«Опера – самый значительный жанр вокальной музыки».
Урок - проект
Автор: Петрова Елена Анатольевна
Полное название образовательного учреждения: Иркутская обл., г.Усть-Кут., МОУ СОШ №9
Аннотация к уроку: На уроке учащиеся получают одновременно как новые знания, так и закрепляют полученные на предыдущем уроке. Учащиеся познакомятся с составляющими оперы, русскими композиторами, сочинявшими оперы, увидят как выглядят знаменитые мировые театры оперы и балета, а так же услышат 10 лучших оперных голосов мира и увидят в презентации их обладателей. Всю информацию, полученную на уроке, ребята оформят в стенгазете, которая будет размещена в кабинете музыки, чтобы с ней могли познакомиться учащиеся младших классов.
Предмет: музыка
Класс: 5
Тема урока: «Опера – самый значительный жанр вокальной музыки»»
Цель урока: Углубить представление учащихся.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с составляющими оперы: либретто, увертюра, ария, речитатив.
- Познакомить учащихся с творчеством русских композиторов: Н.А. Римского – Корсакова, М. Мусоргского, М.Глинки, Даргомыжского, А.Рубинштейна.
- Развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту при рассмотрении архитектурных мировых театров оперы и балета, прослушивании фрагментов из знакомых ранее опер русских композиторов.
- Формировать умения у учащихся на слух определять звучание оперных голосов.
- Формировать у учащихся положительное отношение к знаниям, воспитывать любовь к произведениям искусства.
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебник Искусство «Музыка 5 класс» Т.И Науменко, В.В.Алеев – М:Дрофа, 2013г.
2. Поурочные планы по предмету «Музыка 5 класс» В.В.Алеев, Т.И.Науменко – М: Дрофа 2013 г.
3. «История русской музыки» Никитина – М:Academia, 2000 г.
4. «Искусство» № - М, 2010г.
Время реализации урока (1 урок длительностью 40 минут ):
Авторский медиапродукт:
1. Microsoft Word, PowerPoint
2. Вид медиапродукта:
- Презентация, выполненная в среде PowerPoint
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, экран, медиапроектор, музыкальный центр.
План проведения урока:
I. Организационный момент.
В самом начале урока учитель предлагает учащимся выбрать ноту определенного цвета. Стулья расставлены полукругом. За стульями расставлены столы на четыре группы: красные, желтые, зеленые ноты, сектор художников и кроссвордников. Ребята изначально рассаживаются на стулья. Во время рассадки ребят на стулья, звучит музыка М. Глинки увертюра к опере « Руслан и Людмила».
II. Введение в тему урока.
Учитель: - Ребята, какая музыка звучала, когда вы занимали свои места?
- Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите? ( приложение № 1)
- В какой стране это можно увидеть? ( Италия)
- Как вы думаете, что общего между музыкой, под которую вы заходили в класс, слайдом и сегодняшнем нашим уроком? ( тема оперы).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на нашем уроке? ( продолжим разговор про оперу)
Правильно, сегодня мы продолжим разговор про оперу.
- Скажите мне, где впервые была сделана попытка поставить оперу, и что из этого получилось? (свадьба, мнение гостей разделилось: кому-то понравилось, кому-то нет).
- А в каком веке все это происходило? (16 век)
- Почему про оперу сказали – труд, сочинение? (задействовано много людей при постановке).
Вы уже многое узнали про историю оперы. А вот младшие ребята с оперой еще не знакомились, и поэтому у меня к вам предложение, давайте сегодня на уроке мы сделаем стен.газету про оперу и повесим её в кабинете для младших ребят, чтобы они тоже познакомились с оперой.
- Займите пожалуйста места за столами согласно цвету ноток. У вас на столах лежит листок с заданием, которое вам необходимо приготовить и защитить. Группа художников – оформителей приступает к оформлению внешнего вида газеты.
( приложение № 2)
( на работу в группах отводится 10 минут)
III. Работа по теме урока.
Учитель обращается к ребятам речитативом:
Ребята, заканчиваем работу и приступаем к озвучиванию материала.
? – Ребята, каким образом я обратилась к вам? Что это за форма? (речитатив)
? - Какое отношение он имеет к опере,
об этом и ещё с другими составляющими оперы нас познакомит группа зеленых ноток.
- либретто
- опера
- увертюра
- ария
- речитатив
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление и потом задайте ребятам контрольные вопросы.
Ребята из группы зеленых ноток задают контрольные вопросы:
1. Без чего нельзя сочинить оперу? (либретто)
2.Кто в основном пишет либретто? (писатели или сами композиторы)
3. Что служит основой либретто? ( литературное произведение)
Учитель: – Ребята, а без кого не было бы опер? ( КОМПОЗИТОРОВ)
С русскими композиторами, которые сочиняли оперы, нас познакомит группа желтых ноток. ( Сообщения ребят сопровождается показом презентации )
Приложение №3
- М.Глинка
- Даргомыжский
- Рубинштейн
- Мусоргский
- Р.Корсаков
Контрольные вопросы на внимание:
1.Какой русский композитор самый первый сочинил оперу? (Глинка)
2. Кого из композиторов называют композитором - сказочником? ( Р.-Корсакова)
3. На сочинение какой оперы было потрачено всего 2 недели? ( «Снегурочка»).
Молодцы ребята, а теперь несите свой материал художникам на оформление.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Угадай мелодию», а отгадывать вы будете музыкальные фрагменты уже знакомых вам опер.
Игра «Угадай мелодию»
звучат фрагменты следующих опер:
- «Садко»
- «Снегурочка»
- «Сказка о царе Салтане»
- « Сказание о невидимом граде Китеже»
- « Семеро козлят»
- « Князь Игорь»
- Из каких опер были фрагменты? Оперы-сказки.
- А в нашем репертуаре есть песня, которая подходила бы к теме сказки?
(ребята называют песню « Песня – спор»)
Песня исполняется диалогом: мальчики – девочки.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, от чего или кого зависит красота исполнения оперы?
( от оперных певцов, а точнее от их красивых голосов)
- С 10 лучшими оперными голосами мира нас познакомит группа красных ноток
(сообщение идет в виде презентации, которая сопровождается музыкальной подборкой голосов певцов)
Приложение № 4
Учитель: - А теперь задайте свои контрольные вопросы.
- Какими голосами поют женщины?
- Как называется стиль, в котором спела А.Нетребко с Киркоровым?
- Какими голосами поют мужчины?
( ребята несут художникам подготовленный материал на оформление газеты)
Учитель: - А я предлагаю вам сыграть в игру « Отгадай голос»
- прослушав музыкальный фрагмент, вы должны:
- Встать – если звучит сопрано
- Совершать плавные движения руками – если звучит тенор
- Потопать ногами – если звучит бас.
Учитель: - Ребята, скажите, а как с оперой связана архитектура?
( строят оперные театры)
Со знаменитыми мировыми оперными нас познакомит тоже красных ноток.
(выступление проходит в виде презентации)
Приложение №5.
После выступления группа задает контрольные вопросы ребятам:
1.В каком театре мечтают спеть все оперные певцы? (Ла Скала) 2.В каком городе находится Мариинский театр? ( Санкт – Петербург) 3. В каком городе находится самый необычный по архитектурному строению театр? ( Сиднее)
( представитель группы несет материал художникам на оформление)
Учитель: - Пока художники заканчивают работу, я хочу задать вам несколько вопросов:
= Что стало бы с оперой, если бы не было музыки? (осталось либретто)
= Что стало бы с оперой, если бы исчезла литература? (не было бы оперы)
= Какая взаимосвязь вытекает из ваших ответов? (взаимосвязь музыки и литературы)
- Художники показывают всему классу газету, которая у них получилась, и закрепляют её на стенде в кабинете.
- Оценивают работу отдельных учеников по оценочным листам
Приложение №6
IV. Итог урока
Учитель: - наш урок подошел к концу.
= Вам понравился наш урок?
= Чтобы вы пожелали нашим гостям, если бы были композиторами?
V. Домашнее задание: нарисовать афишу к опере «Садко» или « Снегурочка».
Всем спасибо за урок, до свидания.