Цель урока: - познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);
- развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;
- воспитывать музыкальную культуру.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Юрий Кушак «Снежная баба»
Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; презентация; карточки с заданием.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите на партнера по лицу и партнера по плечу. Дайте пять партнеру по плечу, и слегка ударьтесь кулачками. Молодцы! Ребята, присаживайтесь.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке?
Учитель: Правильно. Мы говорили о том, как влияла музыка на творчество поэтов и писателей. О каких поэтах мы говорили?
Учитель: Какие произведения слушали мы на прошлом уроке и кто их написал?
Учитель: А что общего в этих произведениях?
Учитель: Это – фортепианная музыка.
Сейчас мы проведем РЕЛЛИ ТЕЙБЛ , в которой партнеры по лицу будут работать записывая свои ответы на одном(на двоих) листе бумаги. Итак, вопрос: Перечислите, какие жанры фортепианной музыки вы знаете, и дайте им определения?
Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно! Сегодня на уроке мы с вами поговорим об опере.
Просмотр видеофрагмента.
Учитель: Ребята, что вы увидели, услышали в этом видеофрагменте оперы?
Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно. А сейчас я хотела бы познакомить вас с таким понятием, как либретто. Либретто – это краткое изложение сюжета оперы, балета, мюзикла.
Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.
Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения.
Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе.
Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.
Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.
Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.
Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.
Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.
Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.
Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.
Учитель: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами
Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера "Садко" написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (1844-1908). Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны - Волховы композитору послужила народная сказка "Василиса Премудрая и Морской царь". Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы "Садко" имеет народный характер. Садко - гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы - особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами.
Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр? Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.
Чтение отрывка из былины
Учитель: Опера открывается увертюрой - оркестровым вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».
Учитель:
- Какую картину рисует музыка? (музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря).
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря? (Звучание низких струнных инструментов, повторении мелодии, появлении деревянно-духовых инструментов)
- Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?
Учитель: Вступление " Окиан-море синее" рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины. Основным приемом развития вступления является повтор(моря), определяющий вариационность построения, где главную тему повтора исполняют низкие струнные инструменты, а в завершении вступления звучат деревянно-духовые инструменты английского рожка и двух кларнетов, придавая оттенка сказочности, намекая на чудеса.
Чтение отрывка из былины
Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты?
Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.
Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.
- Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован).
- Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Какую песню будет петь Садко, после того, как купцы прогнали его с пира и, оказавшись на берегу Ильмень - озера? (грустную, печальную).
Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».
Учитель: А теперь мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента.
(мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни).
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
- Какой голос (академическое пение) у главного героя?
(Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос - высокий мужской, тенор).
- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре - звучание арфы).
Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек, и возникает образ Морской царевны - фантастического существа.
В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. "Кто же ты, девица?" - спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: " Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень - озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я - позаслушалась, пригорюнилась. Вот и вышла - повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут". Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки"
Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.
Что же будет дальше, вы прочитаете дома самостоятельно.
Просмотр картины М.Врубеля "Волхова"
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельной Волховы».
Учитель: Какой предстаёт перед нами Волхова - образ фантастический или человечный?
А сейчас мы проведем музыкальную разминку, МИКС ПЭА ШЭА
Звучит музыка, под которую все учащиеся смешиваются, образовывают пару, когда музыка прекращается, учитель задает вопрос, учащиеся отвечают, при этом не забывают поблагодарить своего напарника.
Вопросы:
- Что такое либретто?
- Назови имя композитора, написавшего оперу "Садко"
- Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?
Фрагменты оперы "Садко" Н.А. Римского - Корсакого, которые вы сегодня смотрели и слушали, исполнили артисты Мариинского театра, одного из старейших и ведущих театров России. В последние годы новое поколение артистов Мариинского театра под руководством дирижёра Валерия Гергиева завоевало широкое международное признание.
Василий Дамаев, лирико-драматического тенор начала XX века, родившегося в кубанской станице Отрадной. Больше двух десятилетий Василий Петрович блистал на подмостках Москвы, Петербурга, Парижа, Лондона, Вены, Берлина. Трижды полнозвучный, звонкий тенор Дамаева покорял слушателей "Русских сезонов" Сергей Дягилева, называвшего его русским "Карузо".
Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню в преддверии нового года «Снежная баба» Ю.Кушака, которая поможет поднять настроение.
Учитель: Молодцы!
Итог урока.
Домашнее задание:
– Сделать книжки-малютки с либретто придуманной вами оперы.
- В учебнике на стр.55, 54 даны картины. Подберите литературные фрагменты из былины к каждой из них. Какие фрагменты из оперы "Садко" Н.А. Римского-Корсакого созвучны этим изображениям? Какие средства художественной выразительности картин музыки раскрывают характеры главных героев оперы "Садко"?
Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!