kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока в «Хоровом классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

Цель: познакомить учащихся с календарно – обрядовыми песнями зимних праздников, с воплощением в музыке религиозных и бытовых традиций украинского народа.

Задачи:

Обучающие:

·         закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;

·         овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования,  певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

·         развивать интерес учащихся к хоровому пению;

·         развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

·         воспитывать любовь к хоровому искусству;

·         воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

·         воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал.

Музыкальный материал:

  • «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;
  • «Щедрик», украинская народная колядка;
  •  «Эта ночь святая…», колядка;
  • «Добрый тебе вечер» колядка;
  •  «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);
  • «Дед Мороз» песня.

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

 

Характеристика класса: младший хор - это коллектив учащихся 1-3классов музыкального отделения, занятия посещают учащиеся художественного (2)и хореографического отделения (1). Дети разные по возрасту (7-10 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные проблемы. Так, например, некоторые дети  занимаются второй год. Многие неточно интонируют (народники- аккордионисты), не имеют навыков многоголосного пения.  Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому выступлению.

 

Содержание

•      Оздоровительный массаж

•      Комплекс дыхательных упражнений

•      Правила пения сидя и стоя

•      Распевание

•      Беседа о зимних праздниках

•      Анализ песнопений – духовных и народных.

•      Разучивание колядки «Добрый вечер»

•      Карточки настроения

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Под спокойную музыку Дидюля «Рождество» дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

- Итак, вы готовы к работе?

- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

 

II. Разминка

- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

- А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).

 

III. Распевание (Приложение 3)

Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения сидя и стоя:

·         при пении поза должна быть неподвижной;

·         правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);

·         тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;

·         вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;

·         нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;

·         нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

Действительно: зимой почти каждый день  - праздник.                                                           Святой вечер начинал зимние Рождественские праздники, которые заканчивались проводами на Крещение. Рождественский цикл праздников был связан с возрождением нового солнца. В этот период славяне колядовали и щедровали - пели ритуальные песни-пожелания хозяевам домов. Слайд15

У.: Как вы думаете чему будет посвящено сегодня наше занятие?

Д.: Мы сегодня говорим о Рождестве.

У.: Верно. (щелчок) Скажите, так что же произошло две с лишним тысячи лет назад?

Д.: В пещере родился младенец Иисус.

Д.: В момент его рождения на небе зажглась звезда.

Д.: Свет этой звезды привёл пастухов и волхвов к колыбели младенца.

Слайд 16. Утром Йозеф Мор показал стихи Францу Груберу, деревенскому органисту и учителю пения. Тот, растроганный не меньше, сел и написал к ним мелодию, и в тот же день «Тихая ночь» прозвучала в храме.

...Лишь в пещере свеча горит;
Там святая чета не спит,
В яслях дремлет Дитя...

С тех пор в рождественские дни её поют на разных языках и в разных странах - и она возвращает в души мир и свет; суета и хлопоты будто растворяются в ангельском пении. Музыкальные энциклопедии даже называют эту песню «международным рождественским гимном» и ещё объясняют, что история её создания всего лишь легенда, одна из легенд. Другая, например, рассказывает так...

В тот же морозный декабрь 1818 года отец Йозеф в отчаянии пытался придумать, как спасти Рождество: накануне обнаружилось, что мыши прогрызли мехи церковного органа. О том, чтобы послать за мастером, не могло быть и речи, а как служить праздничную мессу без музыки?..

Нужна красивая торжественная песня, которую можно исполнить а капелла! Но где найти поэта, когда до Рождества считаные часы?! Викарию ничего не оставалось, как самому написать несколько четверостиший. Сочинить же музыку он никак не мог... К счастью, у Мора был друг Франц Грубер, учитель и органист, живший в соседнем городке. Скорее к нему!

Рождественское чудо, которого все так ждали, пришло - на праздничной мессе под волшебную мелодию прозвучали простые, проникновенные слова...

Ночь тиха, ночь свята,
Счастья ждут все сердца...
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой...

У.: Какие чувства у вас возникли?

Д.: Радостно, торжественно.

У.: Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение?

Д.: Светлое, праздничное. Но радость спокойная.

У.: Какие чувства выразил композитор?

Д.: Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.

У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?

Д.: Светлое, возвышенное.

Тропарь.

У.: Какие чувства у вас возникли?

Д.: Радостно, торжественно.

У.: Какие чувства выражает тропарь?

Д.: Тропарь раскрывает сущность  праздника и воспевает его.

 Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.

У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?

Д.: Светлое, возвышенное.

У.: Кто исполняет?

Д.: Хор.

У.: С сопровождением или нет?

Д.: Без сопровождения.

У.: Такое исполнение называется a capella. А на что похоже подобное исполнение?

Д.: На пение ангелов.

 

Слайд18 «Что такое песнопение» Народное, церковное, композиторские песни.

