над вокально-интонационными упражнениями.
Задачи урока.
Образовательные:
- Формирование вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, чувства метроритма и навыка дирижирования. Закрепление теоретических знаний по теме «Музыкальный синтаксис», применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
Развивать музыкальную память и мышление, слуховое внимание, слуховой контроль, внутренний слух, творческие навыки. Развивать умение правильно формулировать и излагать мысли.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к занятиям. Проявлять инициативу, волю, трудолюбие, самостоятельность при подготовке к экзамену.
Методы обучения:
1.Словесный: беседа, пояснения, указания, уточнения, опрос.
2.Наглядный: показ педагога, раздаточный материал (карточки), учебники, аудио материал, музыкальные отрывки из произведений зарубежных, русских и тувинских композиторов.
3.Практический: интонационные упражнения, слуховой анализ, сольфеджирование, метроритмические упражнения, сочинение мелодии в форме периода.
Образовательные технологии: здоровье-сберегающая (доброжелательная атмосфера на уроке, адекватность требований, смена деятельности. Применение ИКТ (компьютерное оборудование, мультимедийный ролик и аудио материал).
Интеграция с другими предметами: уроки специальности, хора, слушания музыки.
Оборудование: фортепиано, столы, стулья, доска, учебники, учебные принадлежности, компьютер.
Основные понятия и термины урока: музыкальный синтаксис и форма, интонация, мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура, периоды повторного и неповторного строения.
План урока
- Введение
- Организационный момент: (1 минута)
а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.
б) Сообщение цели и хода работы на уроке.
- Основная часть урока.
а)Теоретическая часть. (4 минуты)
Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис»
б) Практическая часть (30 минут)
- Вокально-интонационные упражнения
- Анализ упр. № 442 (Б.Калмыков и Г. Фридкин ч1)
- с точки зрения музыкального синтаксиса и метроритма
- Работа над метроритмом упр. №442
- Сольфеджирование упр. № 442
- Слуховой анализ.
- Проверка творческого домашнего задания.
- Заключительная часть (5 минут)
а) Подведение итогов
б) Домашнее задание
в) Самоанализ
Ход урока:
1.Введение
2.Организационный момент:
а) Вступительное слово преподавателя. Эмоциональный настрой.
б) Сообщение цели и хода работы на уроке.
- Основная часть урока.
а) Теоретическая часть
Повторение пройденного материала по теме «Музыкальный синтаксис».
После прослушанного мультимедийного фрагмента дать определение следующим терминам: музыкальный синтаксис, интонация, мотив, фраза, предложение, период, цезура, каденция, музыкальная форма, перечислить изученные виды форм (период, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо)
б) Вокально-интонационные упражнения
- Настройка на тональность H-dur. Пение Т5/3 вверх и вниз, в разброс ( I, V, III, I, III, V, I)
- Пение гаммы H-dur вверх и вних четвертными и в пунктирном ритме (четверть с точкой и восьмая), в размере 2/4 c дирижированием.
- Пение неустойчивых ступеней вверх и вниз поочередно, в разброс (VII, IV, II, VI, II, IV, VII).
- Опевание устойчивых ступеней гаммы.
- Определение на слух отдельных ступеней гаммы.
- Игра аккордовой последовательности, определить названия аккордов.
- Одноголосное пение аккордов, трехголосное пение аккордовой цепочки методом «наслаивания»
в) Сольфеджирование
- Анализ упражнения № 442 с точки зрения музыкального синтаксиса. Это период неповторного строения, состоящий из двух предложение, каждое из которых состоит из двух фраз. Найти цезуры, каденции.
- Определить ритмические группы.
- Сольмизация упражнения с тактированием и дирижированием. Следить за четким произнесением ритмических групп.
- Пение хором с дирижированием в размере 2/4, с гармонической поддержкой.
- Пение по цепочке а cappella. Смену групп проводить по фразам, не нарушая формы мелодии. При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.
г) Слуховой анализ периодов: квадратный повторного строения, квадратный
неповторного строения, период из трех предложений.
В. Моцарт. «Пьеса»; В. Моцарт. Соната №11, А-dur; П. Чайковский. «Полька» («Детский альбом»); К. Баазан-оол. «Самоледум»; Э.Григ. «Норвежский танец».
д) Проверка творческого домашнего задания. Игра сочиненных мелодий в форме квадратного периода (c аккомпанементом и одноголосно)
- Заключительная часть
а) Подведение итогов
- Отметить положительные моменты урока. Обратить внимание учащихся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе. Оценить урок. Высказать пожелания. Сделать запись в дневнике.
б) Домашнее задание
- Закрепить задания пройденные на уроке:
Петь и играть гамму H-dur, ступени. Играть аккорды. Петь аккорды одноголосно и трехголосно. Отработать ритм упр.№ 442, петь с дирижированием в подвижном темпе. Сочинять мелодии в форме периода, желательно с аккомпанементом.
в) Самоанализ
Используемая литература:
- Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М., 1966.
- Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. Методическое пособие. – М.,1976.
- Панов Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки. М., 2003
- Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М.,1968
- Шешина В.Н. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет: Сольфеджио (Срок обучения 5 лет) - Кызыл.,2022.