kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Углубить представление учащихся.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.
  2. Познакомить учащихся с творчеством русских  композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.
  3. Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.
  4. Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.
  5. Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.

I.   Организационный  момент.

В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».

II. Введение в тему урока.

Учитель: - Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?

- В какой стране это можно увидеть? ( Италия)

- Как вы думаете, что общего между  музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке?

Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.

- Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).

- А в каком веке все это происходило? (16 век)

- Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).

Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому  у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стенгазету про оперу и повесим её в кабинете для  младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.

- Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.

 ( на работу в группах отводится 10 минут)

III. Работа по теме урока.

 Учитель обращается к ребятам речитативом:

Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.

 – Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)

  - Какое отношение он имеет к опере, об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.

  • либретто
  • опера
  • увертюра
  • ария
  • речитатив

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.

Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:

 1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)

 2.Кто в основном пишет либретто?  (писатели или сами композиторы)

 3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)

Учитель:  – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)

С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )

  • М.Глинка
  • Даргомыжский
  • Рубинштейн
  • Мусоргский
  • Р.Корсаков

Контрольные вопросы на внимание:

 1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)                                              

 2. Кого из композиторов называют композитором - сказочником? ( Р.-Корсакова)

  3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? («Снегурочка»).                                                           

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.

Игра «Угадай мелодию»

(звучат фрагменты следующих опер:

  • «Садко»
  • «Снегурочка»
  • «Сказка о царе Салтане»
  • « Сказание о невидимом граде Китеже»
  • « Семеро козлят»
  • « Князь Игорь»

- Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.

- А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?

                          (ребята называют песню « Песня – спор»)

Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?

( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)

 - С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток

(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)

Учитель: - А теперь задайте свои контрольные вопросы.

  1. Какими голосами поют женщины?
  2. Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?
  3. Какими голосами поют мужчины?

( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)

Учитель: - А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»

-  прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:

  • Встать – если звучит сопрано
  • Совершать плавные движения руками – если звучит тенор
  • Потопать ногами – если звучит бас.

Учитель: - Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?

  ( строят оперные театры)

Со знаменитыми мировыми оперными  нас познакомит тоже красных ноток.

 (выступление проходит в виде презентации)

После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:

1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала)                                                 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург)                                                  3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)     

( представитель группы несет материал художникам на оформление)

Учитель: -  Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:

   = Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)

   = Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)

   = Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)

  • Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.
  • Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам

IV. Итог урока

Учитель: - наш урок подошел к концу.

Вам понравился наш урок?

Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?

V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».

Всем спасибо за урок, до свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки." »

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Милеуша ШАФИГУЛЛИНА,

учитель музыки первой квалификационной категории средней школы № 11 г. Нижнекамска

Музыка 5 класс

Цель урока: Углубить представление учащихся.

Задачи урока:


  1. Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.

  2. Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.

  3. Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.

  4. Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.

  5. Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.

I . Организационный момент.

В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».

II. Введение в тему урока.

Учитель: - Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?

- В какой стране это можно увидеть? ( Италия)

- Как вы думаете, что общего между музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке?

Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.

- Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).

- А в каком веке все это происходило? (16 век)

- Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).

Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стенгазету про оперу и повесим её в кабинете для младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.

- Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.

( на работу в группах отводится 10 минут)

III. Работа по теме урока.

Учитель обращается к ребятам речитативом:

Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.

– Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)

- Какое отношение он имеет к опере , об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.

  • либретто

  • опера

  • увертюра

  • ария

  • речитатив

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.

Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:

1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)

2.Кто в основном пишет либретто? (писатели или сами композиторы)

3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)

Учитель: – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)

С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )

    • М.Глинка

    • Даргомыжский

    • Рубинштейн

    • Мусоргский

    • Р.Корсаков

Контрольные вопросы на внимание:

1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)

2. Кого из композиторов называют композитором - сказочником? ( Р.-Корсакова)

3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? («Снегурочка»).

Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.

Игра «Угадай мелодию»


(звучат фрагменты следующих опер:

  • «Садко»

  • «Снегурочка»

  • «Сказка о царе Салтане»

  • « Сказание о невидимом граде Китеже»

  • « Семеро козлят»

  • « Князь Игорь»

- Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.

- А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?

(ребята называют песню « Песня – спор»)

Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?

( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)

- С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток

(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)

Учитель: - А теперь задайте свои контрольные вопросы.

  1. Какими голосами поют женщины?

  2. Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?

  3. Какими голосами поют мужчины?

( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)

Учитель: - А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»

- прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:

  • Встать – если звучит сопрано

  • Совершать плавные движения руками – если звучит тенор

  • Потопать ногами – если звучит бас.

Учитель: - Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?

( строят оперные театры)

Со знаменитыми мировыми оперными нас познакомит тоже красных ноток.

(выступление проходит в виде презентации)

После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:

1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала) 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург) 3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)

( представитель группы несет материал художникам на оформление)

Учитель: - Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:

= Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)

= Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)

= Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)

  • Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.

  • Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам

IV. Итог урока

Учитель: - наш урок подошел к концу.

Вам понравился наш урок?

Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?

V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».

Всем спасибо за урок, до свидания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки."

Автор: Шафигуллина Милеуша Агзамовна

Дата: 25.04.2015

Номер свидетельства: 205645

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства