Урок музыки в 5 классе. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Урок музыки в 5 классе. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Цель урока: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Задачи урока:
Образовательные:
ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского - Корсакова "Садко";
закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке; анализ музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;
закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
развитие интереса к предмету, умения характеризовать музыкальные образы;
развитие самостоятельного творческого мышления;
формирование художественно – эстетического вкуса;
активизация фантазии и воображения;
развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативных навыков, формирование навыков самооценки и рефлексии.
Воспитательные:
воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
развитие интереса к вокальному искусству;
пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка;
воспитание патриотических чувств.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование:
фортепиано,
фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса,
репродукции картин,
изображения театров,
ноты,
раздаточный материал - музыкальные словари,
слова песни " Заиграйте, мои гусельки ",
либретто оперы,
билеты с заданиями,
рисунки с масками.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»; Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; колыбельная песня Волховы; Е. Проскурняк. Песня «Эмоции».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера »
Урок музыки в 5 классе
2014 – 2015 уч. год
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Цель урока: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Задачи урока:
Образовательные:
ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского - Корсакова "Садко";
закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке; анализ музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;
закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
развитие интереса к предмету, умения характеризовать музыкальные образы;
развитие самостоятельного творческого мышления;
формирование художественно – эстетического вкуса;
активизация фантазии и воображения;
развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативных навыков, формирование навыков самооценки и рефлексии.
Воспитательные:
воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
развитие интереса к вокальному искусству;
пробуждение интереса к богатейшим возможностям музыкального языка;
воспитание патриотических чувств.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: фортепиано, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, репродукции картин, изображения театров, ноты, раздаточный материал - музыкальные словари, слова песни " Заиграйте, мои гусельки ", либретто оперы, билеты с заданиями, рисунки с масками.
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее»; Песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка»; Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; колыбельная песня Волховы; Е. Проскурняк. Песня «Эмоции».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, кто из вас бывал в театре? (Ответы уч-ся).
- Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета. Давайте посмотрим лучшие театры мира: Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Оперный театр в Минске, Театр Ла Скала в Милане, Гранд-Опера в Париже.
- Сегодня мы отправимся в оперу.
III. Основная часть
1. Сообщение учащегося
Опера-это слово итальянского происхождения и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и 17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто, что означает «прекрасное пение». Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), сценическое действие, изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже танец.
- Какие виды искусства объединяет опера?
(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).
- Итак, я приглашаю вас в театр.
2. Работа в парах
- Вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты, один на двоих. Билеты необычные, в виде кроссворда. Разгадав правильно слова по горизонтали, вы сможете по вертикали прочитать название спектакля.
Кроссворд
1
2
3
4
5
1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.
2.Высокий женский голос.
3.Главная мысль музыкального произведения.
4.Большой коллектив музыкантов.
5.Высокий мужской голос.
(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали - слово «Садко»).
- Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.
3. Сообщение учащегося
Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных произведений разных жанров. В юности Николай Андреевич с отличием окончил Морской кадетский корпус и совершил кругосветное плавание. Он полюбил море, образ которого не раз изображал в своих произведениях. Римского-Корсакова называют композитор-сказочник, потому что в основу многих его произведений положена сказка. Любимый жанр композитора – опера. Им создано 15 опер. Восемь из них написаны на сказочный сюжет.
- Теперь смело отправляемся в оперу.В фойе театра можно приобрести небольшую брошюрку-программу. У каждого из вас на парте лежит такая программа.Она называется либретто, в переводе с итальянского означает «книжечка». Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - роман, повесть, сказка, былина. Либреттист - тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе. Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.
Что такое былина? Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории. В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.
Обычно опера делится на действия.В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.
Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.
Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к музыкальному -спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.
Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
Опера «Садко» начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию:ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа…
4. Слушание музыки
- Когда будет звучать вступление, обратите внимание на репродукции картин, затем ответьте, какая из них больше подходит к музыкальному произведению и почему?
(Слушание вступления «Океан - море синее». Ответы уч-ся)
- Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков.
«Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских»
- Так начинается былина. Что же значит гусельки яровчаты? Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.
Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины.
(Чтение 1 картины)
Либретто
1картина. Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.
- Пришёл Садко к Ильмень-озеру.Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 2 картина.
(Слушание песни «Ой, ты, тёмная дубравушка»)
Песня Садко
Ой ты, темная дубравушка!
Расступись, дай мне дороженьку:
Сквозь туман – слезу горючую
Я не вижу света белого.
Всколыхнися ты, трость-дерево,
Разбуди-ка Ильмень-озеро!
Людям стали уж не надобны
Мои гусельки яровчаты.
Слушай ты, волна зыбучая,
Ты, раздольице широкое,
Про мою ли участь горькую
Да про думушку заветную.
- Какой голос у главного героя?
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?
- Что чувствовал в душе Садко?
(Ответы уч-ся. Голос - высокий мужской, тенор. Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы. Печаль, обиду, досаду, сожаление).
- Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.
Попробуем и мы с вами вместе с Садко развлечь морскую царевну, но после антракта. Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями, выходят в фойе, где на стендах размещена интересная информация. Например, история возникновения театра. Театр возник в Древней Греции. Здания древнегреческих театров были огромные и вмещали в себя до 17 тысяч зрителей. Эмоции на лицах актёров зрителям с дальних рядов увидеть было невозможно. Поэтому актёры надевали маски. В разные моменты маски менялись. В тедалёкие времена существовали спектакли только двух жанров — трагедия и комедия. Им соответствовали две маски, которые до сих пор являются эмблемой театрального искусства.
5. Физкультминутка
- Давайте исполним песню «Эмоции» и изобразим театральные маски.
(Исполнение песни «Эмоции»)
6. Вокально-хоровая работа
- Антракт окончен. Опера продолжается. Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. Но прежде прохлопаем ритмический рисунок и вспомним распевы песни «Заиграйте, мои гусельки». Мелодию пропеваем внутренним голосом, распевы - вслух.
(Распевание)
- Песня «Заиграйте, мои гусельки» - это развите образа Садко. Забыв печаль и обиду, каким становится герой оперы? (Ответы уч-ся: весёлый, радостный, удалой).
- Понравилась песняМорской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко. Двенадцать лет свободно путешествовал гусляр, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Пришлось Садко путь держать на дно морское. Чтобы царь не гневался, царевна просит Садко спеть песню. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери. В разгар свадебного пира появляется могуч богатырь. Он повелевает Подводному царству исчезнуть, морской царевне превратиться в реку, а Садко вернуться в Новгород и служить родной земле песням.
В заключительной 7 картинеВолхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. После того как прозвучит колыбельная песня Волховы, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Исполнение. Настроение музыки». А потом попробуем сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 7 картина.
(Слушание песни «Колыбельная Волховы»)
Колыбельная песня Волховы
Сон но бережку ходил,
Дрёма по лугу.
А и Сон искал Дрёму,
Дрёму спрашивал:
А и где же спит Садко,
Купав* добрый молодец?
Баю-бай, баю-бай.} 2 раза
Спит Садко мой на лужку,
На зеленом бережку,
В шитом браном* положку*,
Во зеленом тростничку.
Убаюкала его ласка нежная моя
Баю-бай, баю-бай!} 2 раза
Ты расти, мой тростничок,
Шитый браный положок!
Не колышься, мурава,
Зелена да шелкова
Сердце вещее мое полонила песнь его.
- В каком исполнении прозвучала колыбельная песня Волховы?
- Настроение музыки?
- Давайте обратимся к картине М. Врубеля «Волхова», чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны.
(Ответы уч-ся. Высокий женский голос – сопрано в сопровождении симфонического оркестра. Спокойная, нежная, убаюкивающая, любовная, ласковая. Музыкальный образ: нежная, любящая, ласковая, человечная. Живописный образ: сказочная, холодная, волшебная, необычная).
- Морская царевна, сказочное фантастическое существо, под воздействием песен Садко почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.
IV. Заключительная часть
1. Индивидуальная работа учащихся
- Вы хотели бы получить пригласительные билеты на следующий спектакль? Переверните листики, на которых написаны ваши имена. Вот они, снова необычные. Надо соединить стрелочкой слова в левой колонке с их точным определением в правой колонке.
Пригласительный билет (1 вариант)
Опера большой коллектив певцов
Дирижёр высокий мужской голос
Бельканто музыкальный спектакль
Хор руководитель оркестра
Тенор прекрасное пение
Пригласительный билет (2 вариант)
Антракт краткое изложение сюжета
Оркестр высокий женский голос
Увертюра перерыв между действиями в спектакле
Либретто большой коллектив музыкантов
Сопрано оркестровое вступление к опере
-Наше первое путешествие в музыкальный театр подходит к завершению. Давайте вспомним название спектакля? Кто создал эту замечательную оперу? (Ответы уч-ся. Опера «Садко». Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков).
2. Рефлексия
- Былина «Садко» повествует об историческом прошлом русского народа. А чему она может научить нас, современных людей?Кому служил Садко? (Своему народу). Какая мечта была у Садко? (Прославить родную землю). Любил ли Садко свою Родину, свой народ? (Конечно).
-Человек, любящий свой народ, свою Родину, готовый ради неё на героический поступок, называется патриот. Садко был патриотом.
- Хотели бы вы служить своему народу или добрыми делами прославить родную землю? (Ответы уч-ся).
- Стремитесь к этому, у вас всё впереди! Вот и закончилось наше первое путешествие в музыкальный театр. У вас на партах лежат картинки-маски, на которых изображены две эмоции. Если вам понравился урок-путешествие, то покажите весёлую маску, а если не очень, то грустную. (Ответы уч-ся).
- Либретто вы можете забрать с собой, как напоминание о вашем путешествии в оперу. Оценки вы узнаете после того, как будут проверены ваши работы. До свидания.