kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы защитников Родины в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                               Технологическая карта урока музыки в 4 классе                                      Дата ________

Целевой блок

Тема урока

Образы защитников Родины в музыке. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Цель

Формирование у учащихся умения раскрывать образы защитников  Родины в опере.

Формирование универсальных учебных действий:

·      Личностные: понимание музыкальной культуры, исторических событий и личностей, эмоционально-нравственная отзывчивость.

·      Регулятивные: умение определять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

·      Коммуникативные: умение  выражать нравственные и эстетические чувства, взаимодействовать в группе.

·      Познавательные: умение находить нужную информацию, сравнивать музыкальные произведения.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся воспринимать музыку различных жанров, узнавать изученные музыкальные произведения и автора, его творчество.

Личностные: учащиеся получат возможность для формирования понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части жизни и отражение в ней исторических событий и личностей.
Метапредметные:

·      Регулятивные УУД: научатся определять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

·      Коммуникативные УУД: выражать нравственные и эстетические чувства, взаимодействовать в группе.

·      Познавательные УУД: находить нужную информацию, сравнивать музыкальные произведения.

Инструментальный блок

Задачи урока

   Образовательные:

Познакомить учащихся с героической народной музыкальной оперой и её главным персонажем -героем Иваном Сусаниным; обогащать опыт эмоционально-образного восприятия классической музыки.

  Способствовать развитию: умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности, творческих способностей.

    Воспитывать: гражданскую идентичность, патриотизм через раскрытие понятий «Служить Отчизне, Родине», эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам, выраженным в музыкальныхпроизведениях.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

Музыкальный материал

Музыкальные действия из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»:

ария Сусанина «Чуют правду!», хор «Славься!».

Песня «Служить России». Музыка и слова: И.Резник, Э.Ханок

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Героическая опера, образы исторических событий и персонажей в опере

Организация пространства

Групповая, индивидуальная, фронтальная работа

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир (истории России), математика, изобразительное искусство

Этнокультурный, региональный компонент

Памятник Скорбящей матери в г.Туймазы, земляки-герои Великой Отечественной войны

Характеристика учебной деятельности учащихся

Слушать фрагменты оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»:

ария Ивана Сусанина, хор «Славься!».

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из финала оперы.

Разучивать и исполнять современную патриотическую песню.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Предметный аспект: кроссворд по теме урока

«Проверь себя»

-Что нового для себя узнали на уроке?

Рефлексивный вспект:

- Что значит служить России?

Домашнее задание

(по выбору)

1.Узнать и рассказать об интересном эпизоде из биографии М.Глинки, который помог ему стать

знаменитым композитором.

2.Создать ритмический рисунок марша «Служить России» и нарисовать героя мирного

времени.

План урока музыки в 4 классе

по теме: Образы защитников Родины в музыке. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащися

Музыкальное приветствие

 Давайте поприветствуем друг друга- ваши слова на слайде:

Здравствуйте, ребята!

Рада видеть вас!

Здравствуйте, учитель!

Добрый день, наш класс!

Работа в группе – подготовка к теме урока

Подводящий к теме проблемный диалог

- Предлагаю вам поработать в группах:

нужно собрать картинку из разрезанных фрагментов.

- Проверьте себя (слайд 2)

- Как назвать одним словом все эти изображения?

-Кому они посвящены и почему?    Фишки на ленте времени, определяя век.

- Что объединяет этих людей, живших в разные исторические периоды?

-Сделаем вывод, для чего создаются памятники?

-Как вы думаете, как ещё в искусстве можно увековечить память героев?

В песне… Да, существует не мало памятников музыкального искусства,  один из них -  ОПЕРА МИХАИЛА ГЛИНКИ «ИВАН СУСАНИН

Работа в группах по рядам.

 Памятники

Минину и Пожарскому –освободителям Москвы от Поляков

Александру Невскому –освободителю Новгородского княжества от шведских крестоносцев

Скорбящей матери – войну освободителю в ВОВ

Они совершили подвиг, это - герои, защитники Родины

Чтобы оставить память о героях, событиях.

-Создать литературное или музыкальное

Произведение.

Определение темы урока, постановка учебных задач по теме

Это произведение и будет темой нашего урока.

- И так КАКОВА ТЕМА ?.

- Какие задачи МЫ ПОСТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ? (Слайд 5)

Познакомиться с …(оперой Глинки М. «Иван Сусанин» )

Сравнить …  (музыкальные произведения)

Узнать об авторе оперы (интересные эпизоды из жизни)

Разучить…   (новую песню по теме урока)

Образы защитников Родины в музыке. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Знакомство с биографией и творчеством композитора

- ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД, ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ ОБ АВТОРЕ?

(Слайд 6)

 - Как зовут композитора?

-Когда родился? Сколько лет прожил?

(добиваться полных ответов учащихся)

- С кем дружил?

- Благодаря каким произведениям стал знаменит?

Михаил Иванович Глинка

Родился в 1804 году. Прожил 53 года.

В селе Новоспасское Смоленской губернии

С А.С.Пушкиным

Оперы «Руслан и Людмила»,

«Иван Сусанин»

Рассказ учителя об авторе

Михаил Глинка родился и вырос в русской глубинке.

Он был дворянином, но он не жил во дворцах.

Поэтому образ простых крестьян, их быт,

были знакомы Глинке.

Много лет он думал о том, как  с помощью

музыки рассказать людям о народном герое и

о его подвиге.  Он первым из русских композиторов 

создает оперу.

А что такое ОПЕРА?

Определение музыкального жанра

- Что такое опера, попробуем  дать определение

этому музыкальному жанру. Перед вами два

определения из  Толкового словаря Ожегова –

выберите правильное.

Опера - музыкально- драматическое

произведение, в котором действующие лица

поют в сопровождении оркестра.

Межпредметная интеграция

Подводящий диалог

- Давайте обратимся к  Ленте времени

и определим исторический период, в котором жил

Михаил Иванович Глинка.

- Кто жил в это период?

- Какие события происходили в это время в России?

- Какие литературные произведения рассказывают об Отечественной  войне 1812 года?

- В этот период времени, так же известный русский поэт

Кондратий Рылеев,  создаёт своё литературное

произведение  «Иван Сусанин».

- Как вы думаете, почему Рылеев и Глинка посвящают

свои произведения этому человеку?

- С каким историческим событием связан этот герой?

- Давайте отметим это на ленте времени

(1613 год – начало17 века)- это война с поляками, сложный исторический период для России (смутное время).

- Каким же подвигом прославился простой крепостной крестьянин?

- Давайте прочитаем краткое содержание оперы.

Кто главный герой?

Сейчас мы прослушаем 2 фрагмента оперы. И первый – это АРИЯ   ГЛАВНОГО ГЕРОЯ,   СУСАНИНА.

- Как в думаете, как передаёт Глинка  образ Сусанина

в арии из оперы? Послушайте и сравните

На Ленте времени ученик определяет и обозначает 19 век

Александр Пушкин – великий поэт

Отечественная война 1812 г. с Наполеоном

«Бородино» М.И.Лермонтов

Он совершил подвиг.

Чтение отрывка из учебника по-цепочке

Сусанин

Слушание

арии Сусанина,

анализ

музыкального

произведения

- Какие черты характера, чувства Сусанина передаёт

его ария?

- Какие средства музыкальной выразительности

использует Глинка для создания этого образа?

Сделайте вывод: С помощью средств муз

 Выразительности…

Вывод: с помощью этих музыкальных

средств Глинке удалось передать образ

героя Сусанина

Слушание.

Хор «Славься!»

- Как вы думаете, каким может быть финал оперы?

- Давайте посмотрим,  как эту радость победы 

выразил  Глинка в финальном хоре «Славься!»

-Что прославляет хор?

- Какой прием помог Глинке передать ликование всего

народа? (колокольный звон)

победа

Анализ музыкальных фрагментов

- Какой музыкальный фрагмент произвел на вас

наибольшее впечатление? Почему?

- Сделайте вывод, почему Глинка увековечил образ

Сусанина в своей опере?

Исполнение попевки

1 фраза хора Славься

                                         Игра на ДМИ

Подготовка к восприятию новой песни: подводящий диалог

- Посмотрите на следующий слайд. Кто изображён?

Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года

из Спасских ворот Кремля, выехал на белом коне

маршал Жуков, командующий Парадом Великой Победы

- О какой победе идёт речь?

- Во все времена были герои, которые не жалели

свою жизнь во имя победы!

- Можете ли вы назвать таких героев ВОВ?

На слайде:(Александр Матросов, Зоя Космодемьянская,

герои-молодогвардейцы: Олег Кошевой, Ульяна Громова,

герои-туймазинцы: Иван Примакин, Габдрашитов,

Иван Ёлкин …)

-  Служить отечеству можно не только на войне,

но и в мирное время -

СЛУЖИТЬ ОТЕЧЕСТВУ- ЭТО…

Знакомство с песней - слушание, определение жанра и разучивание

«СЛУЖИТЬ РОССИИ « именно так называется наша

новая песня. СЛУШАЕМ.

К КАКОМУ ЖАНРУ ОТНОСИТСЯ ПЕСНЯ?

МАРШ

Контроль знаний

- Предлагаю проверить свои знания по теме урока

и оценить себя.

- Проверяем по образцу на слайде?

- Какой вопрос был трудным для вас? Почему?

-Оцените себя.

Итог урока

- Сегодня мы перелистали страницы нашей героической истории. Чему научили нас эти страницы?

(быть патриотами своей родине, служить отчизне,

 бороться за правое дело)

- Чему научились вы сегодня на уроке,

вернёмся к нашим задачам.

- Какой вывод нам помогла сделать опера

Иван Сусанин?

Домашнее задание

(по выбору)

- Вы можете сами предложить себе домашнее задание

по уроку?

- Узнать и рассказать об интересном эпизоде из

биографии М.Глинки, который помог ему стать

знаменитым композитором.

- Создать ритмический рисунок марша «Служить

России» и нарисовать героя мирного времени.

Просмотр содержимого документа
«Образы защитников Родины в музыке»

Урок музыки в 4 классе.   Учитель  Матиевская Елена Валериевна

Урок музыки в 4 классе. Учитель Матиевская Елена Валериевна

Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс!

Здравствуйте, учитель!

Добрый день, наш класс!

памятник Александру Невскому Памятник Минину и Пожарскому Памятник  Скорбящей матери

памятник

Александру

Невскому

Памятник

Минину и Пожарскому

Памятник

Скорбящей матери

Тема урока:  Образ защитника Родины в опере  «Иван Сусанин»  М.И. Глинки

Тема урока: Образ защитника Родины в опере «Иван Сусанин» М.И. Глинки

Задачи и план урока:    Узнать о…  Познакомиться с …  Прослушать и сравнить …  Разучить…

Задачи и план урока: Узнать о… Познакомиться с … Прослушать и сравнить … Разучить…

ГЛИНКА  Михаил Иванович (1804-1857) Родился и вырос в селе Новоспасское, Смоленской губернии. Учился в Москве, где подружился с Пушкиным. Создатель первой русской национальной  оперы («Жизнь за царя»- «Иван Сусанин»), оперы «Руслан и Людмила», романсов.

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857)

Родился и вырос в селе Новоспасское, Смоленской губернии.

Учился в Москве, где подружился с Пушкиным.

Создатель первой русской национальной

оперы («Жизнь за царя»- «Иван Сусанин»),

оперы «Руслан и Людмила»,

романсов.

Кондратий  Рылеев    «Иван Сусанин »

Кондратий Рылеев «Иван Сусанин »

Иван Сусанин Иван Сусанин

Иван Сусанин

Иван

Сусанин

Ария Сусанина  «Чуют правду»

Ария Сусанина «Чуют правду»

Средства музыкальной выразительности   ТЕМП   (быстрый, умеренный,    медленный)  ДИНАМИКА  (громко, тихо, не очень громко, не очень тихо)  РИТМ  (простой или сложный: пунктирный , синкопированный )  ЛАД   (мажор, минор)

Средства музыкальной выразительности ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный) ДИНАМИКА (громко, тихо, не очень громко, не очень тихо) РИТМ (простой или сложный: пунктирный , синкопированный ) ЛАД (мажор, минор)

Хор  «СЛАВЬСЯ»

Хор «СЛАВЬСЯ»

«Учимся анализировать музыкальные фрагменты»  Средства музыкальной выразительности  АРИЯ СУСАНИНА ТЕМП  ХОР «СЛАВЬСЯ» медленный ДИНАМИКА Не очень громко умеренный РИТМ … простой ЛАД минорный сложный …

«Учимся анализировать музыкальные фрагменты»

Средства музыкальной выразительности

АРИЯ СУСАНИНА

ТЕМП

ХОР «СЛАВЬСЯ»

медленный

ДИНАМИКА

Не очень громко

умеренный

РИТМ

простой

ЛАД

минорный

сложный

Хор «Славься»  Славься, Славься ты, Русь моя!  Славься ты, русская наша земля!  Да будет во веки веков сильна  Любимая наша родная страна!

Хор «Славься» Славься, Славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!

24июня 1945года –

24июня 1945года –

Зоя Космодемьянская Александр Матросов Ульяна Громова Олег Кошевой Герои Великой Отечественной Войны

Зоя Космодемьянская

Александр Матросов

Ульяна Громова

Олег Кошевой

Герои Великой Отечественной Войны

Служить  Отечеству  это …

Служить

Отечеству

это

«Служить России»   муз. и сл.: И. Резник, Э. Ханок   Полки идут стеной, красиво держат строй  И гордо шелестят знамёна.  Комбат и рядовой, единою судьбой  Мы связаны с тобой , друг мой!    Припев:  Служить России суждено тебе и мне,  Служить России, удивительной стране,  Где солнце новое встаёт на небе синем!  Плечом к плечу идут российские войска  И пусть военная дорога не легка  Мы будем верою и правдою служить России!

«Служить России» муз. и сл.: И. Резник, Э. Ханок Полки идут стеной, красиво держат строй И гордо шелестят знамёна. Комбат и рядовой, единою судьбой Мы связаны с тобой , друг мой! Припев: Служить России суждено тебе и мне, Служить России, удивительной стране, Где солнце новое встаёт на небе синем! Плечом к плечу идут российские войска И пусть военная дорога не легка Мы будем верою и правдою служить России!

Проверь и оцени себя

Проверь и оцени себя

Сегодня на уроке …  - мне было интересно узнать о …;  - познакомиться с новым музыкальным произведением …;  - научиться исполнять новую песню…
  • Сегодня на уроке … - мне было интересно узнать о …; - познакомиться с новым музыкальным произведением …; - научиться исполнять новую песню…
Спасибо за урок!  Добра вам, мои юные друзья  и героических свершений  во благо нашей Родины!

Спасибо за урок! Добра вам, мои юные друзья и героических свершений во благо нашей Родины!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образы защитников Родины в музыке

Автор: Матиевская Елена Валериевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Музыкальный образ защитника отечества» конспект открытого занятия "
    ["seo_title"] => string(74) "muzykal-nyi-obraz-zashchitnika-otiechiestva-konspiekt-otkrytogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "123850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414586851"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-muzyki-obraz-zashchitnika-otiechiestva-v-iskusstvie-dialogh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "287437"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490921"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока во 2 классе «Образы защитников Отечества в музыке» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vo-2-klassie-obrazy-zashchitnikov-otiechiestva-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "214133"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432216794"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку ИЗО в 4 классе на тему "Древнерусские воины-защитники" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-izo-v-4-klassie-na-tiemu-drievnierusskiie-voiny-zashchitniki"
    ["file_id"] => string(6) "131879"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416242417"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Богатырская тема в музыке "
    ["seo_title"] => string(29) "boghatyrskaia-tiema-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "108760"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403849867"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства