Тема:
Цель: познакомить учащихся с календарно – обрядовыми песнями зимних праздников, с воплощением в музыке религиозных и бытовых традиций украинского народа.
Задачи:
Обучающие:
· закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
· овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Развивающие:
· развивать интерес учащихся к хоровому пению;
· развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитывающие:
· воспитывать любовь к хоровому искусству;
· воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
· воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал.
Музыкальный материал:
- «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;
- «Щедрик», украинская народная колядка;
- «Эта ночь святая…», колядка;
- «Добрый тебе вечер» колядка;
- «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);
- «Дед Мороз» песня.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Характеристика класса: младший хор - это коллектив учащихся 1-3классов музыкального отделения, занятия посещают учащиеся художественного (2)и хореографического отделения (1). Дети разные по возрасту (7-10 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные проблемы. Так, например, некоторые дети занимаются второй год. Многие неточно интонируют (народники- аккордионисты), не имеют навыков многоголосного пения. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому выступлению.
Содержание
• Оздоровительный массаж
• Комплекс дыхательных упражнений
• Правила пения сидя и стоя
• Распевание
• Беседа о зимних праздниках
• Анализ песнопений – духовных и народных.
• Разучивание колядки «Добрый вечер»
• Карточки настроения
Ход урока
I. Организационный момент
Под спокойную музыку Дидюля «Рождество» дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.
Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
- Итак, вы готовы к работе?
- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Разминка
- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).
- А теперь «подпитаем» мозг кислородом.
(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).
III. Распевание (Приложение 3)
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
· при пении поза должна быть неподвижной;
· правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
· тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
· вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
· нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
· нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).
- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!
Действительно: зимой почти каждый день - праздник. Святой вечер начинал зимние Рождественские праздники, которые заканчивались проводами на Крещение. Рождественский цикл праздников был связан с возрождением нового солнца. В этот период славяне колядовали и щедровали - пели ритуальные песни-пожелания хозяевам домов. Слайд15
У.: Как вы думаете чему будет посвящено сегодня наше занятие?
Д.: Мы сегодня говорим о Рождестве.
У.: Верно. (щелчок) Скажите, так что же произошло две с лишним тысячи лет назад?
Д.: В пещере родился младенец Иисус.
Д.: В момент его рождения на небе зажглась звезда.
Д.: Свет этой звезды привёл пастухов и волхвов к колыбели младенца.
Слайд 16. Утром Йозеф Мор показал стихи Францу Груберу, деревенскому органисту и учителю пения. Тот, растроганный не меньше, сел и написал к ним мелодию, и в тот же день «Тихая ночь» прозвучала в храме.
...Лишь в пещере свеча горит;
Там святая чета не спит,
В яслях дремлет Дитя...
С тех пор в рождественские дни её поют на разных языках и в разных странах - и она возвращает в души мир и свет; суета и хлопоты будто растворяются в ангельском пении. Музыкальные энциклопедии даже называют эту песню «международным рождественским гимном» и ещё объясняют, что история её создания всего лишь легенда, одна из легенд. Другая, например, рассказывает так...
В тот же морозный декабрь 1818 года отец Йозеф в отчаянии пытался придумать, как спасти Рождество: накануне обнаружилось, что мыши прогрызли мехи церковного органа. О том, чтобы послать за мастером, не могло быть и речи, а как служить праздничную мессу без музыки?..
Нужна красивая торжественная песня, которую можно исполнить а капелла! Но где найти поэта, когда до Рождества считаные часы?! Викарию ничего не оставалось, как самому написать несколько четверостиший. Сочинить же музыку он никак не мог... К счастью, у Мора был друг Франц Грубер, учитель и органист, живший в соседнем городке. Скорее к нему!
Рождественское чудо, которого все так ждали, пришло - на праздничной мессе под волшебную мелодию прозвучали простые, проникновенные слова...
Ночь тиха, ночь свята,
Счастья ждут все сердца...
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой...
У.: Какие чувства у вас возникли?
Д.: Радостно, торжественно.
У.: Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение?
Д.: Светлое, праздничное. Но радость спокойная.
У.: Какие чувства выразил композитор?
Д.: Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.
У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?
Д.: Светлое, возвышенное.
Тропарь.
У.: Какие чувства у вас возникли?
Д.: Радостно, торжественно.
У.: Какие чувства выражает тропарь?
Д.: Тропарь раскрывает сущность праздника и воспевает его.
Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.
У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?
Д.: Светлое, возвышенное.
У.: Кто исполняет?
Д.: Хор.
У.: С сопровождением или нет?
Д.: Без сопровождения.
У.: Такое исполнение называется a capella. А на что похоже подобное исполнение?
Д.: На пение ангелов.
Слайд18 «Что такое песнопение» Народное, церковное, композиторские песни.
Слайд 19 А теперь мы обратимся к народным песнопениям-рождественским колядкам (листы). Разучивание.
У.: Ребята, а как вы думаете, можно ли использовать для сопровождения инструменты?
Д.: Конечно, можно.
У.: Тогда скажите, какие это будут инструменты?
Д.: Это может быть колокольчик, треугольник, металлофон.
У.: А почему именно эти инструменты?
Д.: Потому, что звук этих инструментов тихий, нежный и соответствует настроению музыки.
Повторное исполнение (с использованием детских инструментов)
Музыкальная иллюстрация вокальная группа учителей колядки «Добрый тебе вечер». «Ночь тиха над Палестиной»
Слайд 20,21 Сочельник.
Слайд 22
У.: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был праздничным задолго до распространения христианства, так как знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново.
С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели специальные песенки. Как они называются?
Д.: Колядки.
У.: Дети пели колядки и славили Коляду. Коляда - это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.
Д.: И ещё желали друг другу благополучия.
Д.: Здоровья, богатства.
У.: А как поступали хозяева, которым пели колядки?
Д.: Они давали угощение, деньги.
У.: Мы сейчас с вами посмотрим, как ходили, колядовали молодые парни и девушки.
Рождественские святки
Слайд 23
«Шел по лесу Дед Мороз» исполнение песни-хоровода с движениями
Слайд 24 «Щедрик»
Слайд 25
У.: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.
Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. У неё на макушке серебристая звезда, в память о той самой звёздочке, что указала путь мудрецам, возвестила рождение сына Божия.
VII. Итог
- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы.
У.: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование Рождества – особенное. У нас есть и нежное пение ангелов. У нас есть и весёлые колядки.
У.: За время урока мы узнали, что в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.
У.: Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества!
Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.
VIII. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? В углу стоит елочка. В корзинке цветные шарики и снежинки, они соответствуют вашему настроению после урока (красные шарики - это хорошее настроение, снежинки – безразличное)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Выучить понравившиеся колядки.