kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "И тихую песню он пел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1.Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;

                       2.Сформировать понимание специфики жанра романса.

                      3.Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:  1.познакомить учащихся с жанром романса;

               2.показать единство поэтического текста  и музыки в романсе;

               3. возбудить интерес к жанру романса;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.
  3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.
  4. Разучивание и исполнение романса.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

Музыкальный материал:

А. С. Даргомыжский - "Мне грустно"

А. Варламов -  "Горные вершины"

 "Белеет парус одинокий"-

«Выхожу один я на дорогу»-

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи, портреты А.Е.Варламова и М.Глинки, картинка девушки в красном сарафане.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "И тихую песню он пел" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ№1 г. Химки









Конспект урока по музыке
в 6 классе

«Старинный русский романс»

«И тихую песню он пел…»















подготовила

учитель музыки

Нисимова Аврелия Вячеславовна





2014год



Цели урока: 1.Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс»;

2.Сформировать понимание специфики жанра романса.

3.Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи: 1.познакомить учащихся с жанром романса;

2.показать единство поэтического текста и музыки в романсе;

3. возбудить интерес к жанру романса;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

        1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

        2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.

        3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.

        4. Разучивание и исполнение романса.

        5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.



Музыкальный материал:

А. С. Даргомыжский - "Мне грустно"

А. Варламов -  "Горные вершины"

 "Белеет парус одинокий"-

«Выхожу один я на дорогу»-

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи, портреты А.Е.Варламова и М.Глинки, картинка девушки в красном сарафане.










«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Ираклий Андроников





Ход урока


1.В ночь со 2 на 3 октября 1814 года (в доме генерал-майора Толя напротив Красных ворот) в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, рожденный Арсеньевой, родился Михаил Юрьевич Лермонтов.

2. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

 Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

 Люблю священный блеск твоих седин

 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

3.Отрывок из юношеского сочинения Михаила Лермонтова.

Кто  никогда не  был на  вершине  Ивана  Великого,  кому  никогда  не случалось окинуть одним взглядом всю  нашу древнюю столицу с  конца в конец, кто ни  разу не любовался  этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не  имеет понятия о Москве,  ибо  Москва  не  есть обыкновенный  большой город,  каких  тысяча;  Москва   не  безмолвная громада камней  холодных, составленных  в симметрическом  порядке...  нет!  у нее есть своя душа, своя жизнь.

… Что сравнить  с  этим  Кремлем,  который,  окружась  зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов,  возлежит на высокой  горе, как державный венец на челе грозного владыки?..

Покидая Москву в последний раз, поэт говорил: «Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием поселился бы я здесь навсегда.

4.Михаил Лермонтов почти не помнил своей матери: Мария Михайловна Лермонтова умерла в 1817 году в возрасте двадцати одного года от чахотки.

«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». «Казачья колыбельная песня»

5.Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, составила завещание, по которому все ее имение после ее кончины должно было бы перейти к внуку, но только в том случае, если до этого времени он будет жить при ней, а не при отце. Юрий Петрович, отец поэта навсегда уступил право воспитания сына бабушке.

Елизавета Алексеевна горячо любила внука. « Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем»,-писала она в 1836 году.

6. « Ужасная судьба отца и сына».

7.В детстве Лермонтов был слабым, болезненным ребенком и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться теплыми минеральными водами. С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени» и др. Пышная и строгая, величественная и дикая природа Кавказа, мужество, радушие, свободолюбие его народов - всему этому поэт отдает дань уважения и восхищения. Лермонтов-художник пишет картины на кавказские темы.

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…» - писал В. Г. Белинский.

Стих. «Дары Терека» (отрывок).

Стихотворение «Кавказ» написано весной 1830 года. Летом 1825 года Лермонтов познакомился на кавказских водах с девятилетней девочкой. Он рассказывает о ней в заметке от 8июля 1830 года: « Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей, он мне любезен, сам не знаю почему …Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видал, или мне это кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз. Горы Кавказские для меня священны…»

Стихотворение  «Кавказ».

«Синие горы Кавказа,-писал поэт,-приветствую вас! вы взлелеяли детство мое…»

Стих «Люблю я цепи синих гор…»

Тяжелые обстоятельства начальной жизни поэта наложили отпечаток на его душу. Чувство одиночества осталось у поэта навсегда.

«На севере диком…»

«Парус»

«Утес»

«Листок»

«Выхожу один я на дорогу…»

Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме №2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился.

Аким Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную    В. А. Лопухину: это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безответно, но истинно и сильно,…и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».





1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Со звонком дети входят в класс под музыку. Учитель сообщает тему урока, цели урока и план работы на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение ранее пройденного.

Учитель: Ребята, сегодня мы опять вернемся к жанру вокальной музыки — романсу, но прежде чем начать, давайте вспомним, какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Дети: Вокализ, песня, романс, серенада.

Учитель: Правильно, а давайте попробуем вспомнить, что такое вокализ и чем он отличается от песни, что такое серенада и романс?

Дети: Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи и музыка.

Серенада это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.

Учитель: Да, песни бывают одноголосные, хоровые, с сопровождением или без него. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента- музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним , что такое интонация?

Дети: Интонация это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково

Учитель: А в музыке, что такое интонация?

Дети: В музыке это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука, темп, ритм, мелодия.

3. Ознакомление с новым материалом. Слушание музыки и анализ прослушанных произведений.

Учитель: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию мы тоже можем почувствовать ее выразительность.

Слушание романса «Гори, гори, моя звезда», (фрагмент)

Учитель: мы с вами прослушали романс. О каких чувствах рассказал нам этот романс?

Дети: Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

Учитель: Давайте вспомним, что слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов.

Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.

Портрет композитора Александра Егоровича Варламова.

Учитель: Ребята, сейчас вы видите портрет одного из известных композиторов 19 века Александра Егоровича Варламова. Он написал много прекрасных произведений и среди самых популярных можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Цыганова.

Картинка девушки в красном сарафане

Слушание романса «Красный сарафан»

Учитель:Ну вот, ребята, мы прослушали с вами романс.

О чем этот романс?

Дети: В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

Учитель: Какая мелодия у романса?

Дети: В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

Учитель: Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр?

Дети: Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога.

Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Учитель: Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

Тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое плавное развертывание- все это близко народной бытовой манере.

Портрет М.И.Глинки

4. Разучивание и исполнение песни.

Разучивание и исполнение романса М.И.Глинки, сл. Н. Кукольника - «Жаворонок»

Прослушивание записи романса М.И.Глинки, сл. Н.Кукольника - «Жаворонок»

Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.

Вокально-певческая работа над произведением.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

В.Семернин

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).

Дети выходят под музыку с урока.









Список использованной литературы:

Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2010.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "И тихую песню он пел"

Автор: Нисимова Аврелия Вячеславовна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по литературе в 9 классе. Тема: «Ранняя лирика С.А. Есенина»."
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi_urok_po_literature_v_9_klasse_tema_ranniaia_lirika_s_a_esenina"
    ["file_id"] => string(6) "616858"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667818404"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект открытого урока в «Хоровом классе» "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-otkrytogho-uroka-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156861"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421499997"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-bielyie-liebiedi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190457"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427180200"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Открытый урок на тему:"В сказочной стране гномов""
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi_urok_na_temu_v_skazochnoi_strane_gnomov"
    ["file_id"] => string(6) "517920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566206113"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) ""Мы с тобой не прощаемся, Имя Прилагательное!" Урок-обобщение по теме "Имя прилагательное"."
    ["seo_title"] => string(105) "my-s-toboi-nie-proshchaiemsia-imia-prilaghatiel-noie-urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "317312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460318427"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства