Республика Казахстан, г. Алматы, КГУ "Школа-гимназия №5"
Открытый интегрированный урок по изобразительному искусству
Тема урока: Рисование по воображению. Творчество М.К.Чюрлёниса
Учитель: Кобрина Алла Александровна
Класс:6"В"
Дата проведения:21 ноября 2014г.
Эпиграф урока: Музыка -сестра живописи (Леонардо да Винчи)
Цель и задачи урока: Образовательная -Знакомство с творчеством музыканта и художника М.К.Чюрлёниса, закрепление понятия- рисование по воображению, создание творческой работы.
Воспитательная- воспитывает эстетические чувства, художественный вкус, интерес к изучению музыки, литературы ,искусства.
Развивающая- развитие художественной и музыкальной эрудиции, развитие пространственного мышления и творческого воображения.
Тип урока: Урок фантазии, интегрированный урок- ИЗО, музыка
Литература: Энциклопедия юного художника, М. Просвещение,1993
Энциклопедия юного музыканта, М. Просвещение,1993
Материалы интернета.
Художественное оформление урока:
Карточка№1-Репродукция картины"Снедь московская" И.И.Машков,
карточка№2- Репродукция картины "Кувшины"А. Нода,
карточка№3- Репродукция картины"Рай"М.К.Чюрленис,
слайды:репродукции картин М.К.Чюрлениса: "Знаки зодиака", " Короли.Сказка.", "Сказка. Путешествие королевны.", "Соната солнца"
Музыкальное оформление урока: СD диск- музыкальные композиции М.К.Чюрленис, муз.центр
Поэтические тексты: Эдуардас Межелайтис
Художественные материалы и инструменты: бумага, кисти, гуашь, баночки для воды
План урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся
На прошлом уроке мы с вами учились изображать натюрморт разными способами. Давайте их вспомним. Перед вами карточки, определите, к каким способам их можно отнести и почему.(Ответы учащихся: №1-рисование с натуры, рисование реальной действительности, латинское слово "натура"- природа. Предметом изображения служит весь окружающий мир.№2- рисование по представлению- рисование, где натуральный объект отсутствует и мы изображаем его образ ) А к какой группе можно отнести репродукцию под номером №3? Что здесь изображено?(Ответы учащихся: Фантазия художника, несуществующие образы )
3. Новая тема
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о рисовании по воображению. Что нам нужно , чтобы разбудить фантазию?(Ответы учащихся)
Говорят , что музыка - лучший источник вдохновения. В ней есть все- настроение, эмоции и безграничная фантазия, то есть все, что нужно творчеству. Недаром знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи говорил: Музыка- сестра живописи.
Слушая музыку перед глазами встают образы, и звуки музыки можно переложить на красочные мазки и линии. Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством необычного художника Микалюса Константиноса Черлениса, который соединил музыку с живописью. Для этого давайте встретимся со специалистами, изучающими его творчество- искусствоведом и музыкантом(заранее подготовленные учащиеся, выходят, кланяются).
Искусствовед: Микалюс Константинос Черленис родился в г.Варне на юге Литвы. Его отец служил органистом в костеле и маленький Микалюс с раннего детства приобщился к музыке. Но рисованием он стал заниматься поздно- с 27 лет.Он писал свои картины темперой на бумаге, поэтому со временем они пожухли и потемнели.Он очень любил родную природу, легенды, сказки, песни. Занимался историей, философией, астрономией. Но огромное влияние на него оказала музыка, ведь он еще был глубоко образованным и талантливым музыкантом. (Показ слайдов)
Музыкант: М.К.Черленис создал множество музыкальных произведений. Из них "Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны". Музыка их как бы наплывает на слушателя, захватывает своим движением и создает особое настроение. А самое главное его музыка великолепно живо пишет, рисует немыслимые образы.
Учитель: Давайте послушаем музыку с закрытыми глазами и попробуем увидеть что в ней нарисовано( 3 минуты звучит музыка). Какие образы вы увидели? (Ответы учащихся)
Искусствовед: Давайте рассмотрим картины М.К.Черлениса и сравним звуки музыки с красками живописи: грустная мелодия- холодные, неяркие краски, веселая- теплая гамма. Главное в его картинах- цвет, а в цвете- смысл. Цветом разговаривает художник со своим зрителем. Перед вами представлены репродукции картин "Знаки зодиака", " Короли.Сказка.", "Сказка. Путешествие королевны", "Соната солнца"(Показ слайдов)
Учитель: Посмотрите и определите, какие цвета красок любил художник? (Ответы учащихся) Синий цвет- обладает сильной энергетикой, невозможно оторвать взгляд. Желтый цвет- свет бога, сияние, вечность, добро.
Музыкант: М.К.Черленис -красочно сближает музыку и живопись в соих музыкальных произведениях. "Хотелось бы создать симфонию из шума волн, из таинственной речи леса, из мерцающих звезд и из наших песен"-так говорил он.
(Выходит поэт, заранее подготовленный ученик)
Поэт: Я- поэт, мне тоже не чужды живопись и музыка. Они вдохновляют нас, поэтов, на создание стихов и сонетов. Стихи замечательного прибалтийского
поэта Эдуардаса Межелайтиса прекрасно передают чувства музыки и живописи М.К.Черлениса:
Этот мир являет собой
Гармонию красок и звуков .
Люди- живые мазки
И к тому же певучие ноты
На холсте без оправы,
На партитуре вечности.
Учитель: Давайте мы сегодня на уроке попробуем нарисовать музыку так , как это делал необыкновенный человек, музыкант и художник М.К.Черленис.
При прослушивании музыки сосредоточьтесь и попробуйте увидеть чот изображается музыкой. Итак, действуйте, не забывайте, что самое главное- ФАНТАЗИЯ. Постарайтесь искренне выразить свои чувства. 4.Самостоятельная работа учащихся.
5. Мини-выставка работ, их обсуждение. Коллективное оценивание по критериям: красочность, композиционный строй, оригинальность.
ВЫВОД: В музыке М.К.ЧЕРЛЕНИСА мы увидели красоту моря, восход солнца, нежные краски природы.
6. РЕФЛЕКСИЯ:
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я: (Ответы учащихся)
7. Уборка рабочего места.