Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы
Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы
Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы
Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 7-9 классов.
Тема: «Золотая домбра Таттимбета».
Цель мероприятия: в рамках 200-летия казахского композитора Таттимбета Казангапулы. Обогатить знания детей о творчестве выдающегося композитора 19 века Таттимбета.
- Добрый день, учителя, ученики и гости нашей литературно - музыкальной гостиной! Мы рады видеть Вас, и надеемся, что эта встреча получится интересной, полезной.
- Очень хочется, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли знания, хорошее настроение. Пусть поработает не только ваша память, но и душа, сердце.
- Сегодня в канун 200- летия со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы наша музыкальная гостиная приветливо открывает для вас двери, для того, чтобы представить вашему вниманию бессмертные творения музыканта.
- В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых, рождает у человека необъяснимый трепет сердца. Таково имя выдающегося классика казахской народной музыки, композитора Таттимбета Казангапулы.
- Непревзойдённый мастер шертпе-кюя, композитор, поэт, певец-импровизатор, искусный оратор (шешен), знаток древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональный бий (судья) родился в Каркаралинском районе.
- Он рос на этой благословенной земле, восхищаясь красотой здешней природы, учась душевной щедрости у своих земляков.
- У каждого исследователя творчества Таттимбета всегда возникал вопрос – кто был учителем певца родной земли, от кого перенимал он искусство композиторского мастерства? Ведь ни дед, ни отец его не были ни знатоками, ни исполнителями кюев. Правда, мать знала большое количество народных песен и напевала их в часы досуга.
- Вероятно, познать музыку во всём её многообразии, объёме и значительности Таттимбету помогло тонкое музыкальное дарование. Музыкальная речь композитора-самородка была настолько выразительной, что слушатели узнавали в ней и чарующую прелесть степей, и песню жаворонка, и быстрый бег сайгаков.
- В голодный год, спасаясь от джута, Таттимбет со своим аулом проезжал мимо земель рода Мурат. Сильно забилось его сердце: здесь жила красавица Балкия, победительница многих состязаний на домбре. Таттимбет приглашает её вступить в спор на лучшее умение владеть инструментом. Девушка соглашается. Таттимбет и Балкия по очереди восхваляли свой край, свой народ, своих батыров. Никак они не могли победить друг друга. И вот
Таттимбет заиграл грустную и широкую, как степь, мелодию. Это был кюй «Сарыжайлау» («Летовка»), который позволил ему одержать победу и прославиться на всю Сарыарку.
¯Кюй «Сарыжайлау» - домбровое исполнение
- Шедевр творчества Таттимбета. Кюй мелодичен, передает образ жайлау (прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами). Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки.
- Что вы представили, слушая эту музыку? Вряд ли вам откроется сразу весь кладезь чувств, которыми наполнен кюй. Но, несомненно, звуковые ассоциации рисуют удивительные картины природы, степные пейзажи, красоту неба, кристальную чистоту воды из журчащего родника.
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.
Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, На сердце радость напевай. Чтоб весь туман в горах исчез. Чтоб тучи все сошли с небес, чтоб все заслушалось тебя, Твои напевы полюбя, Еще сильней, домбра, играй! Три колышка да две струны, Да девять узелков – домбра, Да десять пальцев, что вольны Любые вызывать ветра. Скачите, пальцы, словно конь, В прекраснейшей из всех погонь, Играй еще сильней, домбра! Эй, слушай, трудовой народ, Как сладостно домбра поет В руках народного кюйши. И даль степей, и страсть души – Все обращает в кюй игра! Играй еще сильней, домбра!
- А ещё душевное состояние, лирику, романтизм, тонкое восприятие окружающего мира передал кюйши Таттимбет, используя особый стиль игры - шертпе. Изящный перебор струн пальцами, щипковый приём, глубокая вибрация и левой и правой руками принесли особую распевность известным мелодиям. Так играли только в Центральном Казахстане.
- Начиная с 1950 года, «Саржайлау» начал исполнять Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. И великое творение стало достоянием общечеловеческой музыкальной культуры, Таттимбета узнала вся наша планета.
¯Кюй «Сарыжайлау» - оркестровое исполнение
- Домбровые пьесы Таттимбета уже при жизни автора получили широкое распространение и считались критерием как художественного, так и исполнительского мастерства. Внешне простые они достаточно сложны для исполнения. Ярким примером может служить популярный кюй «Былкылдак».
- Есть предание на родине Таттимбета о том, как был создан кюй «Былкылдак». Музыковеды переводят его как «Упругий». На одном из выступлений композитор, демонстрируя виртуозную игру на домбре, неожиданно для зрителей убрал струнный упор и стал перебирать их пальцами. Полилась тихая и задушевная мелодия.
- Дорогой, как же называется исполненный тобой кюй? – растроганно спросил хозяин дома. – Он такой мягкий, переливчатый, словно весенний ручей, и тихо шуршащий, как ковыль на ветру.
- Аксакал, до сих пор я сомневался, как именовать его,- ответил Таттимбет, - но вы заметили главное, о чём я хотел в нём сказать. Назовём его «Былкылдак».
¯Кюй «Былкылдак» - слушание
- Существует и второй вариант названия. А.Затаевич считал, что ему очень подходит «Извилистый мотив». «Бесконечной лентой развивается бодрая и волнообразная мелодия, в середине пьески повышаясь, а потом ниспадая». Такая характеристика кюя дана А.Затаевичем в его работе «500 казахских песен и кюев».
- Легко ли высказать музыку струн словами? Почему? Казахский поэт, классик казахской литературы Ильяс Джансугуров сделал это искусно, написав стихотворение «Музыка и слово».
Ильяс Джансугуров. Музыка и слово.
С чем сравню тебя, кюй,
Голос струны домбровой?
С плеском серебряных струй?
С песней конской подковы?
С рокотом горной реки?
С шорохом вещней льдины?
Или с наплывом тоски
В арии соловьиной?
Душу людей шевеля,
Льешься ты струйкой тонкой,
Словно в шелках ковыля
Ржание жеребенка.
Властность в струне, что поет,
И колдовская сила.
Девушка сердце свое
Милым звукам открыла.
Манит волшебный кюй…
Нежит, томит, пленяет.
Девичий твой поцелуй
Медом цветочным тает.
Ни заглушить кюй нельзя,
Ни загасить, как пламя,
Высказать трудно, друзья,
Музыку струн словами!
- Не меньшую популярность получил и другой кюй Таттимбета -«Сылкылдак» («Смеющийся»). Рассказывают, что сочинил его Таттимбет в сорок лет и по счёту он сороковой. Жизнерадостный, задорный, он переносит слушателей в мир народного праздничного веселья.
¯Кюй «Сылкылдак» - слушание
- Акценты и постоянный метроритм в процессе развития пьесы придают ей танцевальность, а использование высоких и низких регистров воспринимаются перекличкой задорно смеющихся голосов.
- Создан кюй на одном из айтысов в состязании с девушкой по имени Малгара. Как выяснилось позже, Малгара была родной сестрой матери Абая.
- Талант Таттимбета многогранен. Прекрасный домбрист и композитор, Таттимбет был и превосходным поэтом. Он часто выступал на атысах, поражая зрителей остроумием и совершенством слога. Рассказывают, что на одном из песенных праздников степным акынам был задан вопрос: «Что в мире никогда не умирает?». Ответ одного из участников айтыса был прост и понятен: «Вечны солнце, земля, луна, горы, реки!». Таттимбет тут же вскочил со своего места и, возражая сопернику, сказал:
Когда закроют облака
Высоких гор вершины,
Нам мнится, будто смерть сама
Приходит к нам в долины.
Её холодная рука жестока и всевластна.
Морозом скована река,
Уходят солнце и луна,
Земля погребена в снега,
И лишь поэзия одна
Её дыханью не подвластна.
- Таттимбет – удивительная личность. Вспомним, что он вместе с другими представителями степной аристократии был приглашён на церемонию воцарения на престол императора Александра II. На том историческом событии его талантом был восхищён великий кюйши Даулеткерей. Царский двор оказал должные почести Таттимбету, покорившему высоких особ игрой на двух струнах.
- Таттимбет – это одна из самых ярких звёзд в истории национального искусства Казахстана. Замечательно, что в честь великого композитора в Караганде проводится конкурс, имеющий республиканский статус. В честь Таттимбета названы музыкальное училище в Караганде, оркестр народных инструментов Егиндыбулакского Дома культуры. В с. Егиндыбулак установлена мемориальный памятник-стела (барельеф), мемориальная доска, названа улица.
- Наш рассказ о музыкальном творчестве Таттимбета подошёл к концу. Мы благодарим исполнителей музыки, стихов и, конечно же, слушателей за участие.
- Наша музыкальная гостиная закрывает свои двери. Но мы надеемся на новую встречу. Надеемся, что каждая такая встреча с музыкой и поэзией для вас будет настоящим праздником, большим событием.
- Таттимбет – настоящий любимый сын казахского народа. В дни 200-летия со дня рождения пусть его звезда освещает нас ещё ярче, чем раньше, а память о нём достойно хранится потомками. До новых встреч!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы »
Андрейковец Ирина Владимировна, учитель музыки высшей категории ОШ №3 города Шахтинска, Карагандинской области.
101600 г. Шахтинск, ул. Парковая 35а, тел.: 8(72156)5-22-69
Литературно - музыкальная гостиная, посвящённая 200-летию со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы
Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 7-9 классов.
Тема: «Золотая домбра Таттимбета».
Цель мероприятия: в рамках 200-летия казахского композитора Таттимбета Казангапулы. Обогатить знания детей о творчестве выдающегося композитора 19 века Таттимбета.
- Добрый день, учителя, ученики и гости нашей литературно - музыкальной гостиной! Мы рады видеть Вас, и надеемся, что эта встреча получится интересной, полезной.
- Очень хочется, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли знания, хорошее настроение. Пусть поработает не только ваша память, но и душа, сердце.
- Сегодня в канун 200- летия со дня рождения казахского композитора Таттимбета Казангапулы наша музыкальная гостиная приветливо открывает для вас двери, для того, чтобы представить вашему вниманию бессмертные творения музыканта.
- В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых, рождает у человека необъяснимый трепет сердца. Таково имя выдающегося классика казахской народной музыки, композитора Таттимбета Казангапулы.
- Непревзойдённый мастер шертпе-кюя, композитор, поэт, певец-импровизатор, искусный оратор (шешен), знаток древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональный бий (судья) родился в Каркаралинском районе.
- Он рос на этой благословенной земле, восхищаясь красотой здешней природы, учась душевной щедрости у своих земляков.
- У каждого исследователя творчества Таттимбета всегда возникал вопрос – кто был учителем певца родной земли, от кого перенимал он искусство композиторского мастерства? Ведь ни дед, ни отец его не были ни знатоками, ни исполнителями кюев. Правда, мать знала большое количество народных песен и напевала их в часы досуга.
- Вероятно, познать музыку во всём её многообразии, объёме и значительности Таттимбету помогло тонкое музыкальное дарование. Музыкальная речь композитора-самородка была настолько выразительной, что слушатели узнавали в ней и чарующую прелесть степей, и песню жаворонка, и быстрый бег сайгаков.
- В голодный год, спасаясь от джута, Таттимбет со своим аулом проезжал мимо земель рода Мурат. Сильно забилось его сердце: здесь жила красавица Балкия, победительница многих состязаний на домбре. Таттимбет приглашает её вступить в спор на лучшее умение владеть инструментом. Девушка соглашается. Таттимбет и Балкия по очереди восхваляли свой край, свой народ, своих батыров. Никак они не могли победить друг друга. И вот
Таттимбет заиграл грустную и широкую, как степь, мелодию. Это был кюй «Сарыжайлау» («Летовка»), который позволил ему одержать победу и прославиться на всю Сарыарку.
¯Кюй «Сарыжайлау» - домбровое исполнение
- Шедевр творчества Таттимбета. Кюй мелодичен, передает образ жайлау (прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами). Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки.
- Что вы представили, слушая эту музыку? Вряд ли вам откроется сразу весь кладезь чувств, которыми наполнен кюй. Но, несомненно, звуковые ассоциации рисуют удивительные картины природы, степные пейзажи, красоту неба, кристальную чистоту воды из журчащего родника.
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.
Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, На сердце радость напевай. Чтоб весь туман в горах исчез. Чтоб тучи все сошли с небес, чтоб все заслушалось тебя, Твои напевы полюбя, Еще сильней, домбра, играй! Три колышка да две струны, Да девять узелков – домбра, Да десять пальцев, что вольны Любые вызывать ветра. Скачите, пальцы, словно конь, В прекраснейшей из всех погонь, Играй еще сильней, домбра! Эй, слушай, трудовой народ, Как сладостно домбра поет В руках народного кюйши. И даль степей, и страсть души – Все обращает в кюй игра! Играй еще сильней, домбра!
- А ещё душевное состояние, лирику, романтизм, тонкое восприятие окружающего мира передал кюйши Таттимбет, используя особый стиль игры - шертпе. Изящный перебор струн пальцами, щипковый приём, глубокая вибрация и левой и правой руками принесли особую распевность известным мелодиям. Так играли только в Центральном Казахстане.
- Начиная с 1950 года, «Саржайлау» начал исполнять Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. И великое творение стало достоянием общечеловеческой музыкальной культуры, Таттимбета узнала вся наша планета.
¯Кюй «Сарыжайлау» - оркестровое исполнение
- Домбровые пьесы Таттимбета уже при жизни автора получили широкое распространение и считались критерием как художественного, так и исполнительского мастерства. Внешне простые они достаточно сложны для исполнения. Ярким примером может служить популярный кюй «Былкылдак».
- Есть предание на родине Таттимбета о том, как был создан кюй «Былкылдак». Музыковеды переводят его как «Упругий». На одном из выступлений композитор, демонстрируя виртуозную игру на домбре, неожиданно для зрителей убрал струнный упор и стал перебирать их пальцами. Полилась тихая и задушевная мелодия.
- Дорогой, как же называется исполненный тобой кюй? – растроганно спросил хозяин дома. – Он такой мягкий, переливчатый, словно весенний ручей, и тихо шуршащий, как ковыль на ветру.
- Аксакал, до сих пор я сомневался, как именовать его,- ответил Таттимбет, - но вы заметили главное, о чём я хотел в нём сказать. Назовём его «Былкылдак».
¯Кюй «Былкылдак» - слушание
- Существует и второй вариант названия. А.Затаевич считал, что ему очень подходит «Извилистый мотив». «Бесконечной лентой развивается бодрая и волнообразная мелодия, в середине пьески повышаясь, а потом ниспадая». Такая характеристика кюя дана А.Затаевичем в его работе «500 казахских песен и кюев».
- Легко ли высказать музыку струн словами? Почему?Казахский поэт, классик казахской литературыИльяс Джансугуров сделал это искусно, написав стихотворение «Музыка и слово».
Ильяс Джансугуров. Музыка и слово.
С чем сравню тебя, кюй,
Голос струны домбровой?
С плеском серебряных струй?
С песней конской подковы?
С рокотом горной реки?
С шорохом вещней льдины?
Или с наплывом тоски
В арии соловьиной?
Душу людей шевеля,
Льешься ты струйкой тонкой,
Словно в шелках ковыля
Ржание жеребенка.
Властность в струне, что поет,
И колдовская сила.
Девушка сердце свое
Милым звукам открыла.
Манит волшебный кюй…
Нежит, томит, пленяет.
Девичий твой поцелуй
Медом цветочным тает.
Ни заглушить кюй нельзя,
Ни загасить, как пламя,
Высказать трудно, друзья,
Музыку струн словами!
- Не меньшую популярность получил и другой кюй Таттимбета -«Сылкылдак» («Смеющийся»). Рассказывают, что сочинил его Таттимбет в сорок лет и по счёту он сороковой. Жизнерадостный, задорный, он переносит слушателей в мир народного праздничного веселья.
¯Кюй «Сылкылдак» - слушание
- Акценты и постоянный метроритм в процессе развития пьесы придают ей танцевальность, а использование высоких и низких регистров воспринимаются перекличкой задорно смеющихся голосов.
- Создан кюй на одном из айтысов в состязании с девушкой по имени Малгара. Как выяснилось позже, Малгара была родной сестрой матери Абая.
- Талант Таттимбета многогранен. Прекрасный домбрист и композитор, Таттимбет был и превосходным поэтом. Он часто выступал на атысах, поражая зрителей остроумием и совершенством слога. Рассказывают, что на одном из песенных праздников степным акынам был задан вопрос: «Что в мире никогда не умирает?». Ответ одного из участников айтыса был прост и понятен: «Вечны солнце, земля, луна, горы, реки!». Таттимбет тут же вскочил со своего места и, возражая сопернику, сказал:
Когда закроют облака
Высоких гор вершины,
Нам мнится, будто смерть сама
Приходит к нам в долины.
Её холодная рука жестока и всевластна.
Морозом скована река,
Уходят солнце и луна,
Земля погребена в снега,
И лишь поэзия одна
Её дыханью не подвластна.
- Таттимбет – удивительная личность. Вспомним, что он вместе с другими представителями степной аристократии был приглашён на церемонию воцарения на престол императора Александра II. На том историческом событии его талантом был восхищён великий кюйши Даулеткерей. Царский двор оказал должные почести Таттимбету, покорившему высоких особ игрой на двух струнах.
- Таттимбет – это одна из самых ярких звёзд в истории национального искусства Казахстана. Замечательно, что в честь великого композитора в Караганде проводится конкурс, имеющий республиканский статус. В честь Таттимбета названы музыкальное училище в Караганде, оркестр народных инструментов Егиндыбулакского Дома культуры. В с. Егиндыбулак установлена мемориальный памятник-стела (барельеф), мемориальная доска, названа улица.
- Наш рассказ о музыкальном творчестве Таттимбета подошёл к концу. Мы благодарим исполнителей музыки, стихов и, конечно же, слушателей за участие.
- Наша музыкальная гостиная закрывает свои двери. Но мы надеемся на новую встречу. Надеемся, что каждая такая встреча с музыкой и поэзией для вас будет настоящим праздником, большим событием.
- Таттимбет – настоящий любимый сын казахского народа. В дни 200-летия со дня рождения пусть его звезда освещает нас ещё ярче, чем раньше, а память о нём достойно хранится потомками. До новых встреч!