Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки."
Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки."
Цель урока: Углубить представление учащихся.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.
Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.
Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.
Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.
Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.
I. Организационный момент.
В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».
II. Введение в тему урока.
Учитель: - Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?
- В какой стране это можно увидеть? ( Италия)
- Как вы думаете, что общего между музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке?
Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.
- Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).
- А в каком веке все это происходило? (16 век)
- Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).
Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стенгазету про оперу и повесим её в кабинете для младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.
- Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.
( на работу в группах отводится 10 минут)
III. Работа по теме урока.
Учитель обращается к ребятам речитативом:
Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.
– Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)
- Какое отношение он имеет к опере, об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.
либретто
опера
увертюра
ария
речитатив
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.
Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:
1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)
2.Кто в основном пишет либретто? (писатели или сами композиторы)
3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)
Учитель: – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)
С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )
М.Глинка
Даргомыжский
Рубинштейн
Мусоргский
Р.Корсаков
Контрольные вопросы на внимание:
1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)
2. Кого из композиторов называют композитором - сказочником? ( Р.-Корсакова)
3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? («Снегурочка»).
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.
Игра «Угадай мелодию»
(звучат фрагменты следующих опер:
«Садко»
«Снегурочка»
«Сказка о царе Салтане»
« Сказание о невидимом граде Китеже»
« Семеро козлят»
« Князь Игорь»
- Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.
- А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?
(ребята называют песню « Песня – спор»)
Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?
( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)
- С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток
(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)
Учитель: - А теперь задайте свои контрольные вопросы.
Какими голосами поют женщины?
Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?
Какими голосами поют мужчины?
( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)
Учитель: - А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»
- прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:
Встать – если звучит сопрано
Совершать плавные движения руками – если звучит тенор
Потопать ногами – если звучит бас.
Учитель: - Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?
( строят оперные театры)
Со знаменитыми мировыми оперными нас познакомит тоже красных ноток.
(выступление проходит в виде презентации)
После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:
1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала) 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург) 3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)
( представитель группы несет материал художникам на оформление)
Учитель: - Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:
= Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)
= Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)
= Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)
Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.
Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам
IV. Итог урока
Учитель: - наш урок подошел к концу.
Вам понравился наш урок?
Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?
V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».
Всем спасибо за урок, до свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспкет урока "Опера – самый значительный жанр вокальной музыки." »
Опера – самый значительный жанр вокальной музыки
Милеуша ШАФИГУЛЛИНА,
учитель музыки первой квалификационной категории средней школы № 11 г. Нижнекамска
Музыка 5 класс
Цель урока: Углубить представление учащихся.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.
Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.
Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.
Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.
Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.
I . Организационный момент.
В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».
II. Введение в тему урока.
Учитель: - Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?
- В какой стране это можно увидеть? ( Италия)
- Как вы думаете, что общего между музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке?
Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.
- Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).
- А в каком веке все это происходило? (16 век)
- Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).
Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стенгазету про оперу и повесим её в кабинете для младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.
- Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.
( на работу в группах отводится 10 минут)
III. Работа по теме урока.
Учитель обращается к ребятам речитативом:
Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.
– Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)
- Какое отношение он имеет к опере , об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.
либретто
опера
увертюра
ария
речитатив
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.
Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:
1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)
2.Кто в основном пишет либретто? (писатели или сами композиторы)
3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)
Учитель: – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)
С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )
М.Глинка
Даргомыжский
Рубинштейн
Мусоргский
Р.Корсаков
Контрольные вопросы на внимание:
1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)
2. Кого из композиторов называют композитором - сказочником? ( Р.-Корсакова)
3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? («Снегурочка»).
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.
Игра «Угадай мелодию»
(звучат фрагменты следующих опер:
«Садко»
«Снегурочка»
«Сказка о царе Салтане»
« Сказание о невидимом граде Китеже»
« Семеро козлят»
« Князь Игорь»
- Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.
- А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?
(ребята называют песню « Песня – спор»)
Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?
( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)
- С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток
(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)
Учитель: - А теперь задайте свои контрольные вопросы.
Какими голосами поют женщины?
Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?
Какими голосами поют мужчины?
( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)
Учитель: - А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»
- прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:
Встать – если звучит сопрано
Совершать плавные движения руками – если звучит тенор
Потопать ногами – если звучит бас.
Учитель: - Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?
( строят оперные театры)
Со знаменитыми мировыми оперными нас познакомит тоже красных ноток.
(выступление проходит в виде презентации)
После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:
1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала) 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург) 3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)
( представитель группы несет материал художникам на оформление)
Учитель: - Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:
= Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)
= Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)
= Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)
Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.
Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам
IV. Итог урока
Учитель: - наш урок подошел к концу.
Вам понравился наш урок?
Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?
V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».