kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: интегрированный, урок развития речи.

Цель урока:

Образовательная: ввести учащихся в мир русской поэзии  19 века; продолжить обучение анализу лирических стихотворений.

Развивающая: развитие творческого мышления, памяти, воображения, навыков устной связной речи; развитие умений и навыков анализа лирического произведения.

Воспитательная: прививать любовь к художественной литературе, живописи, музыке; способность к сотрудничеству; чувство прекрасного.

Задача: формирование творческих качеств личности.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Наглядность и оборудование:

         - тексты стихотворений поэтов 19 века;

         - репродукции картин И.Э.Грабаря, А.К.Саврасова, А.М.Герасимова, И.И.Левитана, А.А.Рылова, М.Н.Ромадина;

         - музыка П.И.Чайковского «Времена года».

ХОД  УРОКА.

                                                        Задача искусства – волновать сердца.

                                                                                     (К.Гельвеций)

прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его.

                                     (Н.В.Гоголь)

1. Мотивация. Слово учителя.

.

2. Ознакомление с целями урока.

.

3. Анализ стихотворений.

1). Давайте послушаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело» (наизусть читает ученик).

.

2). Стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (наизусть читает ученик).

.

3). В другом стихотворении Ф.И.Тютчева «Листья» образ природы, наряду со своим прямым значением, приобретает также и значение иносказательное – становится символом человеческой жизни.

.

4). А сейчас попытаемся проанализировать стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна…», А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», А.Майкова «Осень». (Работа в группах).

.

1. А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»?

.

2. Е.А.Баратынский «Весна, весна…»?

.

3. А.Н.Майков «Осень».

.

5).Слово учителя.

Говоря о пейзажной живописи, нельзя обойти вниманием творчество А.Н.Майкова. На примере анализа стихотворения «Осень» вы убедились, что стихи Майкова о природе привлекают своей живописностью, красочностью, рельефностью. Неслучайно современники сравнивали их с произведениями художника. Сам Майков был талантливым художником. Поэт признавался, что он умел придать «каждому впечатлению» эпическую важность и скрыть личные переживания под спокойным и живописным стихом. В его лирике много от непосредственного созерцания.

6). Чтобы убедиться, вчитаемся в еще одно стихотворение А.Н.Майкова, которое называется «Пейзаж».

.

7). Художник Исаак Левитан говорил: «Рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы».

Давайте продолжим разговор об осени. Перед нами картина Левитана «Золотая осень».

.

8). Итог урока.

Своеобразна творческая манера каждого из поэтов. Акварельные «зарисовки» А.Н.Майкова не спутаешь с наполненным мыслью «пейзажем» Ф.И.Тютчева. Полувоздушный стих Е.Баратынского, пронизанный философским содержанием, отличается от «лирически дерзостного» стиха А.Фета.

Пейзаж манит не только поэтов, но и, как мы убедились, художников и музыкантов. При всех особенностях и различиях искусств, поэтов, художников и композиторов объединяет глубокое чувство любви к Родине, осознание нерасторжимой связи с ней.

9). Выставление оценок.

10). Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Краски зимы» или «Звуки зимы» (на выбор).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века" »

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ.


Тема урока: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века».


Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы. (Базовый уровень). Под редакцией В.Я Коровиной. М.: «Просвещение», 2006г.


Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература. 6 класс». Под редакцией В.Я Коровиной. М.: «Просвещение», 2007г.


Методические пособия: Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004; О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: «Экзамен», 2006; Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: «Русское слово», 1999.


Тип урока: интегрированный, урок развития речи.

Цель урока:


Образовательная: ввести учащихся в мир русской поэзии 19 века; продолжить обучение анализу лирических стихотворений.


Развивающая: развитие творческого мышления, памяти, воображения, навыков устной связной речи; развитие умений и навыков анализа лирического произведения.


Воспитательная: прививать любовь к художественной литературе, живописи, музыке; способность к сотрудничеству; чувство прекрасного.


Задача: формирование творческих качеств личности.


Метод изучения нового материала: частично-поисковый.


Наглядность и оборудование:

- тексты стихотворений поэтов 19 века;

- репродукции картин И.Э.Грабаря, А.К.Саврасова, А.М.Герасимова, И.И.Левитана, А.А.Рылова, М.Н.Ромадина;

- музыка П.И.Чайковского «Времена года».








ХОД УРОКА.


Задача искусства – волновать сердца.

(К.Гельвеций)

прочесть, как следует, произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно долго изучать… нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его.

(Н.В.Гоголь)

1. Мотивация. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о литературе, живописи, будем слушать музыку.

- Обратите внимание на эпиграф урока. Почему мы литературу, живопись и музыку объединяем вместе? (Это виды искусства).

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует красками, музыка – звуком, литература – словом.

- Тютчев, Фет, Баратынский, Майков выразили своё чувство любви к Родине через любовь к незатейливой русской природе родных мест. Но в какой форме? (В форме стиха).

- Если вы хотите поздравить кого-нибудь, например, с Днем рождения, то в какой форме вы это постараетесь сделать? (В стихах). А почему? (Стихотворение торжественно, оно глубже передает чувство).

- Давайте вспомним, что является предметом лирики. Предмет драмы – действие, эпоса – событие, а лирики… ? (Чувство).

Слово «лирика» звучит очень красиво, как оно родилось и что означает, вы знаете. Вспомним красивый миф о древнегреческом певце Орфее. Его искусство было столь прекрасным, что царь загробного мира согласился вернуть ему умершую возлюбленную Евредику. Орфей играл на музыкальном инструменте, который называется лира. Своей игрой он зачаровывал не только людей, но и деревья и реки, зверей и птиц. А Орфей и его сладкозвучный музыкальный инструмент стали символом рода литературы, призванного выражать чувства и переживания. Этот род литературы – ЛИРИКА.

- Итак, что несет в себе лирика?

(Лирические произведения не изображают события и героев, а выражают чувства и переживания автора. Чаще всего в стихотворной форме. Поэтическая речь наиболее эмоциональна. Эмоция – душевное переживание, чувство).

- Как воспроизводятся в лирике явления, события, «я» поэта?

(Лирика рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни. Собственное «я» поэта, любое событие и явление в лирике воспроизводится в форме собственного переживания).



Грабарь, Саврасов, Герасимов, Левитан, Рылов, Ромадин выразили свое чувство любви к Родине красками на своих полотнах. (Репродукции картин на доске).

- Что объединяет эти репродукции картин? (Изображение природы)

- Как мы называем полотна, на которых изображена природа? (Пейзаж)

- Что означает это слово? (Пейзаж – французское слово, дословный перевод «местность»).

Ребята, а какая местность нас окружает? Посмотрим в окно и скажем, какую бы музыку вам сейчас хотелось услышать? Какой должна быть музыка, созвучная зимнему пейзажу, который мы видим за окном?


Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».


2. Ознакомление с целями урока.

Сегодня на уроке в результате анализа лирических произведений русских поэтов 19 века и пейзажных полотен русских художников мы должны убедиться в том, что пейзажи бывают литературные, живописные, мы увидим в стихах и полотнах музыку, а значит, пейзажи могут быть и музыкальные.

Пейзаж часто созвучен настроению поэта, художника, музыканта. Он находит отклик в природе своему состоянию души. Любое описание условно. Оно соответствует чувству поэта в момент написания произведения.


3. Анализ стихотворений.

1). Давайте послушаем стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело» (наизусть читает ученик).

- Каково ваше общее впечатление от стихотворения? (радостное, свежее, гармония в природе не нарушена).

- Сначала это стихотворение называлось «Гроза». Какое вы знаете стихотворение Ф.И.Тютчева, рисующее грозу? («Весенняя гроза»).


2). Стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (наизусть читает ученик).

- Это весенняя гроза, неожиданная, внезапная, налетевшая и скоро прошедшая. Картина грозы выглядит радостно и светло – это весенняя катастрофа, игра природных сил, забава, а в стихотворении «неохотно и несмело» какую мы видим грозу? (Это летняя гроза, не неожиданная).

- Как наступила, надвинулась гроза? (Потускневшее солнце, принахмурившаяся земля, предгрозовая мгла, струя молнии, «чаще капли дождевые» сердитей и смелей; напряжение нагнетается постепенно).

- Как гроза повлияла на состояние природы? (Она всколыхнула, разрядилась, но не нарушила гармонии).

- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты. (Солнце смотрит, струя молнии пробилась, земля принахмурилась, земля потонула в смятении; неохотно и несмело, пламень белый и летучий, раскаты сердитей и смелей, смятенная земля).

- Какие слова, может быть, вам непонятны?

- Как вы понимаете словосочетание «смятенная земля»? Подберите синонимы.

- Как вы понимаете такое наблюдение поэта: «Зеленеющие нивы зеленее под грозой»? (Нивы после дождя кажутся еще зеленее, они блестят на солнце капельками дождя).

- С каким чувством вы закончили чтение стихотворения? (Гармония, спокойствие, удовлетворение жизнью).

- Какая же вырисовывается картина? (Выразительная и одухотворенная, земля обновлена).

- Только ли о летней грозе, несущей свежесть, обновление, оживление красок, это стихотворение? (Как обновилась и ожила природа, так и душа поэта).

Да, хотя предмет стихотворения – гроза, но за ней угадывается тревожное, мятущееся состояние души поэта.


3). В другом стихотворении Ф.И.Тютчева «Листья» образ природы, наряду со своим прямым значением, приобретает также и значение иносказательное – становится символом человеческой жизни.

(Чтение наизусть стихотворения «Листья» учеником).

- Какие два времени мы видим в стихотворении? (Необозримому времени противопоставляется малое время человека, мы как листья недолго присутствуем на земле).


4). А сейчас попытаемся проанализировать стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна…», А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», А.Майкова «Осень». (Работа в группах).


1. А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

  2. Какие чувства лирического героя переданы в этом стихотворении?

  3. Разве может быть одновременно «грустно» и «весело»? Как это вы понимаете? Почему «грустно» и «весело» одновременно?

  4. Найдите в тексте художественные средства: эпитеты, олицетворения.

  5. Сравните две строчки: «Листья кружатся у ног…» и «Мертвые что мне листы». Какая форма слова «листья» или «листы» употреблена неправильно? Попробуйте объяснить, почему в стихотворении допущены неправильные формы?

  6. Определите стихотворный размер стиха.

  7. С репродукцией какой картины созвучно настроение стихотворения Фета?

(В стихотворении А.А.Фета лирический герой испытывает смятенность и смешанность чувств, поэтому ему «и шумно, и жутко, и грустно, и весело». Поэт чуток ко всякому проявлению жизни («сладостен зов мне листы»). Оттого ему «и грустно, и весело» одновременно. В стихотворении есть олицетворения: рог – глашатый, ель рукавом завесила тропинку. Пока листья были в движении, поэт их называет листьями, потом, говоря о листьях под ногами, говорит: «Мертвые что мне листы». Используя неправильную форму «листы», поэт сравнивает их с листами бумаги. Стихотворение написано дактилем.)


2. Е.А.Баратынский «Весна, весна…»

  1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое настроение создает произведение?

  2. Какие предложения по интонации преобладают в стихотворении? Как вы думаете, почему? Что радует поэта?

  3. Найдите в тексте эпитеты и олицетворения.

  4. Перечитайте строфу, которая наиболее ярко передает чувства лирического героя. В каких отношениях находятся «душа» и «природа»?

  5. Какие слова и выражения рисуют картину возрождающейся души и природы?

  6. Репродукция какой картины, по вашему мнению, соответствует этому стихотворению?

  7. Определите стихотворный размер стихотворения.

(Стихотворение создает радостное настроение. В тексте преобладают восклицательные предложения. Поэт использует их для того, чтобы передать чувство радости от прихода весны. Его радуют и небосклон, и облака, и ручьи, и ледоход, и шумный и душистый, хотя и ветхий лист под ногой, и незримый жаворонок в яркой вышине. В тексте есть эпитеты и олицетворения: река, взревев, несет лед; живая лазурь; крылья ветерка; ветхий лист. Последняя строфа наиболее ярко передает чувства лирического героя:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней!..


3. А.Н.Майков «Осень».

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

  2. Какое настроение создает это произведение?

  3. Какую картину рисует поэт в этом стихотворении? Что помогает автору?

  4. Какие цвета доминируют в этом стихотворении?

  5. Репродукция какой картины, по вашему мнению, соответствует этому стихотворению?

(Стихотворение А.Н.Майкова «Осень» рисует картину сухой, яркой осени. В стихотворении много красок, преобладают золотисто-белые тона. Поэт тонко чувствует природу, ощущается нерасторжимость, слияние с природой. Поэт вспоминает «вешнюю леса красу». К светлому чувству радости примешивается легкая грусть («нет мне здесь прежних утех»). Взгляд поэта в этом стихотворении от земли (в начале стихотворения) поднимается до «прозрачных небес» (в конце стихотворения).


5).Слово учителя.

Говоря о пейзажной живописи, нельзя обойти вниманием творчество А.Н.Майкова. На примере анализа стихотворения «Осень» вы убедились, что стихи Майкова о природе привлекают своей живописностью, красочностью, рельефностью. Неслучайно современники сравнивали их с произведениями художника. Сам Майков был талантливым художником. Поэт признавался, что он умел придать «каждому впечатлению» эпическую важность и скрыть личные переживания под спокойным и живописным стихом. В его лирике много от непосредственного созерцания.

6). Чтобы убедиться, вчитаемся в еще одно стихотворение А.Н.Майкова, которое называется «Пейзаж».

(Стихотворение наизусть читает ученик).

Какие цвета доминируют в стихотворении?

(Румяный, пестрый, зеленый, желтый, красный. )

Здесь обращает на себя внимание не столько многоцветье красок, сколько их единство, живописность картины. Венчает эту многоцветную зарисовку трогательная картинка: кляча везет тяжелый воз, ей криком помогает старик, а «на возу – дитя». Эта концовка говорит о нерасторжимости, слиянии с природой.


7). Художник Исаак Левитан говорил: «Рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы».

Давайте продолжим разговор об осени. Перед нами картина Левитана «Золотая осень».

- Что изображено на картине? (Праздничный день осени: деревья в роскошном золотом наряде освещены солнцем…)

- Какие краски преобладают на картине? (Оранжевые, желтые. зеленовато-желтые, зеленые, голубые).

- Какое настроение создает картина? (Радостное и грустное, задумчивое).

Да, на картине изображен один момент из жизни природы, а она вечна. Зеленые посевы озими говорят о продолжении жизни.

Посмотрим в окно. Сейчас природа отдыхает, чтобы весной пробудиться вновь.


Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» «Декабрь(святки)».


8). Итог урока.

Своеобразна творческая манера каждого из поэтов. Акварельные «зарисовки» А.Н.Майкова не спутаешь с наполненным мыслью «пейзажем» Ф.И.Тютчева. Полувоздушный стих Е.Баратынского, пронизанный философским содержанием, отличается от «лирически дерзостного» стиха А.Фета.

Пейзаж манит не только поэтов, но и, как мы убедились, художников и музыкантов. При всех особенностях и различиях искусств, поэтов, художников и композиторов объединяет глубокое чувство любви к Родине, осознание нерасторжимой связи с ней.


9). Выставление оценок.


10). Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Краски зимы» или «Звуки зимы» (на выбор).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Артемьева Валентина Алексеевна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме: "Родная природа в творчестве А.А.Блока" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rodnaia-priroda-v-tvorchiestvie-a-a-bloka"
    ["file_id"] => string(6) "220209"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434546099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Образы природы в русской поэии"
    ["seo_title"] => string(30) "obrazy-prirody-v-russkoi-poeii"
    ["file_id"] => string(6) "311447"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459193529"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства