Разработка урока
Учителя музыки Михайловой Ольги Александровны
Предмет «Музыка» 5 класс.
Авторы и название учебной программы: «Программа по музыке» 5 класс, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д.Критская (2 четверть, 5-6 урок).
Учебная тема (раздел): Раздел I «Музыка и литература»
Название учебного занятия: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера- былина «САДКО» Н. А. Римского – Корсакова.
Эпиграф урока: «Опера - не музыка плюс театр, а музыкальный театр» Б. А. Покровский
«Ни одно богатое приключениями путешествие не останется забытым, путешествия без приключений не стоят, чтобы им посвящали книги». Л.Кэррол.
Цель учебного занятия: воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно- эстетических, духовно- нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающая:
развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
развивать самостоятельное творческое мышление;
формировать художественно – эстетический вкус;
активизировать фантазию и воображение.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
развивать интерес к вокальному искусству.
Задачи:
- Актуализация знаний о жанре опера, как синтеза разных видов искусств; знакомство с творческим наследием Н. Римского- Корсакова в жанре опера, на примере оперы-былины «Садко».
- Развитие познавательного интереса, способности к анализу музыкального языка; пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.
- Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов мира.
Личностные, метапредметные и предметные задачи:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные задачи:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Межпредметные связи:
с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» - И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Формирование УУД.
Личностные:
- Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;
-Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.
Познавательные:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;
- давать оценку музыкальным сочинениям, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Логические УУД:
-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.
Тип учебного занятия:
Комбинированный урок- путешествие по страницам оперы с использованием ИКТ
Вид учебного занятия:
Урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи, хореографии)
Виды деятельности, использованные на уроке:
-Беседа-дискуссия, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, знакомство с музыкой к оперному спектаклю путём использования средств визуальной и слуховой наглядности, индивидуальные высказывания, коллективная работа учащихся по обсуждению вопросов данной темы урока.
Литература:
Учебник по музыке, 5 класс Г. Сергеева, Е. Д. Критская.2013 г, словари ( Ожегов «Толковый словарь», муз. энциклопедия), либретто оперы «Садко», тексты песен из оперы, хрестоматия видео и аудио материала 5 класс по данной теме.
Ход урока.
Вокально- хоровое приветствие «Гимн РФ».
Показ слайда здания театра оперы и балета им. М.И.Глинки г. Челябинск.
Учитель – Ребята, я прошу посмотреть на экран и подумать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученик – Речь пойдёт о театре.
Учитель- Правильно, сегодня мы посвятим наш урок знакомству с музыкальным театром. А что в вашем понимании можно назвать театром?
Ученик – (высказывание своей точки зрения)
Учитель - В переводе с греческого - театр- место для зрелищ. Древняя Греция подарила миру само понятие «Театр» и первых актеров. Основой спектакля становилась музыка и пантомима (передача художественного образа с помощью жестов, мимики, пластики человеческого тела).
Ребята, а какие музыкальные спектакли вы знаете?
(Ответы детей)
Какой из жанров музыки сочетает в себе несколько видов искусств?
Дети –Опера.
ОПЕРА-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как – «Труд».
Почему опера переводится как труд?
Дети – Высказывание своей точки зрения.
Учитель – Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссер ставит спектакль; гример гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. Художник создает для оперы декорации и костюмы. Они показывают особенность героев, подчеркивая историческую эпоху, сказочность или вымышленность персонажа.
Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения, пения необыкновенной красоты.
В основе любого балетного, оперного спектакля, мюзикла, оперетты лежит либретто . В основе либретто (краткого литературного изложения) может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.
Либретто – краткое содержание литературного произведения, которое лежит в основе оперного илибалетного спектакля. Либретто - в переводе с итальянского «книжечка». Оно может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программке.
Главными музыкальными характеристиками героев опер являются арии, каватины, исполняются одним певцом или певицей в сопровождении оркестра.
Ансамбль - от французского – вместе. Это группа исполнителей, вступающих вместе. Ансамблевое пение звучит очень красиво.
В опере иногда встречаются речитативы - полу-речь, полу-пение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.
Хор - важный участник происходящих событий на сцене, может быть в согласии с главными героями, а может вступать в конфликт. Зачастую хор выражает волеизъявление народа.
Дирижер и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчеркивает индивидуальность солистов- певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.
Опера – это синтетический вид искусства, объединяет в себе несколько видов искусств: вокальную, инструментальную музыку, литературу, ИЗО искусство, танец
(Разбор каждого вида искусства состоящие в опере и какую роль несут в спектакле каждый из них : Искусство хореографии, театральное, музыкальное, изобразительное, литературное.)
Учитель показывает слайд - портрет Н. А. Римского – Корсакова.
Учитель – Кого вы видите перед собой?
(Ответы учащихся)
Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.
Римский-Корсаков написал 15 опер.
Какие вы знаете оперы написанные Н.А.Римским – Корсаковым?
Дети - “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”.
Учитель - Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?
Дети – Сказка.
Учитель - По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.
А теперь включаемся в работу все.
Отгадав кроссворд, вы точно узнаете, с какой сказочной былиной, написанной в жанре оперы мы сегодня познакомимся?
Кроссворд:
Композитор, автор балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»? (Чайковский)
Музыкальный жанр, исполняемый на какой- либо гласный звук? (вокализ)
На линейках , между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту…( до)
Композитор- «Основоположник русской музыки», автор оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»? ( Глинка)
Высокий женский голос, но не самый? (сопрано). С какой былиной- сказкой мы встретимся?
Сегодня мы познакомимся с одним из выдающихся шедевров мировой классической музыки – оперой –былиной «Садко».
Кто такой Садко?
Дети – Высказывание своей точки зрения.
Учитель -А теперь вспомним наш русский древний миф, нашу новгородскую легенду- былину о Садко. Новгородская былина занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой - человек искусства, певец- гусляр. Гусли - старинный русский народный инструмент. Гусли называют яровчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора - белый клен.
(Просмотр видео ролика исполнение былинного наигрыша на гуслях)
Своим талантом он подчиняет силы природы… Садко - мореплаватель, открыватель новых путей для родного Новгорода.
Опера открывается вступлением (увертюра), рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение.
(Увертюра «Окиян- море»)
Учитель - Как называется группа музыкантов в театре?
Дети – Оркестр.
Учитель – Какие виды оркестров вы знаете?
Дети – Оркестр народных инструментов, симфонический, эстрадный, камерный, военно-духовой.
Учитель – Какой из оркестров звучит в увертюре к опере «Садко»?
Дети – Симфонический.
Учитель – Какие группы симфонического оркестра вы знаете?
Дети – Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные, дополнительные инструменты симфонического оркестра.
Учитель – Какие средства выразительности использовал композитор в этом произведении?
Дети – Динамика, тембр, темп, характер. (разбор каждого средства музыкальной выразительности в увертюре)
Учитель – Ваше задание на дом было прочитать былину «Садко», узнать, кто такие Скандинавские Викинги, прочитать о республике Индия и городе Венеция .
Дети – (Освящение домашнего задания)
Учитель - В опере есть сцена - Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей Родине.
Ребята, как вы считаете, будет ли завесить характер музыки от места пребывания гостей Новгорода?
(Разбор предполагаемой музыки на каждого гостя)
(Арии) Варяжский гость( «варяги» скандинавские викинги) – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Песня Варяжского гостя)
Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка, мощная, могучая, гордая.)
Вопрос: Как называется низкий мужской голос? (БАС.)
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость. (“Песня Индийского гостя”)
Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя?
Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.
Задание: Расскажите о музыке. (Музыка медленная, плавная, чарующая.)
Вопрос: Как называется высокий мужской голос? (ТЕНОР)
Последним о своей стране поёт (“Песня Веденецкого гостя”.)
Задание: Определите характер музыки.( танцевальный, радостный, задушевный.)
Задание: Расскажите о песне.
Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос – БАРИТОН.
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в …..
Завершение урока - Песня Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”. Выставление оценок
Домашнее задание – нарисуйте декорации к оперному спектаклю «Садко».
1.Класс: 5, 2 четверть, 5-6 урок
2.Авторы и название учебной программы: « Программа по музыке» 5 класс, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д.Критская
3.Учебная тема (раздел): раздел I «Музыка и литература»
4.Название учебного занятия: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера- былина «САДКО» Н. А. Римского – Корсакова.
5.Эпиграф урока: «Сказка- ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок» А. С. Пушкин
«Жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать» Н. Пржевальский
«Иногда один день, проведенный где-то, дает больше, чем 10 лет жизни дома…»А. Франс
«Опера - не музыка плюс театр, а музыкальный театр» Б. А. Покровский
6.Цель учебного занятия: воспитание российской гражданской идентичности: уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему через освоение художественно- эстетических, духовно- нравственных ценностей отечественной культуры.
7.Задачи: - актуализация знаний о жанре оперы, как синтеза разных искусств, формирование знаний о ее возникновении, особенностях; знакомство с творческим почерком Н. Римского- Корсакова в жанре оперы на примере оперы- былины «Садко»; познакомиться с творчеством художников А. Васнецова, И. Репина, М. Врубеля.
--развитие познавательного интереса, способности к анализу музыкального языка; пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.
--воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; воспитывать патриотизм, уважение к прошлому своей страны; толерантность к культуре других народов мира.
Формирование УУД:
Личностные:- формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы для накопления социальных и личностных ценностей
-Формировать ценностный взгляд на мир, отношение к красоте;
-Развитие вокально- хоровых навыков;
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, уметь выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
--волевая саморегуляция, как способность к мобилизации;
--определение хода дискуссии через постановку основных вопросов.
Познавательные:
ОбщеучебныеУУД:
--поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного;
- давать оценку музыкальным сочинениям, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Логические УУД:
-умение учащимися производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение); уметь строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию; выполнять в группе творческие задания.
8.Тип учебного занятия: комбинированный , урок- путешествие по страницам оперы с использованием ИКТ
9.Вид учебного занятия: урок- беседа (синтез искусств - литературы, музыки, живописи)
Виды деятельности, использованные на уроке:
-беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, пересказ материала отдельными учащимися (индивидуальные задания), вокально- хоровая работа.
10.Литература: учебник по музыке, 5 класс Г. Сергеева, Е. Д. Критская.2013 г, словари ( Ожегов «Толковый словарь», муз. энциклопедия), либретто оперы «Садко», тексты песен из оперы, хрестоматия музыкального материала 5 класс, 2013 г