Просмотр содержимого документа
«: Образы батыров в музыке и поэзии»
Тема урока: Образы батыров в музыке и поэзии
Цель урока: развитие ассоциативного мышления в процессе сравнения музыкального произведения с живописью
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, проектор для показа слайдов, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока:
1.Музыкальное приветствие.
2. Повторение пройденного материала.
-Назовите тему второй четверти?(музыка и живопись)
-Существует ли связь между этими видами искусств?(да)
-Какая?(увидеть музыку, услышать живопись)
-Назовите тему прошлого урока? О чём говорили?(о наскальных рисунках)
-Что такое петроглифы?
-Где располагается археологический комплекс Тамгалы?Что вы можете рассказать об этом комплексе?
-Что слушали на прошлом уроке?
-Какой вывод сделали?
3.Актуализация знаний. Объяснение новой темы.
-Посмотрите на эти иллюстрации и репродукции картин художников Казахстана. Кого они изображают? Слайд 2,3,4 (батыров, битву)
-Давайте прислушаемся. Какая музыка звучит с этих картин?(смелая, отважная, быстрая, решительная, мужественная)
-Верно,так о ком пойдёт речь сегодня на уроке?(о батырах)
-Давайте запишем тему урока: «Образы батыров в музыке и гравюрах»
-С каким батыром, кюйши, поэтом вы уже познакомились на уроке музыки в 1 четверти?(Махамбет)
-Что вы о нём можете рассказать?
-Молодцы! Сегодня вы послушаете кюй знаменитого кюйши 19 века-Даулеткерея, который называется «Кероглы» Слайд 5. Творчество Даулеткерея отличается особенной лиричностью, тонкостью, философским складом. Его кюи обращены к внутреннему миру человека, мелодика, ритм и форма их изящны, изысканны.
-Кто такой Кероглы? Вспомните, с этим героем вы знакомились в 5 классе. (народный мститель и поэт импровизатор, выступивший, чтобы отомстить тирану, который ослепил его отца. Казахская версия имеется в поэтической и прозаической форме, насчитывает более 62 сюжетов). Слайд 6.
-Давайте послушаем кюй «Керогы». Какая музыка по характеру? Созвучна ли она картинам, которые вы видели в начале урока? (видео) Слайд 7.
-Характер музыки? (сначала спокойный, задумчивый, потом стремительный, быстрый)
-Что представили?
-Мне сегодня на уроке хотелось бы обратить ваше внимание на работы художника Е.М.Сидоркина. Слайд 8.
Евгений Матвеевич Сидоркин (1930-1982) — художник-график. Народный художник РК, лауреат Государственной премии республики им. Ч. Валиханова. Международные награды — бронзовая и золотая медали книжных выставок в Лейпциге, I премия и золотая медаль Международных биеннале графики в Кракове, дипломы выставок в Венеции, Будапеште. Работы в книжной графике: книга «Басни» С. Михалкова, иллюстрации на темы казахских народных сказок «Веселые обманщики», «Казахский эпос», серии «Казахские народные игры», «Читая Сакена Сейфуллина», «Киргизские сказки», «Аксакалы», «Путь Абая» М. Ауэзова, «Из мглы веков», «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле.
-Что такое гравюра? Давайте запишем определение. Слайд 9.
Да, Евгений Матвеевич рано ушел из жизни, и, словно предчувствуя это, он торопился сделать как можно больше. Темы брал масштабные, пласты поднимал мощные, историю ощущал на уровне генетической интуиции, мышление имел эпохальное. Со временем он был на «ты» и извлекал из него уже утраченные было для нас, сегодняшних, картины и образы далекой старины.
-Откуда в русском человеке, рожденном и воспитанном в рамках собственной культуры, столь прочувствованное понимание иной национальной культурной традиции? Как вы думаете?
Размышляя об этой направленности искусства Сидоркина, Гульмира Шалабаева считает, что не последнюю роль тут сыграла встреча с Гульфайрус Исмаиловой, которая стала его женой.
Произошло это в Ленинграде, где они оба учились в «Репинке». Удивительной красоты и духовной наполненности человек, изысканно-утонченный художник, Гульфайрус действительно сделала все, чтобы избранник сердца ее полюбил то, что дорого ей. Бродя с ним по набережным Невы, она живописала ему красоты Алма-Аты и гор Заилийского Алатау, приобщила к миру легенд и преданий казахского народа. Она вложила в его умные, талантливые руки разорванные когда-то кем-то нити сотканной предками духовности с ее вечными темами любви, ненависти, горести, радости бытия, зависти, благородства. «Мне думается, — читаем мы приведенное в книге его высказывание, — что тема актуальная, сегодняшняя только тогда имеет право на существование в искусстве, если она несет в себе черты и прошлого, и будущего».
В 60-80-е годы были извлечены из недр и изучались сокровища Иссыкского кургана, велись археологические раскопки Отрара. Накопление всех этих сокровищ не могло пройти мимо пристального, на этот регистр настроенного взгляда художника. Преломившись по-своему в его сознании, оно находит оригинальное, образное осмысление во множестве графических работ на уровне высокого мастерства и больших обобщений. Так, используя конкретные зарисовки предметов из кладов Иссыкского и других курганов (бляхи, фигурные пластины, диадемы, браслеты, пронизи, накладки) для щмутцтитулов и заставок к серии «Из мглы веков», художник дает нам ключ к прочтению его стилизованных под старину и потрясающих по своему эмоциональному воздействию автолитографий «Набег», «Битва», «Поединок», «Побоище», «Алпамыс батыр». Все эти листы представлены в книге, и каждый из них — наглядное подтвержение авторских мыслей.
-Посмотрите на его работы. Что вы о них можете сказать? Слайды 10,11,12,13,14,15
-Какого значение творчества этого художника для казахского искусства?
Значение творчества Сидоркина «для казахского искусства громадно». Сегодня оно, казахское искусство, «немыслимо без его тонких и проникновенных работ. Любовь, мудрость и тончайший психологизм художника раскрыли тайны бытия и помогли проникнуть в душу и сердце казахского национального мироощущения и миросозерцания. Благодаря яркой индивидуальности, дарованию Мастера мы имеем возможность осознать богатство нашей национальной культуры».
4.Вывод
-С творчеством какого композитора кюйши вы познакомились?
-Что слушали?
- С творчеством какого художника графика вы сегодня познакомились?
-Что такое гравюра?
-Чьи образы рисует нам музыка и гравюра?
5.Вокально-хоровая работа.
Распевки, каноны.
Разучивание песни А.Ермолова «Волшебный мир искусства»