Внеклассное мероприятие, посвященное 170-летию со дня рождения Жамбыла Жамбыла.
«Гомер XX века»
«Я – зоркий сокол, я – напев моей страны, я – ваш Жамбыл».
Цель: Познакомить с биографическими сведениями и творчеством Жамбыла Жабаева.
Задачи:
Обучающие: познакомить с краткой биографией великого казахского акына Жамбыла Жабаева. Показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания; формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие: развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведение. Развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов;
Воспитательные: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого; прививать интерес у учащихся к истории, литературе, музыке, искусству; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны; гордость за своих предков в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Оборудование: портрет поэта, плакаты, слайды, видеоролики, афоризмы мыслителей о Жамбыле, интерактивная доска.
Все действия мероприятия проходят на фоне убранства импровизированной юрты, учащиеся одеты в национальные костюмы, на протяжении всего мероприятия звучат кюи.
Видео интервью с учащимися школы. Цель данного интервью : выяснить, что знают учащиеся школы о жизни и творчестве; знают ли, что 28 февраля исполняется 170 лет со дня рождения великого акына Жамбыла.
Здравствуйте дорогие учащиеся, учителя и гости нашего сегодняшнего мероприятия! Рады видеть Вас на нашем мероприятии, посвященном 170-летию Великого акына – импровизатора, самого известного поэта Казахстана, Гомера 20 века – Жамбыла Жабаева!
Видео нарезка о жизни и рождении Жамбыла Жабаева.
В ночь у подножья Джамбула-горы,
Сжавшись комочком у снежной норы,
Мать моя, рабскую жизнь кляня,
В стонах и муках родила меня.
Молча собрался голодный аул,
Дали казахи мне имя Джамбул.
Продолжение видеоролика о жизни Жамбыла Жабаева.
Ученик: Поэтическая манера Жамбыла отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Жамбыла связана с жизнью простого народа. Жамбыл звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.).
Ученик: В своей биографии Жамбыл говорит:«Вкруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях, как в золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, я я взял в руки домбру. Вернулась моя молодость. И я запел. Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом и был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны Казахстан. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь как двадцатилетний юноша, сильно, с подъемом, с большим жаром и охотой.»
Учитель: Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом. (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.
Жамбыл создал песни о Сталинской Конституции («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).
Учащиеся читают стихи Жамбыла –ата – о Родине
Хронограф - Ю.Б. Левитан – объявление о начале войны.
Учитель: Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает Сабит Муканов, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.
Ученик читает стихотворение «Ленинградцы, дети мои», сопровождающееся роликом - сюжетами об осажденном городе.
Учитель: Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира.
Война не обошла стороной и семью великого Жамбыла. И Жамбыл потерял любимого сына Алгадая. Его гибель принесла акыну огромное горе, которого он долго не мог оправиться. Он скорбел и сложил несколько песен о своем сыне, которые звучали и как традиционное « жоктау- причитание», и как реквием по всем убиенным на войне:
Если я обойду Ала-Тау в тоске,
Алгадая найду ль?
Если травы обшарю в Сары-Арке,
Соколенка вспугну ль?
Ученик: Акын дожил до светлого дня 9 мая 1945 года. Но, увы, сложить песнь Победе уже не успел. Умер Жамбыл 22 июня 1945 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.
Акын Жамбыл! И в стройке и в борьбе
Ты с нами был, свой голос поднимая
Ты пел о Родине, о солнце, о себе
Ты о Героях пел и славил праздник мая!
Пришел конец твоей большой судьбе.
И ты ушел, домбру сжимая
Но песня не умрет. Ее строкам внимая,
Как о живом, мы вспоминаем о тебе!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие "Гомер XX века"»
Внеклассное мероприятие, посвященное 170-летию со дня рождения Жамбыла Жамбыла.
«Гомер XX века»
«Я – зоркий сокол, я – напев моей страны, я – ваш Жамбыл».
Цель:Познакомить с биографическими сведениями и творчеством Жамбыла Жабаева.
Задачи:
Обучающие: познакомить с краткой биографией великого казахского акына Жамбыла Жабаева. Показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне. Формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания; формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие: развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведение. Развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, познавательных интересов;
Воспитательные: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого; прививать интерес у учащихся к истории, литературе, музыке, искусству; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны; гордость за своих предков в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Оборудование: портрет поэта, плакаты, слайды, видеоролики, афоризмы мыслителей о Жамбыле, интерактивная доска.
Все действия мероприятия проходят на фоне убранства импровизированной юрты, учащиеся одеты в национальные костюмы, на протяжении всего мероприятия звучат кюи.
Видео интервью с учащимися школы. Цель данного интервью : выяснить, что знают учащиеся школы о жизни и творчестве; знают ли, что 28 февраля исполняется 170 лет со дня рождения великого акына Жамбыла.
Здравствуйте дорогие учащиеся, учителя и гости нашего сегодняшнего мероприятия! Рады видеть Вас на нашем мероприятии, посвященном 170-летию Великого акына – импровизатора, самого известного поэта Казахстана, Гомера 20 века – Жамбыла Жабаева!
Видео нарезка о жизни и рождении Жамбыла Жабаева.
В ночь у подножья Джамбула-горы, Сжавшись комочком у снежной норы, Мать моя, рабскую жизнь кляня, В стонах и муках родила меня. Молча собрался голодный аул, Дали казахи мне имя Джамбул.
Продолжение видеоролика о жизни Жамбыла Жабаева.
Ученик: Поэтическая манера Жамбыла отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Жамбыла связана с жизнью простого народа. Жамбыл звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.).
Ученик: В своей биографии Жамбыл говорит:«Вкруг меня закипела жизнь, о которой я пел в лучших своих песнях , как в золотом сне. Почувствовав прилив свежих сил, я я взял в руки домбру. Вернулась моя молодость. И я запел. Оглядываясь вокруг, я не узнавал знакомых степей. Поехал по аулам и стал воспевать новую жизнь. Я был заодно с моим народом и был понятен народу. Я был свидетелем рождения новой страны Казахстан. Жизнь началась для меня снова. Я переродился и стал петь как двадцатилетний юноша, сильно , с подъемом, с большим жаром и охотой.»
Учитель: Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом. (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.
Жамбыл создал песни о Сталинской Конституции («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).
Учащиеся читают стихи Жамбыла –ата – о Родине
Хронограф - Ю.Б. Левитан – объявление о начале войны.
Учитель: Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает Сабит Муканов, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября 1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.
Ученик читает стихотворение «Ленинградцы, дети мои», сопровождающееся роликом - сюжетами об осажденном городе.
Учитель: Обращение Жамбыла к ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира.
Война не обошла стороной и семью великого Жамбыла. И Жамбыл потерял любимого сына Алгадая. Его гибель принесла акыну огромное горе, которого он долго не мог оправиться. Он скорбел и сложил несколько песен о своем сыне, которые звучали и как традиционное « жоктау- причитание», и как реквием по всем убиенным на войне:
Если я обойду Ала-Тау в тоске,
Алгадая найду ль?
Если травы обшарю в Сары-Арке,
Соколенка вспугну ль?
Ученик: Акын дожил до светлого дня 9 мая 1945 года. Но, увы, сложить песнь Победе уже не успел. Умер Жамбыл 22 июня 1945 года, всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.