Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема: « Ранняя лирика С.А. Есенина».
Цели:
Обучающая: выяснить, откуда черпал вдохновение поэт, что волновало его в юные годы, как это отразилось на его творчестве.
Развивающая: развить умение и навыки выразительно читать стихотворения, делать анализ произведения, определять средства художественной выразительности.
Воспитывающая: воспитать любовь к родине через поэзию Есенина.
Оборудование: портрет Есенина, схема, отражающая основные моменты жизни поэта, на доске эпиграф Н. А. Некрасова: « Всему начало здесь, в краю моем родимом»,высказывания Е. П. Прониной : « Есенин словно бы растворен в стихии, имя которой Русь, Руссеянь, в ее неяркой зелени и ситцевой синеве». С.А. Есенин : « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»,презентация.
Выставка книг о Есенине.
Ход урока.
Учитель. Сегодня мы начнем разговор об одном из гениальных лириков ХХ века Сергее Александровиче Есенине.
Стихи этого поэта мы изучали ранее, но нам предстоит выяснить главные направления его мастерства, его яркой индивидуальности.
Обратите внимание на годы жизни 1895-1925- всего 30 лет прожил поэт, но сколько успел написать стихотворений, волнующих нас до сих пор. Слайд1
Ученик. Есенин – народный национальный поэт не только потому, что родился в российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те чувства, что и Есенин. Он выразил национальный характер, настроение, мечты, сомнения, надежды.
В самом звучании его фамилии есть что-то природное, весеннее, и никаких псевдонимов, так популярных в то время, не понадобилось.Слайд2
Ученик.
Еду, тихо, слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Учитель. Это одно из ранних стихотворений С. А. Есенина, и тема нашего мероприятия: « Ранняя лирика С.А. Есенина.
Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Кто знает?
Но несомненно одно: все мы родом из детства.
Как говорил Некрасов: « Всему начало здесь, в краю моем родимом». Слайд 3
Что же это был за край, где провел детство свое поэт, откуда черпал вдохновение, что его волновало в юные годы и как это отразилось на его творчестве, выяснить это – цель нашего урока. Слайд4
Ученик. Есенин-символ России. Начало Родины в селе Константиново. Здесь воспитывалась любовь к ней, здесь формировалась личность поэта.
Ученик. Слайд5
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущения детских лет.
Ученик. Слайд6
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда.
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня мне будут сниться
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
(Продемонстрировать виды Константинова)
Учитель.О детских годах нам расскажет Рыжова Юля.
(Доклад « Жизнь С. А.Есенина до 1917г.»
Учитель.Деревня стала для Есенина религией, а русская изба –своеобразным храмом.
(Ученик читает стихотворение « В хате»)
Россия для Есенина-это не только крестьянская хата, но и природа. Ее мир необыкновенно красочен. Здесь и розовый закат, золотая роща, зеленые овраги, заливные луга, темная кромка леса, ширь небесная на много верст.
Все это делает Константиново одним из красивейших уголков России, поэтому из самого сердца поэта льются строки: Слайд7
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться в
В зеленях твоих стозвонных.
Кто продолжит это стихотворение?
Легко представить, что чувствовал поэт, создавая такие стихи. Слушая эти строки, рисуешь мысленно картины природы, а некоторые ученики могут иллюстрировать стихотворения Есенина.
(Читает стихотворение «Сторона ль, моя сторонка» и иллюстрацией к нему Курова Настя).
Есенин жил среди природы, носил домой охапки цветов, ходил в ночное с мальчишками, косил, работал в поле. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной детства. Здесь впервые увидел он, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют тощие поля. Это была его жизнь, его милая родина, и себя он считал ее частью, поэтому и природа в его стихах «очеловечена». Слайд8
Ученик.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Учитель. Давайте прочтем это стихотворение дальше. За счет каких художественных средств достигается красота этого стихотворения?
Вряд ли у какого еще поэта мы найдем столько олицетворений, метафор, эпитетов.
Прочитайте понравившиеся вам ранние стихи поэта. Слайд9
(Ученики читают стихи: « Сыпь ты, черемуха снегом…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная).
Учитель.Люди всех времен замечали и чувствовали эту красоту. Но почему именно Есенин смог выразить ее в слове? Потому что все его ближайшие родные были людьми необычными, с сильным характером, как дед, роль которого он подчеркивал в своих стихах. Слайд10
Ученик.
Годы далекие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл…»
Учитель. Или с любовью к песне, к игре, как мать и сестра, к молитве, как бабушка. « Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ»,-признавался поэт. Отправляясь на богомолье, бабушка брала внука с собой, зная, что в ее отсутствие мальчика могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни.
Ученик.
Под окнами
Костер метели белой,
Мне девять лет,
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая и крестя свой рот…
Учитель.Это были люди со своеобразным художественным складом. Поэтому Есенин умел видеть мир по-своему, обладал способностью сопереживать, был впечатлительным и искренним. Вот как он пишет в своей автобиографии: Слайд 11
«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругом отплывала от их ртов». Так начинался Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный и многозвучный мир природы: весенние зори, бешеный рев вьюги, запах смолистой сосны…
А потом рождались стихи: Слайд12
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Ученик. Есенин рос озорным ребенком. Хорошо лазил по деревьям, среди мальчишек был коноводом и большим драчуном, ходил в царапинах, окруженный собаками:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Учитель.Отруганный за озорство, приют находил около домашних животных и птиц.
Они-то и стали братьями его меньшими, частью его родины. С ними его роднит простодушие и незащищенность. Поэтому так трогательны его стихи о животных, в которых они так же, как и природа, очеловечены и вызывают сопереживание и жалость. Слайды 13,14
( Ученики читают стихи: «Корова», «Песнь о собаке»).
Учитель.Покатились глаза собачьи,
Золотыми звездами в снег…
Читая эти строки, мы понимаем, что это не собака плачет, а душа поэта разрывается от жалости к своему другу, потерявшему семерых щенят. Поэтому и трогает нас так это стихотворение.
Изба крестьянская, сжатые нивы, черемуха, сыплющая снегом, корова, у которой отобрали теленка, -это все его родина. Именно она, Россия, Родина, была для поэта началом всех начал, именно ей он посвятил свои лучшие стихи, это ей он сплел венки из песен. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины –основное в моем творчестве». Слайд 15
« Россия-какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то».
Есенин представлял Русь именно голубой, синей, связывает ее святой образ с небесной и водной гладью: Слайды 16,17,18,19,20,21
…Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Первые стихи Есенина вошли в сборник « Радуница»(1916).Слайд22
Подведем итог.
-Что характерно для ранней лирики Есенина? (воспевание родного края)
-Каким образом удается воспеть родной край? (через пейзажные зарисовки, чувства к животным, описание крестьянской избы, воспоминания о детстве)
Мы сегодня только приоткрыли дверь в «страну березового ситца» С.А. Есенина, но уже увидели, что он, как сказала литературовед Пронина: «Есенин словно бы растворен в стихии, имя которой Русь, Руссеянь, в ее неяркой зелени и ситцевой синеве».Слайд23
Обратите внимание на выставку книг, посвященных жизни и творчеству С.А.Есенина. Здесь и воспоминания современников, и исследовательские работы литературоведов. Эти книги помогут вам глубже понять творчество великого поэта.
Спасибо всем за подготовку.
Выставление оценок.
Домашнее задание : выучите стихотворение о Родине, написанное в период с 1917 по 1922год, и проанализируйте его( для более подготовленных учащихся).