Цель: выявление интеллектуального потенциала по различным предметам;
- способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям
и традициям предков.
Форма: интеллектуально-познавательная игра
«Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы
просто не знаем...»
А И Герцен
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры «Интеллект - шоу»! Французский писатель Проспер Мериме о русском языке сказал так: «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен гланым образом тонкостью оттенков». Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в одной из своих статей писал: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое ордие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». Сегодняшняя игра проодится в рамках Недели русского и английского языков. Цель игры - выявить интеллектуальный потенциал участников игры по различным предметам. А теперь давайте ознакомимся с этапами нашей игры:
I. Разминка. Логические задачки
II. «История в лицах»
III. Планета загадок
IV. В мире музыки. Музыкальный кластер
V. «Полиглот»
Итак, интеллектуально-познавательная игра «Интеллект - шоу» начинается!
І тур. Разминка. Логические задачки
Задание І тура: команда, ответившая правильно, выигрывает 10 баллов
1/ Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все месяцы)
2/ Какое колесо не крутится при правом развороте? (запасное)
3/ Вы сидите в самолете, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? (на карусели)
4/ Чем заканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
5/ Какие два местоимения портят мостовые? ("Я" "Мы")
6/ Инспектор, проверявший некую школу, заметил, что, когда бы он ни задал классу вопрос, в ответ тянули руки все ученики. Более того, хотя школьный учитель каждый раз выбирал другого ученика, ответ всегда был правильным. Как это получалось?
(Учитель предварительно договорился с учениками, чтобы они вызывались отвечать независимо от того, знают ответ или не знают. Но те, кто знает ответ, должны поднимать правую руку, а те, кто не знает, — левую. Учитель каждый раз выбирал другого ученика, но всегда того, кто поднимал правую руку.)
Учитель: Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». История – очень важный и интересный предмет, потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом следущего тура стало всказывание Виктора Мари Гюго: «Что такое история? Отголосок прошедшего в будущем. Отсвет, отбрасываемый будущим на прошедшее». Великий философ Востока Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее»
Итак, наш следующий тур – «История в лицах»
Задание: определить по некоторым фактам исторического деятеля, о котором идет речь. Команда, давшая правильный ответ с первой попытки, получает 5 баллов, со второй – 4 балла, с третьей – 3 балла.
Скажите, кто это, если известно:
- родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун.
Сначала он учился в Кушмуруне в частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма и научился рисовать карандашом (5 баллов);
- осенью 1847 года отец привез 12 – летнего мальчика в Омск на учебу в сибирский кадетский корпус, после окончания в 1853 году он служил в Западно-Сибирском губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Среднюю Азию и Китай. В 1858 году под видом мусульманского купца прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара (4 балла);
- его произедения: «Очерки Джунгарии»,«Киргизы»,«Аблай», «Записки о судебной реформе у киргизов Сибирского ведомства» и другие (3 балла)
Правильный ответ: Чокан Чингисович Валиханов
Интеллект и ум отличали его:
- сын султана Северо-Восточного Казахстана, один из немногих, кто еще
в детстве получил гуманитарное образование (5 баллов);
- в совершенстве знал классическую литератр Востока и Запада;
он создал новю литературу, в его стихах заговорила древняя степь,
по-новому зазвчал казахский язык (4 балла);
- прослушать аудизапись из «Книги назидания», слово 7 (3 балла).
Правильный ответ: Абай Кунанбаев
Учитель: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник якого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким осторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты», - так считал великий Альберт Энштейн. Сегодняшний тур посвящен загадкам нашей планеты, нашей земли. Вопросы разного характера – вопросы различных предметов. Каждой команде задаю вопрос, за правильный ответ – 10 баллов. Команда, ответившая за другую команду, зарабатывает 10 баллов.
Наш следующий тур – «Планета загадок»
Вопрос №1. Вокруг этого плода ходят легенды, одна загадочнее другой. Если верить греческой мифологии, оно положило начало Троянской войне. Упавшее на голов Ньютона оно натолкнуло ученого на открытие закона всемирного тяготения. А согласно библейскому писанию, этот фрукт помог Еве соблазнить Адама (яблоко)
Вопрос №2. На Ближнем Востоке этот фрукт считают королем всех плодов, недаром же его «голову» венчает настоящая корона. Великий Авиценна в своих трактатах этот фрукт вспоминал 150 раз, и все по разным поводам! По-латыни означает «зерна», в соке этого плода больше витаминов, чем в других соках. Поэтому его рекомендуют пить для восстановления сил после операций, при малокровии и даже после радиационного облучения (гранат)
Вопрос №3. Этот район находится в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к данным островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Аналогичный «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами. Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами. Как назыается этот район?
(Бермудский треугольник)
Вопрос №4. Это наследие, переходящее потомству. Он считается священным, почтенным. К нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник по обычаю самый младший сын. Старшие сыновья отлепляются от отцовского очага, а младший сын остается при этом. Блюсти все обычаи и традиции входит в обязанность наследника, то есть младшего сына, как при живых родителях, так и после их кончины. Если это принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или приехавшие издалека специально заходят в это место, чтобы получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться или попрощаться. Что это? (карашанырак)
Вопрос №5.
Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови.
А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти? (железо)
Учитель: Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическю сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в
число воспитания молодежи». Дорогие ребята, а умеете ли вы слушать музыку? Вот зазвучала музыка, а вы занялись своими делами. Вы прекрано слышите музыку, но это не все. Остановитесь, отложите все свои дела и прислушайтесь к нежной, тихой мелодии. Музыку надо слушать сердцем, нужно хотеть ее слшать, и тогда она станет вашим верным другом и помощниом в вашей жизни.
Переходим к IVтуру - «В мире музыки». Музыкальный кластер
Задание: каждая команда прослушивает музыкальную композицию и в течение 3 минут пишет как можно больше ассоциаций, возникающих во время прослушивания.
Учитель: Великий писатель Гете считал, что «Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем». Ну а другой писатель и философ Ф. Вольтер говорил: «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку». И этот замок откроют те, кто дружен с языками.
Итак, наш последний завершающий тур – тур «Полиглот»
Задание: дать правильный ответ на 3 языках – на казахском, русском и английском.
За правильный ответ – 10 баллов
1. Что является источником знаний? (книга, кітап, book)
2. Кто познается в беде? (Друг, дос, friend)
3. Птица, которая является символом мира? (Голубь, к?гершін, pigeon)
4. Продолжите поговорку: «Крылья джигита – это..» (Конь, ат, horse)
5. Назовите одним словом: Казахстан, Россия, Германия, США – это.. (Страна, ел, country)
Учитель: Поблагодарим участников игры за хорошее знание языков и попросим наше жюри подвети итоги 5 туров.
Подведение итогов, награждение
Тренинг «Две звезды, одно желание»