 

Слайд 19 А теперь мы обратимся к народным песнопениям-рождественским колядкам (листы). Разучивание.

У.: Ребята, а как вы думаете, можно ли использовать для сопровождения инструменты?

Д.: Конечно, можно.

У.: Тогда скажите, какие это будут инструменты?

Д.: Это может быть колокольчик, треугольник, металлофон.

У.: А почему именно эти инструменты?

Д.: Потому, что звук этих инструментов тихий, нежный и соответствует настроению музыки.

Повторное исполнение (с использованием детских инструментов)

 

Музыкальная иллюстрация вокальная группа учителей  колядки «Добрый тебе вечер». «Ночь тиха над Палестиной»

 

Слайд 20,21 Сочельник.

 

Слайд 22

У.: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был праздничным задолго до распространения христианства, так как знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново.

С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели специальные песенки. Как они называются?

Д.: Колядки.

У.: Дети пели колядки и славили Коляду. Коляда - это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.

Д.: И ещё желали друг другу благополучия.

Д.: Здоровья, богатства.

У.: А как поступали хозяева, которым пели колядки?

Д.: Они давали угощение, деньги.

У.: Мы сейчас с вами посмотрим, как ходили, колядовали молодые парни и девушки.

Рождественские святки

 

Слайд 23

«Шел по лесу Дед Мороз» исполнение песни-хоровода с движениями

 

Слайд 24 «Щедрик»

 

Слайд 25

У.: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.

Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. У неё на макушке серебристая звезда, в память о той самой звёздочке, что указала путь мудрецам, возвестила рождение сына Божия.

 

VII. Итог

- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы.

У.: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование Рождества – особенное. У нас есть и нежное пение ангелов. У нас есть и весёлые колядки.

У.: За время урока мы узнали, что в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.

У.: Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества!

Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.

 

VIII. Рефлексия.

- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? В углу стоит елочка. В корзинке цветные шарики и снежинки, они  соответствуют вашему настроению после урока (красные  шарики - это хорошее настроение, снежинки – безразличное)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить понравившиеся колядки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в «Хоровом классе» »

Конспект открытого урока в «Хоровом классе»



Бондарева М.Н. преподаватель хора

музыкального отделения ДШИ №1 г.Кусы.



Тема:





Цель: познакомить учащихся с календарно – обрядовыми песнями зимних праздников, с воплощением в музыке религиозных и бытовых традиций украинского народа.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;

  • овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования,  певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к хоровому пению;

  • развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;

  • воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал.


Музыкальный материал:

  • «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;

  • «Щедрик», украинская народная колядка;

  • «Эта ночь святая…», колядка;

  • «Все идут, спешат на праздник», колядка;

  • «Торжествуйте, веселитесь», колядка;

  • «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение);


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.


Характеристика класса: младший хор - это коллектив учащихся 1-3классов музыкального отделения, занятия посещают учащиеся художественного (2)и хореографического отделения (1). Дети разные по возрасту (7-10 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные проблемы. Так, например, некоторые дети занимаются второй год. Многие неточно интонируют (народники- аккордионисты), не имеют навыков многоголосного пения. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому выступлению.


Содержание

  • Оздоровительный массаж

  • Комплекс дыхательных упражнений

  • Правила пения сидя и стоя

  • Распевание

  • Беседа о зимних праздниках

  • Анализ песнопений – духовных и народных.

  • Разучивание колядки «Добрый вечер»

  • Карточки настроения


Ход урока


I. Организационный момент

Под спокойную музыку Дидюля «Рождество» дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

- Итак, вы готовы к работе?

- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.


II. Разминка

- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

- А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).


III. Распевание (Приложение 3)

Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;

  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);

  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;

  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;

  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;

  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

- Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

Действительно: зимой почти каждый день - праздник.  Святой вечер начинал зимние Рождественские праздники, которые заканчивались проводами на Крещение. Рождественский цикл праздников был связан с возрождением нового солнца. В этот период славяне колядовали и щедровали - пели ритуальные песни-пожелания хозяевам домов. Слайд15

У.: Как вы думаете чему будет посвящено сегодня наше занятие?

Д.: Мы сегодня говорим о Рождестве.

У.: Верно. (щелчок) Скажите, так что же произошло две с лишним тысячи лет назад?

Д.: В пещере родился младенец Иисус.

Д.: В момент его рождения на небе зажглась звезда.

Д.: Свет этой звезды привёл пастухов и волхвов к колыбели младенца.

Слайд 16. Утром Йозеф Мор показал стихи Францу Груберу, деревенскому органисту и учителю пения. Тот, растроганный не меньше, сел и написал к ним мелодию, и в тот же день «Тихая ночь» прозвучала в храме.

...Лишь в пещере свеча горит;
Там святая чета не спит,
В яслях дремлет Дитя...

С тех пор в рождественские дни её поют на разных языках и в разных странах - и она возвращает в души мир и свет; суета и хлопоты будто растворяются в ангельском пении. Музыкальные энциклопедии даже называют эту песню «международным рождественским гимном» и ещё объясняют, что история её создания всего лишь легенда, одна из легенд. Другая, например, рассказывает так...

В тот же морозный декабрь 1818 года отец Йозеф в отчаянии пытался придумать, как спасти Рождество: накануне обнаружилось, что мыши прогрызли мехи церковного органа. О том, чтобы послать за мастером, не могло быть и речи, а как служить праздничную мессу без музыки?..

Нужна красивая торжественная песня, которую можно исполнить а капелла! Но где найти поэта, когда до Рождества считаные часы?! Викарию ничего не оставалось, как самому написать несколько четверостиший. Сочинить же музыку он никак не мог... К счастью, у Мора был друг Франц Грубер, учитель и органист, живший в соседнем городке. Скорее к нему!

Рождественское чудо, которого все так ждали, пришло - на праздничной мессе под волшебную мелодию прозвучали простые, проникновенные слова...

Ночь тиха, ночь свята,
Счастья ждут все сердца...
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой...

У.: Какие чувства у вас возникли?

Д.: Радостно, торжественно.

У.: Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение?

Д.: Светлое, праздничное. Но радость спокойная.

У.: Какие чувства выразил композитор?

Д.: Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.

У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?

Д.: Светлое, возвышенное.

Тропарь.

У.: Какие чувства у вас возникли?

Д.: Радостно, торжественно.

У.: Какие чувства выражает тропарь?

Д.: Тропарь раскрывает сущность праздника и воспевает его.

Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.

У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?

Д.: Светлое, возвышенное.

У.: Кто исполняет?

Д.: Хор.

У.: С сопровождением или нет?

Д.: Без сопровождения.

У.: Такое исполнение называется a capella. А на что похоже подобное исполнение?

Д.: На пение ангелов.


Слайд18 «Что такое песнопение» Народное, церковное, композиторские песни.


Слайд 19 А теперь мы обратимся к народным песнопениям-рождественским колядкам (листы). Разучивание.

У.: Ребята, а как вы думаете, можно ли использовать для сопровождения инструменты?

Д.: Конечно, можно.

У.: Тогда скажите, какие это будут инструменты?

Д.: Это может быть колокольчик, треугольник, металлофон.

У.: А почему именно эти инструменты?

Д.: Потому, что звук этих инструментов тихий, нежный и соответствует настроению музыки.

Повторное исполнение (с использованием детских инструментов)


Музыкальная иллюстрация вокальная группа учителей колядки «Добрый тебе вечер». «Ночь тиха над Палестиной»



Слайд 20,21 Сочельник.



Слайд 22

У.: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был праздничным задолго до распространения христианства, так как знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново.

С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели специальные песенки. Как они называются?

Д.: Колядки.

У.: Дети пели колядки и славили Коляду. Коляда - это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.

Д.: И ещё желали друг другу благополучия.

Д.: Здоровья, богатства.

У.: А как поступали хозяева, которым пели колядки?

Д.: Они давали угощение, деньги.

У.: Мы сейчас с вами посмотрим, как ходили, колядовали молодые парни и девушки.

Рождественские святки



Слайд 23

«Шел по лесу Дед Мороз» исполнение песни-хоровода с движениями



Слайд 24 «Щедрик»



Слайд 25

У.: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.

Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. У неё на макушке серебристая звезда, в память о той самой звёздочке, что указала путь мудрецам, возвестила рождение сына Божия.



VII. Итог

- Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы.

У.: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование Рождества – особенное. У нас есть и нежное пение ангелов. У нас есть и весёлые колядки.

У.: За время урока мы узнали, что в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.

У.: Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества!

Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.


VIII. Рефлексия.

- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? В углу стоит елочка. В корзинке цветные шарики и снежинки, они соответствуют вашему настроению после урока (красные шарики - это хорошее настроение, снежинки – безразличное)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить понравившиеся колядки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект открытого урока в «Хоровом классе»

Автор: Бондарева Марина Николаевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок по музыке по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко. Тема: "Громкость и тишина в музыке. Динамика." "
    ["seo_title"] => string(110) "otkrytyi-urok-po-muzykie-po-proghrammie-v-v-alieieva-t-i-naumienko-tiema-gromkost-i-tishina-v-muzykie-dinamika"
    ["file_id"] => string(6) "148607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419785323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Музыкальный образ защитника отечества» конспект открытого занятия "
    ["seo_title"] => string(74) "muzykal-nyi-obraz-zashchitnika-otiechiestva-konspiekt-otkrytogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "123850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414586851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока "Композитор-имя ему народ" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-kompozitor-imia-iemu-narod"
    ["file_id"] => string(6) "106430"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403011602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект открытого урока по английскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247053"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446485699"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства