Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать коня - а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале всего мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую частицу кюя (т.е. песни) с самого момента его появления на свет.
В народе относительно зарождения музыкальной традиции существует легенда о том, что прародителем, «отцом казахской музыки» является эпический герой многих тюркских народов Коркыт. С его именем связано появление музыкальных инструментов. Жизнь и наставления славного персонажа народных легенд описаны в литературном произведении «Книга моего деда Коркута», или по-казахски «Китаби дэдэм Коркут». В ней рассказывается, что некогда, во времена расцвета государства Огуз-кипчаков (8 - 9 века) на берегу Сырдарьи, жил знатный государственный муж по имени Коркыт. Его явный авторитет среди соплеменников был настолько велик, что все его советы и повеления исполнялись беспрекословно. Считается, что Коркыт стал создателем первого казахского музыкального инструмента - кобыза и автором первой музыкальной композиции - кюй.
Писатель и художник Ералы Оспанулы так описывает легенду рождения кобыза и кюя: «Однажды Коркыту, когда он вырос и окреп, приснился вещий сон: к нему явился белобородый святой старец с белым посохом до самого синего неба и сказал: «Ей, Коркыт, вставай! Ты должен смастерить один инструмент. Пусть этот инструмент будет с мосол шестилетнего нара, корпус будет из черной сосны, верхняя дека - из кожи брюха верблюдицы, тиек - опора для струн - из рога горного козла, а струны - из волос с хвоста пятилетнего жеребца… И пусть этот кобыз станет крылом для твоих мыслей, светилом твоего пути и спасителем твоей души!». Коркыт исполнил повеление святого, его игрой были очарованы и люди, и звери, и птицы, и даже природные стихии. Говорят, что Коркыт, не прекращая играть на кобызе, просидел посреди реки Сырдарьи триста лет. Пока звучал протяжный сарын, смерть не могла подступиться к нему, и лишь когда смолкла мелодия, сердце первого музыканта остановилось». С тех пор появилось поверье, что мелодии кобыза способны излечить человека от недугов, страданий и даже смерти. Большим почитанием и уважением пользовались музыкальные инструменты кобыз и кыл-кобыз среди шаманов - их глубокое вибрирующее звучание способно погрузить человека в транс.
Изображение кобыза было обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы. Некоторые ученые полагают, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у иранцев и азербайджанцев коркыт называется кеманча) попал в Византию и Испанию, где стал предшественником современной скрипки. Известно около двух десятков наигрышей на кобызе (кюев), приписываемых Коркыту.
В древности кюи, исполняемые на кобызе, были посвящены в основном птицам и животным. К примеру, существуют такие мелодии, как «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»); охоте посвящены кюи «Аксак кулан» («Хромой кулан»), также существовали и кюи-плачи о детях и детенышах зверей. В казахской музыкальной культуре кюй-посвящение называется Арнау.
Помимо кобыза в традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау. Формирование и развитие всех казахских традиционных инструментов на протяжении веков происходило в тесной взаимосвязи с инструментами соседних народов, что можно связать с общностью языков, обрядов, ритуалов, обычаев, кочевого образа жизни.
Конырау. В прошлом этот музыкальный инструмент использовали пастухи. Они привязывали его к шее овцы для отпугивания волков. Сейчас по этим металлическим пластинкам, настроенным на определенную тональность, музыкант оркестра ударяет маленьким молоточком.
Сакпан. Звук из него можно извлечь посредством встряхивания. Раньше он использовался во время весеннего окота - с его помощью пригоняли на пастбища коз и овец, а во время созреваний и сбора урожая им отпугивали надоедливых птиц. Сакпан представляет собой тонкую дощечку, на которую крепятся несколько вместе соединенных язычков. Инструмент издает специфические звуки, которые придают большую выразительность музыкальному произведению.
Сабызгы. В прошлом этот традиционный музыкальный инструмент, изготавливаемый из полого стебелька растений курай, был широко распространен среди народных музыкантов. Простая форма и доступность материала способствовали его особой популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете и волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Услышать мелодию сыбызгы можно было на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя. Кстати, звук этого инструмента может быть также похож на звучание человеческого голоса. Первые образы, отразившиеся в музыке сабызгы, были созданы еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют существующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести «Кок бука» («Небесный бык»), «Желмая» (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), «Бозынген» (Верблюдица - священное животное). Прославившиеся исполнители музыки сабызгы прошлого: Курумбай, Кангожа, Тулак, Сырмалай, Ыскак. В 20 веке известность получили В. Ыскаков, О. Кожабергенов, М. Онгаров, Ш. Ауганбаев, К. Кумукаев из Монголии.
Домбра. Домбра была особенно любимым и почитаемым инструментом народных музыкантов. Раньше струны домбры изготавливали из козлиных кишок. Она была удобна тем, что изготовить и использовать ее было возможно в условиях кочевого уклада жизни. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанских археологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства - сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Исключительной игрой на домбре прославились Кен-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.
Народные песни.
Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Традиционно, помимо песен в народное творчество казахов входили также музыка (музыкальный аккомпанемент), поэзия, обряд, элементы сценическо-драматического и певческого искусства и инструментальное музыкальное исполнительство. Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, в казахской и киргизской культуре назывались акыны. Зачастую они пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Наиболее талантливым считался тот, кто захватывал музыкой, песней и искусной импровизацией многочисленных слушателей. Для того, чтобы добиться истинного мастерства в своем деле, акыны, жырши и домбристы должны были обладать высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Для народа музыкант всегда был символом возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. На протяжении веков певцы-акыны пользовались большим почетом и уважением, они были желанными гостями и любимцами народа.
Раньше песни акынов исполнялись только в устной форме и не имели нотной основы. Искусство акынов заключалось в исключительной импровизации, и чтобы достичь в этом успеха, нужно было долго учиться. Именно поэтому певцы так ценились народом. Наиболее знаменитыми певцами, искусно исполняющими народную песню, стали такие великие люди, как Биржан Кожагулов, Ахан-серэ Корамсин, Ахмет Байтурсынов, Естай Беркимбаев, Кенен Азербаев. Особого успеха в этой области добился Абай Кунанбаев - настоящая национальная гордость Казахстана. Во многих городах республики ему поставлены памятники, множество средних и высших учебных заведений носят его бессмертное имя.
Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.
Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять»).
Эпические сказания.
Помимо очень распространенных в казахской музыкальной культуре песен о любви, народные «артисты» исполняли также довольно знаменитые в устном фольклоре эпические сказания - жыр. Они исполняли песни «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие другие. Появление в музыкальном искусстве эпосов ученые связывают изначально с ритуалами военной магии и культом предков. В настоящее время казахскому народу в наследство от своих великих предков досталось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза или домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героический и лирический эпос донес до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события.
Знаменитые кюйши. Кюйши Курмангазы. Курмангазы был великим народным композитором-кюйши, автором многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды - Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 его кюев. Особое место в творчестве Курмангазы занимает кюй «Сары арка», или «Золотая степь», который стал его несомненным шедевром и завоевал огромную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
Кюйши Таттимбет. Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь народа. Таттимбет стал автором свыше 40 кюев. Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию и справедливости он становится известен всей округе. В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА»
КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА
Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать коня - а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале всего мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую частицу кюя (т.е. песни) с самого момента его появления на свет.
В народе относительно зарождения музыкальной традиции существует легенда о том, что прародителем, «отцом казахской музыки» является эпический герой многих тюркских народов Коркыт. С его именем связано появление музыкальных инструментов. Жизнь и наставления славного персонажа народных легенд описаны в литературном произведении «Книга моего деда Коркута», или по-казахски «Китаби дэдэм Коркут». В ней рассказывается, что некогда, во времена расцвета государства Огуз-кипчаков (8 - 9 века) на берегу Сырдарьи, жил знатный государственный муж по имени Коркыт. Его явный авторитет среди соплеменников был настолько велик, что все его советы и повеления исполнялись беспрекословно. Считается, что Коркыт стал создателем первого казахского музыкального инструмента - кобыза и автором первой музыкальной композиции - кюй.
Писатель и художник Ералы Оспанулы так описывает легенду рождения кобыза и кюя: «Однажды Коркыту, когда он вырос и окреп, приснился вещий сон: к нему явился белобородый святой старец с белым посохом до самого синего неба и сказал: «Ей, Коркыт, вставай! Ты должен смастерить один инструмент. Пусть этот инструмент будет с мосол шестилетнего нара, корпус будет из черной сосны, верхняя дека - из кожи брюха верблюдицы, тиек - опора для струн - из рога горного козла, а струны - из волос с хвоста пятилетнего жеребца… И пусть этот кобыз станет крылом для твоих мыслей, светилом твоего пути и спасителем твоей души!». Коркыт исполнил повеление святого, его игрой были очарованы и люди, и звери, и птицы, и даже природные стихии. Говорят, что Коркыт, не прекращая играть на кобызе, просидел посреди реки Сырдарьи триста лет. Пока звучал протяжный сарын, смерть не могла подступиться к нему, и лишь когда смолкла мелодия, сердце первого музыканта остановилось». С тех пор появилось поверье, что мелодии кобыза способны излечить человека от недугов, страданий и даже смерти. Большим почитанием и уважением пользовались музыкальные инструменты кобыз и кыл-кобыз среди шаманов - их глубокое вибрирующее звучание способно погрузить человека в транс.
Изображение кобыза было обнаружено на наскальных рисунках в районе древнего Улытау и Каркаралы. Некоторые ученые полагают, что среднеазиатский смычковый инструмент, подобный кобызу, через арабов и иранцев (у иранцев и азербайджанцев коркыт называется кеманча) попал в Византию и Испанию, где стал предшественником современной скрипки. Известно около двух десятков наигрышей на кобызе (кюев), приписываемых Коркыту.
В древности кюи, исполняемые на кобызе, были посвящены в основном птицам и животным. К примеру, существуют такие мелодии, как «Акку» («Лебедь»), «Каз» («Гусь»), «Нар» («Верблюд»); охоте посвящены кюи «Аксак кулан» («Хромой кулан»), также существовали и кюи-плачи о детях и детенышах зверей. В казахской музыкальной культуре кюй-посвящение называется Арнау.
Помимо кобыза в традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау. Формирование и развитие всех казахских традиционных инструментов на протяжении веков происходило в тесной взаимосвязи с инструментами соседних народов, что можно связать с общностью языков, обрядов, ритуалов, обычаев, кочевого образа жизни.
Конырау. В прошлом этот музыкальный инструмент использовали пастухи. Они привязывали его к шее овцы для отпугивания волков. Сейчас по этим металлическим пластинкам, настроенным на определенную тональность, музыкант оркестра ударяет маленьким молоточком.
Сакпан. Звук из него можно извлечь посредством встряхивания. Раньше он использовался во время весеннего окота - с его помощью пригоняли на пастбища коз и овец, а во время созреваний и сбора урожая им отпугивали надоедливых птиц. Сакпан представляет собой тонкую дощечку, на которую крепятся несколько вместе соединенных язычков. Инструмент издает специфические звуки, которые придают большую выразительность музыкальному произведению.
Сабызгы. В прошлом этот традиционный музыкальный инструмент, изготавливаемый из полого стебелька растений курай, был широко распространен среди народных музыкантов. Простая форма и доступность материала способствовали его особой популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете и волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Услышать мелодию сыбызгы можно было на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя. Кстати, звук этого инструмента может быть также похож на звучание человеческого голоса. Первые образы, отразившиеся в музыке сабызгы, были созданы еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют существующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести «Кок бука» («Небесный бык»), «Желмая» (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), «Бозынген» (Верблюдица - священное животное). Прославившиеся исполнители музыки сабызгы прошлого: Курумбай, Кангожа, Тулак, Сырмалай, Ыскак. В 20 веке известность получили В. Ыскаков, О. Кожабергенов, М. Онгаров, Ш. Ауганбаев, К. Кумукаев из Монголии.
Домбра. Домбра была особенно любимым и почитаемым инструментом народных музыкантов. Раньше струны домбры изготавливали из козлиных кишок. Она была удобна тем, что изготовить и использовать ее было возможно в условиях кочевого уклада жизни. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанских археологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства - сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Исключительной игрой на домбре прославились Кен-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.
Народные песни. Народные песни занимают особое место в музыкальной культуре казахов. Традиционно, помимо песен в народное творчество казахов входили также музыка (музыкальный аккомпанемент), поэзия, обряд, элементы сценическо-драматического и певческого искусства и инструментальное музыкальное исполнительство. Народные певцы, исполняющие свои песни под сопровождение домбры, в казахской и киргизской культуре назывались акыны. Зачастую они пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Наиболее талантливым считался тот, кто захватывал музыкой, песней и искусной импровизацией многочисленных слушателей. Для того, чтобы добиться истинного мастерства в своем деле, акыны, жырши и домбристы должны были обладать высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Для народа музыкант всегда был символом возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. На протяжении веков певцы-акыны пользовались большим почетом и уважением, они были желанными гостями и любимцами народа.
Раньше песни акынов исполнялись только в устной форме и не имели нотной основы. Искусство акынов заключалось в исключительной импровизации, и чтобы достичь в этом успеха, нужно было долго учиться. Именно поэтому певцы так ценились народом. Наиболее знаменитыми певцами, искусно исполняющими народную песню, стали такие великие люди, как Биржан Кожагулов, Ахан-серэ Корамсин, Ахмет Байтурсынов, Естай Беркимбаев, Кенен Азербаев. Особого успеха в этой области добился Абай Кунанбаев - настоящая национальная гордость Казахстана. Во многих городах республики ему поставлены памятники, множество средних и высших учебных заведений носят его бессмертное имя.
Свадебные песни. В казахской традиционной свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда «Танысу», «Коштасу» и др. На свадьбе исполняли «Жар-жар», широко распространен напев «Беташар», поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Смысл песни носил назидательный характер. Во время свадьбы была традиция айтысов. Вначале исполнялась песня «Той бастар» («Открытие торжества»). Она представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного обряда.
Ритуальные песни. К ритуальным песням относились обрядовые песни похоронно-поминального цикла, которые также носили эстетические функции, так как в них концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние. Похоронно-поминальный цикл составляли песни «Дауыс» (голосить, причитать), «Жылау» (причитать). Особое значение придавалось исполнению напевов об утрате. В таких песнях выражалась печаль о безвозвратно ушедшей молодости, страх потери. Примером может служить песня «Жиырма бес» («Двадцать пять»).
Эпические сказания. Помимо очень распространенных в казахской музыкальной культуре песен о любви, народные «артисты» исполняли также довольно знаменитые в устном фольклоре эпические сказания - жыр. Они исполняли песни «Кобланды-батыр», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие другие. Появление в музыкальном искусстве эпосов ученые связывают изначально с ритуалами военной магии и культом предков. В настоящее время казахскому народу в наследство от своих великих предков досталось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза или домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героический и лирический эпос донес до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события.
Знаменитые кюйши. Кюйши Курмангазы. Курмангазы был великим народным композитором-кюйши, автором многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. В народе его с гордостью называют «отцом кюев». Тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры. Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды - Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 его кюев. Особое место в творчестве Курмангазы занимает кюй «Сары арка», или «Золотая степь», который стал его несомненным шедевром и завоевал огромную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
Кюйши Таттимбет. Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь народа. Таттимбет стал автором свыше 40 кюев. Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию и справедливости он становится известен всей округе. В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали