kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ

                       Нуржанова Г.Х.преподаватель «Октябрьского филиала   Карасуской ДШИ Карасуского района                            Костанайской области»

Основным принципом педагогики является тесная связь воспитания и обучения.

І. Воспитание  музыкального вкуса. Педагог, отбирая и систематизируя материал для музыкального диктанта, для пения, чтения с листа, должен делать это таким образом, чтобы наряду с техническими навыками воспитывать и музыкальный вкус ученика. Каждый новый элемент музыкальной грамоты в процессе слушания музыки, исполнения песен должен восприниматься учеником как средство музыкальной выразительности.

Применяемые в нашей педагогической практике случаи, когда ученика знакомят именно с музыкальной грамотой в первую очередь, лишь иллюстрируя теоретическое понятие музыкальными примерами, ведет к пассивному восприятию правила; изучаемый материал закрепляется в сознании ученика непрочно.

Гораздо правильнее вначале обогатить музыкальный слух ученика и  только тогда подвести его к теоретическому понятию. Так тональность соль-мажор ученик усвоит активнее, если подбирая знакомую песню на инструменте, он как бы «споткнется» на звуке f и сам исправится на fis. Подбирая не одну песню, а целый ряд их, ученик начинает понимать закономерность появления fis в тональности соль-мажор и с помощью наводящих вопросов педагога сам  выводит правило: в тональности  соль-мажор всегда нужно играть и петь не f а fis.

Воспитывая слух, важно учитывать степень одаренности ребенка. Чем менее способен ученик, тем больше  требуется музыкального материала для того, чтобы усвоить какое-либо задание. Построение программы по сольфеджио должно диктоваться, прежде всего, доступностью материала для слухового восприятия. Слуховые навыки, впечатления не должны быть разобщенными: каждое новое понятие следует увязать с пройденным материалом, и тогда новый навык прочно войдет в сознание ученика. Связывает, объединяет полученные навыки слуховой анализ новой песни, инструментальной пьесы, анализ незнакомого нотного текста. Он дает ученику представление о взаимодействии различных элементов музыки и служит прекрасным средством повторения. Чем больше развит слух ученика, тем полнее и богаче осознается им музыкальный текст. Отсюда вытекает особое значение планирование на уроках сольфеджио, музыкальный материал должен быть распределен по урокам так, чтобы к восприятию каждого нового навыка слух был уже подготовлен. Средства выразительности, выявляемые слухом ученика в музыкальном материале, должны быть очень яркими и в то же время соответствовать его возрасту. Полезно использовать в классе сольфеджио сочинение, изучаемые на музыкальной литературе и подбирать другие, дополняющие ту или иную тему литературы; петь или записывать в виде диктанта старинные русские песни. В каждом уроке должно сочетаться три момента: а) повторение пройденного б) тренировка нового навыка в) подготовка слуха к следующему навыку.

ІІ. Чтение с листа и подготовительные упражнения к нему. Чтение с листа на уроках сольфеджио предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию, что возникает лишь на основе музыкального слухового опыта, приобретаемого в процессе хорового и сольного пения. А чтобы пение действительно обогащало музыкальный опыт ученика, оно должно быть выразительным.

В первую очередь нужно добиться точной передачи интонации и ритма песни. Правильное музыкально-слуховое воспитание неотъемлемо от работы над чистым интонированием. Причины детонирования, часто встречающиеся у детей, различны. Грязная интонация часто является результатом 1) недостаточно развитого ладового слуха; у детей даже с абсолютным слухом иногда отсутствует 2) координация между слуховыми представлениями и пением (владением своим голосовым аппаратом) иногда причиной служит 3) отсутствие вокальных навыков или 4) больная гортань.

Дети с больной гортанью должны быть совершенно освобождены от пения, т. к. чем больше будут петь, тем больше будут детонировать. Во всех остальных случаях исправление интонации требует индивидуального подхода (так учеником с плохо развитым ладовым слухом, полезно некоторое время не петь, а слушать товарищей; с детьми, страдающими отсутствием координации между слухом и голосом, нужно отработать чистое интонирование полевок от одного-двух звуков и затем постепенно расширять диапазон и т. п.)

При чтении с листа ученики детонируют в том случае, когда сознанием, внутренним музыкальным представлением не охвачены вся песня в целом и они поют без перспективы – от звука к звуку, в результате чего теряется  выразительность мелодии, ощущение тональности.

Работу над сичтой интонацией необходимо связать с выработкой вокальных навыков. Хорошее звукоизвлечение зависит от правильного положения корпуса; плечи спокойны, голова, шея – в спокойном, не напряженном состоянии.

Первый вокальный навык, который дети должны усвоить – Это медленное, распевное, связное пение;  оно заставляет ученика вслушиваться в собственное исполнение; навык этот вырабатывается на песнях медленных, кантиленных, например «Колыбельная», Качурбиной и т.п. (образное содержание таких «ласковыъ» песен не позволяет детям «кричать», петь открытым звуком).

Необходимо учитывать и диапазон детских голосов на каждом этапе. Дети младшего возраста (7-8 лет) поют чище в диапазоне d`-r1 (удобные тональности Д-dur, d-moll, g-moll, F-dur); добившись чистой интонации в данных тональностях, можно постепенно расширять диапазон учащихся, но в 1 кл. не следует давать песни с е2 (во избежание детонирования).

У учащихся ІІ, ІІІ, ІV кл. – наблюдается наиболее чистая, свободная интонация, и у них следует ограничивать верхнюю границу диапазона звуком е2. В старших классах диапазон резко уменьшается как у мальчиков (f-c`-d`) так и девочек (в – d2);  они с трудом поют «ми» 2-й октавы.

Хорошие результаты дает разучивание песен, легко поющихся без инструментального сопровождения; например народных песен. Используя песни с аккомпанементом, целесообразнее выбирать из них те, в  которых сопровождение не дублирует  мелодию, такое пение требует от учеников активного внимания к мелодии и способствует воспитанию гармонического слуха. Чистота интонации зависит в особенности от того, насколько развиты у ученика внутренние музыкальные представления. А для развития этого навыка с І класса рекомендуется проводить работу над внутренним слухом; пение знакомой песни частично вслух, частично про себя (запев-припев, или фразу вслух, фразу – про себя). В песнях со вступлением, педагог играет первый аккорд или звук вступления, остальную часть ученики прослушивают «внутренне» и вовремя запевают вслух,  отыгрыши в песнях после фразы, тоже должны прослушиваться внутренним слухом, петься без сопровождения (педагог должен только отмечать рукой темы,  если поет группа детей). Правильность выполнения заданий проверяется еще (помимо ритмических выступлений) и тем, насколько удерживается строй песни. По мере развития слуховых навыков задания на «внутренний слух» должны усложняться: переключиться с мажора на минор («внутренним слухом») в одноименных или параллельных тональностях; спеть мелодию не называя звуков; по внутреннему представлению выучить по нотам мелодию и спеть ее, не называя звуков; спеть выученную таким же образом песни со словами.

Прежде чем начать читать с листа, ученики должны хорошо знать ноты в пределах І октавы, ощущать разницу длительностей четвертных и восьмых, пульсацию – долю в исполняемой песне или пьесе, слышать тонику в знакомой песне и завершить тоникой незнакомую мелодию.

Очень полезны здесь упражнения, развивающие слуховое сознание ученика: ученику предлагается спеть в поступенчатом движении те звуки, которые он хочет, но при условии  правильного  их называния. Только после предварительной подготовки, предварительного анализа тоники, длительностей, размера, можно предложить спеть мелодию «с листа». Главным тут является умение направить голос по рисунку нотного текста, и пока оно не выработано, усложнять мелодии не рекомендуется. В І классе при чтении с  листа тактирование вводить не рекомендуется, т.к. навыки еще неустойчивы, внимание развивается на правильное ведение мелодии и соблюдение ритмического рисунка; чтобы рука «помогала» пению рекомендуется метод А. Л. Островского: рука на І половину доли плавно опускается вниз, на ІІ – вверх. Этот способ рекомендуется и в последующих классах при усвоении нового ритмического рисунка.

Как только ученики усвоили гаммообразные песни, их нужно научить читать с листа мелодии с более разнообразными интонациями. Мало помогает чтению с листа пение номеров по сб. сольфеджио, задаваемое на дом, т.к. выучиваются они при помощи инструмента, а это не способствует активному слуховому осознанию нотного текста; поэтому эти задания должны сопровождаться определенными требованиями: повторить пройденный интервал, аккорд, тональность; выучить песню, потом петь ее транспонируя в другие тональности; выучить наизусть, чтобы записать в классе по памяти с группировкой нот по долям и т.д. Ученик поет с точной интонацией, если у него имеются слуховые представления о звучании данной мелодии. Они часто возникают тогда. Когда учеником производится  анализ выразительности средств исполняемого произведения.  Особенно успешно слуховые представления возникают тогда, когда в незнакомой песни встречаются интонации, являющиеся мелодической основой песен, выученных ранее; когда она похожа по стилю  на выученные ранее; например, если ученику знакома «Песня о пограничнике» Богуславского, то он легко представит внутренним слухом звучание «Варшавянки». Таким образом, песни, предложенные для чтения с листа, должны быть легче  тех, которые выучены на слух. Песни, выбранные для чтения с листа, должны  интонироваться без сопровождения (аккомпанемент вводить лишь только тогда, когда мелодия прерывается значительными паузами, либо когда песня без гармонического сопровождения теряет значительную часть своей выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ »

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ


Нуржанова Г.Х.преподаватель «Октябрьского филиала

Карасуской ДШИ Карасуского района Костанайской области»



Основным принципом педагогики является тесная связь воспитания и обучения.

І. Воспитание музыкального вкуса. Педагог, отбирая и систематизируя материал для музыкального диктанта, для пения, чтения с листа, должен делать это таким образом, чтобы наряду с техническими навыками воспитывать и музыкальный вкус ученика. Каждый новый элемент музыкальной грамоты в процессе слушания музыки, исполнения песен должен восприниматься учеником как средство музыкальной выразительности.

Применяемые в нашей педагогической практике случаи, когда ученика знакомят именно с музыкальной грамотой в первую очередь, лишь иллюстрируя теоретическое понятие музыкальными примерами, ведет к пассивному восприятию правила; изучаемый материал закрепляется в сознании ученика непрочно.

Гораздо правильнее вначале обогатить музыкальный слух ученика и только тогда подвести его к теоретическому понятию. Так тональность соль-мажор ученик усвоит активнее, если подбирая знакомую песню на инструменте, он как бы «споткнется» на звуке f и сам исправится на fis. Подбирая не одну песню, а целый ряд их, ученик начинает понимать закономерность появления fis в тональности соль-мажор и с помощью наводящих вопросов педагога сам выводит правило: в тональности соль-мажор всегда нужно играть и петь не f а fis.

Воспитывая слух, важно учитывать степень одаренности ребенка. Чем менее способен ученик, тем больше требуется музыкального материала для того, чтобы усвоить какое-либо задание. Построение программы по сольфеджио должно диктоваться, прежде всего, доступностью материала для слухового восприятия. Слуховые навыки, впечатления не должны быть разобщенными: каждое новое понятие следует увязать с пройденным материалом, и тогда новый навык прочно войдет в сознание ученика. Связывает, объединяет полученные навыки слуховой анализ новой песни, инструментальной пьесы, анализ незнакомого нотного текста. Он дает ученику представление о взаимодействии различных элементов музыки и служит прекрасным средством повторения. Чем больше развит слух ученика, тем полнее и богаче осознается им музыкальный текст. Отсюда вытекает особое значение планирование на уроках сольфеджио, музыкальный материал должен быть распределен по урокам так, чтобы к восприятию каждого нового навыка слух был уже подготовлен. Средства выразительности, выявляемые слухом ученика в музыкальном материале, должны быть очень яркими и в то же время соответствовать его возрасту. Полезно использовать в классе сольфеджио сочинение, изучаемые на музыкальной литературе и подбирать другие, дополняющие ту или иную тему литературы; петь или записывать в виде диктанта старинные русские песни. В каждом уроке должно сочетаться три момента: а) повторение пройденного б) тренировка нового навыка в) подготовка слуха к следующему навыку.

ІІ. Чтение с листа и подготовительные упражнения к нему. Чтение с листа на уроках сольфеджио предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию, что возникает лишь на основе музыкального слухового опыта, приобретаемого в процессе хорового и сольного пения. А чтобы пение действительно обогащало музыкальный опыт ученика, оно должно быть выразительным.

В первую очередь нужно добиться точной передачи интонации и ритма песни. Правильное музыкально-слуховое воспитание неотъемлемо от работы над чистым интонированием. Причины детонирования, часто встречающиеся у детей, различны. Грязная интонация часто является результатом 1) недостаточно развитого ладового слуха; у детей даже с абсолютным слухом иногда отсутствует 2) координация между слуховыми представлениями и пением (владением своим голосовым аппаратом) иногда причиной служит 3) отсутствие вокальных навыков или 4) больная гортань.

Дети с больной гортанью должны быть совершенно освобождены от пения, т. к. чем больше будут петь, тем больше будут детонировать. Во всех остальных случаях исправление интонации требует индивидуального подхода (так учеником с плохо развитым ладовым слухом, полезно некоторое время не петь, а слушать товарищей; с детьми, страдающими отсутствием координации между слухом и голосом, нужно отработать чистое интонирование полевок от одного-двух звуков и затем постепенно расширять диапазон и т. п.)

При чтении с листа ученики детонируют в том случае, когда сознанием, внутренним музыкальным представлением не охвачены вся песня в целом и они поют без перспективы – от звука к звуку, в результате чего теряется выразительность мелодии, ощущение тональности.

Работу над сичтой интонацией необходимо связать с выработкой вокальных навыков. Хорошее звукоизвлечение зависит от правильного положения корпуса; плечи спокойны, голова, шея – в спокойном, не напряженном состоянии.

Первый вокальный навык, который дети должны усвоить – Это медленное, распевное, связное пение; оно заставляет ученика вслушиваться в собственное исполнение; навык этот вырабатывается на песнях медленных, кантиленных, например «Колыбельная», Качурбиной и т.п. (образное содержание таких «ласковыъ» песен не позволяет детям «кричать», петь открытым звуком).

Необходимо учитывать и диапазон детских голосов на каждом этапе. Дети младшего возраста (7-8 лет) поют чище в диапазоне d`-r1 (удобные тональности Д-dur, d-moll, g-moll, F-dur); добившись чистой интонации в данных тональностях, можно постепенно расширять диапазон учащихся, но в 1 кл. не следует давать песни с е2 (во избежание детонирования).

У учащихся ІІ, ІІІ, ІV кл. – наблюдается наиболее чистая, свободная интонация, и у них следует ограничивать верхнюю границу диапазона звуком е2 . В старших классах диапазон резко уменьшается как у мальчиков (f-c`-d`) так и девочек (в – d2); они с трудом поют «ми» 2-й октавы.

Хорошие результаты дает разучивание песен, легко поющихся без инструментального сопровождения; например народных песен. Используя песни с аккомпанементом, целесообразнее выбирать из них те, в которых сопровождение не дублирует мелодию, такое пение требует от учеников активного внимания к мелодии и способствует воспитанию гармонического слуха. Чистота интонации зависит в особенности от того, насколько развиты у ученика внутренние музыкальные представления. А для развития этого навыка с І класса рекомендуется проводить работу над внутренним слухом; пение знакомой песни частично вслух, частично про себя (запев-припев, или фразу вслух, фразу – про себя). В песнях со вступлением, педагог играет первый аккорд или звук вступления, остальную часть ученики прослушивают «внутренне» и вовремя запевают вслух, отыгрыши в песнях после фразы, тоже должны прослушиваться внутренним слухом, петься без сопровождения (педагог должен только отмечать рукой темы, если поет группа детей). Правильность выполнения заданий проверяется еще (помимо ритмических выступлений) и тем, насколько удерживается строй песни. По мере развития слуховых навыков задания на «внутренний слух» должны усложняться: переключиться с мажора на минор («внутренним слухом») в одноименных или параллельных тональностях; спеть мелодию не называя звуков; по внутреннему представлению выучить по нотам мелодию и спеть ее, не называя звуков; спеть выученную таким же образом песни со словами.

Прежде чем начать читать с листа, ученики должны хорошо знать ноты в пределах І октавы, ощущать разницу длительностей четвертных и восьмых, пульсацию – долю в исполняемой песне или пьесе, слышать тонику в знакомой песне и завершить тоникой незнакомую мелодию.

Очень полезны здесь упражнения, развивающие слуховое сознание ученика: ученику предлагается спеть в поступенчатом движении те звуки, которые он хочет, но при условии правильного их называния. Только после предварительной подготовки, предварительного анализа тоники, длительностей, размера, можно предложить спеть мелодию «с листа». Главным тут является умение направить голос по рисунку нотного текста, и пока оно не выработано, усложнять мелодии не рекомендуется. В І классе при чтении с листа тактирование вводить не рекомендуется, т.к. навыки еще неустойчивы, внимание развивается на правильное ведение мелодии и соблюдение ритмического рисунка; чтобы рука «помогала» пению рекомендуется метод А. Л. Островского: рука на І половину доли плавно опускается вниз, на ІІ – вверх. Этот способ рекомендуется и в последующих классах при усвоении нового ритмического рисунка.

Как только ученики усвоили гаммообразные песни, их нужно научить читать с листа мелодии с более разнообразными интонациями. Мало помогает чтению с листа пение номеров по сб. сольфеджио, задаваемое на дом, т.к. выучиваются они при помощи инструмента, а это не способствует активному слуховому осознанию нотного текста; поэтому эти задания должны сопровождаться определенными требованиями: повторить пройденный интервал, аккорд, тональность; выучить песню, потом петь ее транспонируя в другие тональности; выучить наизусть, чтобы записать в классе по памяти с группировкой нот по долям и т.д. Ученик поет с точной интонацией, если у него имеются слуховые представления о звучании данной мелодии. Они часто возникают тогда. Когда учеником производится анализ выразительности средств исполняемого произведения. Особенно успешно слуховые представления возникают тогда, когда в незнакомой песни встречаются интонации, являющиеся мелодической основой песен, выученных ранее; когда она похожа по стилю на выученные ранее; например, если ученику знакома «Песня о пограничнике» Богуславского, то он легко представит внутренним слухом звучание «Варшавянки». Таким образом, песни, предложенные для чтения с листа, должны быть легче тех, которые выучены на слух. Песни, выбранные для чтения с листа, должны интонироваться без сопровождения (аккомпанемент вводить лишь только тогда, когда мелодия прерывается значительными паузами, либо когда песня без гармонического сопровождения теряет значительную часть своей выразительности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ

Автор: Нуржанова Гуляра Ходмановна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-diaghnostika-muzykal-nykh-sposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "247236"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446531586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства