"Образы природы в творчестве музыкантов" (5 класс)
"Образы природы в творчестве музыкантов" (5 класс)
«Художники берут предметом своих картин внешнее окружение человека. Однако во всех художественных произведениях ядро их содержания составляют не предметы, живость и душа субъективного подхода и выполнения. Чувство художника, отображающееся в его произведении и доставляющее не только простую копию внешних объектов, но и раскрывающее вместе с тем себя и свой внутренний мир» (Гегель).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Образы природы в творчестве музыкантов" (5 класс) »
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Г. Сургут.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №29
Методическая разработка по теме: "Образы природы в творчестве музыкантов" (5 класс)
учитель музыки: Г.А. Шипунова
2015 г.
Тема урока «Образы природы в творчестве музыкантов».
Модуль: «Музыка и изобразительное искусство».
Программа «Музыка», автор В.В.Алеев, Т.И.Науменко.
Цель урока: дать понятие «музыкальный пейзаж». Научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани.
Задачи урока:
Обучающий: научить анализировать музыкальные сочинения. Сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания. Познакомить с произведениями великих художников и музыкантов.
Развивающий: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления. Научить вычленять музыкальную мысль в звучании произведения. Сформировать наглядно-образное представление музыкального текста.
Воспитательный: возбудить интерес к поиску музыкальных примеров и картин к образам природы. Воспитывать интерес к искусству.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-прогулка.
Используемые методы: «погружения», «пластическое интонирование», метод «содержательного анализа».
Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Жаворонок», «Подснежник», «Белые ночи» из цикла «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома», песня «Чайковский» слова С.Широбокова музыка Л.Иванова, песня «Среди долины ровныя» музыка народная, слова А.Мерзлякова, Габриель Форе «Пробуждение», романс "Жаворонок" М.Глинка.
Изобразительный ряд: иллюстрации картин И. Левитан «Март», фотографии природы (весна - март, апрель, май).
Ход урока
1-й этап. Введение в тему урока.
У. Любители музыки Чайковского отлично знают, что каждую пьесу в цикле «Времена года» предвосхищают поэтические строки различных авторов.Можно обойтись без этих стихотворений? Без эпиграфов?
Д. Конечно, можно, но они сразу настраивают на слушание, шире раскрывают образ.
У. (Читаю текст стихотворения С. Широбокова)
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель.
Соловей растревоженный в роще,
Пастуха заревая свирель…
Всё впитается в чуткую душу
И вернется мелодией вдруг.
Тихий мальчик из Воткинска слушал
Звуки милой природы вокруг,
Лошадей пробегающих топот,
И визгливые скрипы дверей,
И колосьев взволнованный шепот,
И унылую песнь косарей.
Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.
У. Дайте заглавие стихотворению. Какой образ возникает в вашем воображении?
Д. Стихотворение создаёт образ русской природы, ласковой, нежной, с оттенками грусти. Эти стихи мелодичны, потому что они о музыке, их хочется спеть.
У. Это стихотворение называется «Земляк», и написал его поэт С.Широбоков о своём земляке – П.И.Чайковском. Мне захотелось, как и вам, «распеть» эти стихи. Послушайте, что у меня получилось.
Исполняю песню «Чайковский».
У. Вам понравилась эта песня?
Д. Прекрасная, мелодичная, красивая музыка. Когда я слушал песню, ещё лучше увидел природу, которая окружала композитора в его детские годы.
2-й этап.
У. Ребята, с чего начинается день? День каждого человека? В чём особенность этого времени суток?
Д. Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку…(выделяют внешние признаки утра).
У. Картину «природа утром» вы нарисовали и в этом вам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью утреннюю картину. В этом нам помогут инструменты: фортепиано, треугольник, флейты, «музыкальные листочки», маракасы. Давайте найдём голос неба, земли, солнца, пение птиц и весенней травки, деревьев, которые хотят погреться под тёплыми лучами солнышка.
Д. (Дети выбирают каждому, конкретному образу природы голос музыкального инструмента).
Земля и небо – фортепиано;
Деревья – музыкальные листочки;
Солнце – треугольник;
Ветер – маракасы;
Птицы – флейты.
Дети включаются в поиск звуков природы на музыкальных инструментах. Ищут «звуковые пятна», определяют «голос» земли в низком регистре, а «голос» солнца в высоком и т.д.
У. Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нам словесную картину. Мы не только смогли её представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.
Как вы чувствуете, какое из произведений можно сейчас послушать:
Март «Песня жаворонка» П.Чайковский;
Апрель «Подснежник» П.Чайковский;
Май «Белые ночи» П.Чайковский;
«Пробуждение» композитор Габриель Форе.
Д. Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Свои рассуждения строят доказательно, опираясь на образное мышление, воображение. Предлагают выбрать для слушания произведение Габриеля Форе «Пробуждение».
Звучит произведение в исполнении: оркестр Лондонских «Променат-концертов».
У. Для запечатления информации и немного фантазии предлагаю использовать жесты, сопроводительную жестикуляцию, то музыка нам станет понятнее и ближе.
3-й этап. У. «Художники берут предметом своих картин внешнее окружение человека. Однако во всех художественных произведениях ядро их содержания составляют не предметы, живость и душа субъективного подхода и выполнения. Чувство художника, отображающееся в его произведении и доставляющее не только простую копию внешних объектов, но и раскрывающее вместе с тем себя и свой внутренний мир» (Гегель).
У. Давайте вспомним произведение «Среди долины ровныя» музыка народная, слова А.Мерзлякова (дети исполняют песню).
Слайд репродукция "Среди долины ровныя" художник И.Шишкин.
У. Какой вывод можно сделать о взаимоотношении музыки и живописи нам помогли сделать стихи, высказывания, в песни которую мы сейчас исполнили?
Д. Музыка и живопись изображают мир человека, раскрывают явления и человеческое к ним отношение. Поэтому музыка и живопись – друзья.
У. Большое место на этом в жизни и на уроке я отдаю весенним пейзажам.
А как вы воспринимаете это время года?
Какая картина вам ближе по вашим ощущениям?
От чего зависит ваше восприятие весны?
Слайд. (фотографии и картины о весне, птица жаворонок - работа учащихся).
Исполнение фрагмента из романса М.Глинка "Жаворонок"(солист, группа).
Д. Жаворонок – он ведь очень высоко, между небом и землёй, а эта музыка (имеется в виду пьеса «Март») – на земле. Мелодия звучит в нижнем регистре. Наверно, непросто взлететь к небу.
У. Как любой человек, Чайковский устает и томится. Это его творение и ко всему относится с исключительной добросовестностью. «Песня жаворонка», полна весенней меланхолии.
Я предлагаю продолжить прогулку в следующий месяц.
«Подснежник» апрель П.Чайковский (фрагмент);
«Белые ночи» май П.Чайковский (фрагмент)
Авторская позиция (мышление и воображение)
Композитор говорит в произведении о себе или смотрит на мир со стороны, любуется, смеётся, размышляет?
Есть ли в произведении приметы, символы?
Д. Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Многие выбрали символ «Подснежник» цветок-Весны. Они вместе с композитором смотрят, любуются, размышляют.
Высказывание детей о музыке «Мая» - «Белых ночах»
Д.Музыка даёт почувствовать тепло майской ночи, ощущаешь лёгкий холодок ветерка. Где-то слышишь плеск воды. Приближается рассвет. Вся природа просыпается
Д. Во всех эпизодах композитор показал красоту русской природы. В его произведениях весна то весёлая, то грустная, но она всё же наступает, какой бы она не была.
4-й этап. Вывод.
У. Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства.
МУЗЫКА
ЖИВОПИСЬ
Слышимое;
Живёт во времени;
Устремлено к отображению внутреннего мира
Зримое;
Неподвижно, статично;
Обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний
Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои суждения.
Выделяют художественные связи музыки и изобразительного искусства.
Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.
Вывод: есть такие слова в стихотворении С. Широбокова: «Всё впитается в чуткую душу и вернётся мелодией вдруг».
У. Будем надеяться, что урок, который мы с вами сегодня провели, надолго «впитается» в ваши души ребята.
Литература.
Алеев В.В. Учебник для общеобразовательных учреждений "Музыка" 5 класс, 9-е издание / Москва Дрофа 2011.
Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
Кадобнова И.В. Искусство слышать. Семейное чтение / Москва, Радуница стр. 159, 1994.