Мотивационный | Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. Психологический настрой осуществляется с помощью Прозвенел звонок, все встали, подровнялись. Здравствуйте! Сначала садятся девочки, теперь могут сесть мальчики. Ребята, кто ещё не запомнил, меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня урок музыки у вас проведу я. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, передайте своё хорошее настроение своему соседу по парте. Отлично! Молодцы! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу | -выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме |
Постановка учебных задач | Учитель предлагает рассмотреть слайд и определить тему урока: Введение в содержание урока Ребята, а вы знаете, какой завтра день, какой праздник? (23 февраля – День защитника Отечества) Правильно, 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. А кто знает, что такое Отечество? Как вы понимаете эти слова? Молодцы, это ваше понимание того, что такое Отечество. А знаете ребята, я посмотрела в словарь Ожегова и нашла это понятие, давайте посмотрим на доску: Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека. Ребята, а вы знаете, почему именно День Защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля? Очень - давно, когда наша страна находилась в сложном положении, германские войска начали наступление на нее. Возникла большая угроза столице – городу Петрограду. Была создана новая армия - Красная Армия. И создана она была 23 февраля. Этот день объявили праздником – Днем Красной Армии. Шли годы. Жизнь менялась. И спустя время в России приняли закон «О днях воинской славы России». И, исходя из этого закона 23 февраля, стал днем «защитника Отечества». Я думаю, вы уже догадались, чему будет посвящен данный урок, поэтому давайте попробуем сформулировать тему. Какие предположения у вас есть? Да, мы, действительно, с вами будем говорить о защитниках Отечества, но так как у нас урок музыки, то сегодня мы рассмотрим «Музыкальный образ Защитника Отечества» Давайте поставим цель нашего урока. Но, к сожалению, слова перепутались и стоят не на своих местах. Ребята, давайте же поставим их в правильном порядке и узнаем цель урока. Цель: сформировать музыкальный образ защитника Отечества. Молодцы! Давайте составим план работы, который поможет достигнуть поставленной цели. Расставьте пункты плана в правильном порядке План: 1. Узнаем новое музыкальное произведение о защитниках Отечества и познакомимся с его композитором. 2. Научимся анализировать музыку. 3. Сможем выучить песню данного жанра и повторить уже знакомые. | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы: Дают понятие, что такое Отечество Дети определяют тему и цель урока Дети составляют план работы | -формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Учебные действия | С древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия – защитник Родины. Скажите, как звали воинов на Руси, которые защищали нашу землю? Кто такие богатыри? Богатыри – это сильные люди. Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен? Правильно: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Вам они хорошо знакомы? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша? Молодцы! Но образ богатыря мы можем не только увидеть на картинах, но и услышать в музыке. И наше знакомство с музыкальными образами защитника Отечества начнется с симфонии русского композитора А. П. Бородина «Богатырская симфония». Ребята, а кто знает, что такое симфония? Симфония - большое музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Перед тем, как мы начнем прослушивать произведение, пару слов расскажу о биографии А.П.Бородина, внимательно слушаем, потому что потом я задам вопросы Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19 века, жил он 189 лет тому назад, кроме композиторского таланта был ученым-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. Родился в Санкт-Петербурге. В детстве Александр уже умел играть на виолончели, фортепиано, флейте. Все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке. Большую известность ему принесли написанные им симфонии. Итак, чем еще занимался Бородин помимо написания музыки? Сколько лет назад он жил? Что принесло ему большую известность? Хорошо, сейчас мы прослушаем его произведение. Но перед началом, давайте вспомним золотое правило. Какое же это правило? Правильно, это правило тишины. При прослушивании музыкального произведения, мы должны молча и внимательно слушать. Прослушайте и подумайте над вопросом, почему данная симфония носит такое название? Прослушивание «Богатырская симфония» Так почему данная симфония носит такое название? (Произведение воспевает патриотизм, могущество Родины и русского народа) Звучал один инструмент или несколько? А как называется коллектив музыкантов играющих на различных инструментах? (оркестр) У вас на столах лежат маленькие листочки с разными прилагательными, обозначающими характер. Подчеркните, работая в парах и соблюдая правила работы в парах, красным цветом слова, которые соответствуют характеру музыки. Назовите их. Ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним первый пункт плана. Выполнили ли мы его? Почему? Но перед тем, как продолжить нашу работу, нам нужно отдохнуть. | - богатыри - сильные люди - нет - три богатыря, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич Формулируют понятие симфонии Знакомятся с биографией композитора Отвечают на вопросы по биографии композитора -химик, врач, педагог - 189 лет тому назад - написание симфоний -правило тишины Прослушивают симфонию А.П.Бородина Анализируют произведение Работают в парах Выделяют красным цветом слова, которые соответствуют характеру музыки | Познавательные: -внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы; Коммуникативные: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Предметные: -научатся слушать и анализировать музыкальные произведения. Личностные: -развитое музыкально – эстетическое чувство; |
Физминутка | Проведение физкультминутки. Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу) Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам) Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево) И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, И направо, и ещё, через левое плечо. Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки) Мы теперь богатыри! | Повторяют движения за учителем | -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
Разучивание песни | Продолжим наш урок. Ребята, на протяжении всей истории развития нашей страны были, есть и будут такие русские богатыри - Защитники Отечества. Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации. Защитник Отечества! Это словосочетание имеет свой синоним – Мужчина! Ребята, скажите, а кто сейчас защищает нашу Родину? (Армия) А какие направления войск вы знаете? (авиационные, пехотные, морские) Образ защитника Отечества мы слышим во многих патриотичных песнях. Какие военные песни вы знаете? И я предлагаю вам познакомиться с еще одним музыкальным произведением и разучить его. Но для начала, прослушайте и скажите, какое название можно дать этой песни и о ком в ней поется? И при прослушивании не забывайте о золотом правиле тишины. Прослушивание песни «Бравые солдаты» Так какое же название песни можно дать? (бравые солдаты) Молодцы! А в какой музыкальный жанр у этого произведения? Это песня, танец или марш? (марш) А какой темп у музыки? Как она звучит быстро, медленно или скоро? (скоро) А о ком поется в песне? (о солдатах) Какие движения можно под эту музыку использовать? Можно ли промаршировать? Отлично, вы огромные молодцы! Сейчас мы с вами проанализировали песню, тем самым выполнили второй пункт плана. А сейчас, давайте подготовимся к нашей певческой деятельности. Для этого выполним упражнение дыхательной гимнастики. Ветер Исходное положение – сидя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2-3 раза. А сейчас сядьте правильно, спина прямая, руки на колени, плечи развернуты. Сначала одно четверостишие мы прослушаем, а затем вместе с музыкой мы пропоем этот куплет. Бравые солдаты Бравые солдаты с песнями идут А мальчишки следом радостно бегут. Эх!Левой!Левой!С песнями идут А мальчишки следом радостно бегут. Хочется мальчишкам в армии служить Хочется мальчишкам подвиг совершить. Эх!Левой!Левой!В армии служить Хочется мальчишкам подвиг совершить. Храбрые мальчишки нечего тужить Скоро вы пойдёте в армию служить. Эх!Левой!Левой!Нечего тужить Скоро вы пойдёте в армию служить. Разучив три куплета песни, предлагаю вам встать. Давайте с вами промаршируем и споем первый куплет, только смотрите носки мы не отрываем от пола, чтобы не было шумно. (показываю как это). А второй мы с вами имитируем удары в барабаны. А ну-ка повторите за мной. А третий куплет мы с вами и промаршируем и в барабаны побьем и споем. Давайте, для начала вспомним, как маршировать. С какой ноги мы начинаем? Где руки должны быть? А ладони как должны быть? Кто сможет выйти и показать? Молодец! Давайте же начнем. А сейчас, откройте тетради, у вас есть слова песни «Наша Армия». Сейчас прослушаем один первый куплет, чтобы вспомнить ее и дальше мы вместе с вами пропоем. | Отвечают на вопросы учителя -армия, войска -танковые, авиационные, ракетные - Наша Армия… Анализируют песню Дети делают дыхательную гимнастику перед певческой деятельностью Первичное внимательное слушание исполнения учителя Первичное заучивание Выполняют музыкально-ритмические движения Вспоминают ранее изученную песню | Предметные: -устойчивый интерес к музыке, музыкально – творческому виду деятельности-пению; -развитие музыкального восприятия |
Контроль | В завершении, учитель совместно с детьми подводит итоги урока: Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитник Отечества – мир на Земле. Вода в роднике, свежий хлеб на столе Надежда, уверенность в завтрашнем дне, Стабильность и счастье в огромной стране. И третий пункт нашего плана выполнен. К сожалению, наш урок подходит к концу. Поэтому нам нужно подвести итоги: Какой была тема нашего урока? (музыкальные образы защитника Отечества) Какую цель мы поставили, давайте вспомним? Раз все пункты плана выполнили, то достигли ли мы нашей цели? Что нового и интересного вы узнали на уроке? А теперь, ребята, давайте вспомним все музыкальные произведения, которые прозвучали на сегодняшнем уроке. Кто написал «Богатырская симфония»? Какое задание было самым интересным? | Подводят итог обучающиеся Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: -различать способ и результат действия Познавательные: - анализировать и делать выводы; |
Самооценка | Учитель проводит рефлексию: Я поздравляю всех мальчиков 2 класса с наступающим праздником. Желаю вам доброго здоровья, счастья, благополучия и мирного неба над головой. В качестве домашнего задания я предлагаю вам 23 февраля спеть любую песню о защитниках Отечества для ваших пап, дедушек, братьев, соседей или просто знакомых и подарить им в этот день хорошее настроение У каждого из вас на столе есть две картинки – солнышко и тучка. Если кому-то сегодня было немного грустно, покажите тучку, а если у вас яркое , солнечное, хорошее настроение , поднимите вверх солнышко. Наш урок подошел к концу, я благодарю вас за работу. Хорошего вам дня. | Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке, с помощью карточек | Личностные: -позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей |