КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗВУЧАЩИЙ ГОЛОС МОЙ »
Тема : «Музыкальный образ защитника отечества».
Цель: Сформировать представление о музыкальном образе защитника Отечества.
Задачи:
- формировать знания детей о празднике и музыке патриотического содержания;
- активизировать исполнительские качества и словарь учащихся;
- развивать коммуникативные умения, внимание, память;
- воспитывать патриотические качества.
Оборудование: Мультимедиа-проектор, экран, компьютер; карточки с рисунками; предметы, магнитофон, диски, мяч.
Ход занятия:
ЭТАП ЗАНЯТИЯ
№ слайда
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ/ прогнози-руемая
ФОРМИРОВА-НИЕ УУД
1.АКТУАЛИЗА-ЦИЯЗНАНИЙ
1
Звучит песня «Сегодня салют».
Входят в класс.
Воспитательная: Создание положительно эмоционального настроя на урок.
2
3
4
1.1 Организационный момент
- Прозвенел уже звонок, начинается урок
Все за парты тихо сели на меня все посмотрели.
- Исполним наше «Музыкальное приветствие»
1.2 Вступительная беседа.
- Ребята, вы заметили под какую музыку вошли в класс?
- Правильно, это песня маршевого характера.
-Какой сейчас месяц?
-Сейчас февраль.
-А вы знаете, что скоро будет праздник.
-Какой праздник приближается?
- 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества.
- Что такое Отечество?
- Отечество – это наша страна, Родина.
- Правильно, это слово созвучно слову отец. Отечеством называют Родину.
- Как называется наша Родина?
- Мы с вами живем в огромной и прекрасной стране – России, а мы – россияне.
- Посмотрите, ребята, что это? (показ флага)
- Это флаг России. Значит, это российский флаг.
- Ребята, а вы знаете, почему именно День Защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?
-Очень - давно, когда наша страна находилась в сложном положении, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла большая угроза столице – городу Петрограду. Была создана новая армия - Красная Армия. И создана она была 23 февраля 1918года. Этот день объявили праздником – Днем Красной Армии. Шли годы. Жизнь менялась. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник получил название – День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла закон «О днях воинской славы России». Этот день был назван «День защитника Отечества».
1.3. Сообщение цели и формулировка задач занятия.
-Нашу Родину в разное время защищали разные люди, образ которых мы можем представить: по – разному одевались, разным оружием владели, но любовь к Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги.
Мы сегодня рассмотрим музыкальный образ защитника Отечества, им и посвящен наш сегодняшнее занятие.
Значит наши задачи это:
- узнать о празднике и музыке посвящённой защитникам Отечества;
- исполнять песни к празднику 23 февраля;
- быть активными и дружными.
Поют.
Ответы.
Запись понятий «Отечество», « россияне».
Формируем умение:
- выявлять сущность, обобщать (позн-е УУД);
- оформлять свои мысли в устной форме (ком-е УУД)
Формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с представленным материалом (регулят.УУД);
5
6
Ответы.
Выясняют значение понятия «образ».
Формируем умение:- обобщать (поз.УУД);
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (ком.УУД);
Формируем умение выявлять сущность, обобщать (поз.УУД);
2.
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
7
8
9
1. Знакомство с музыкальными произведениями.
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы.
- С древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия – защитник Родины.
- Скажите, как звали воинов на Руси, которые защищали нашу землю?
- Назовите русских былинных и сказочных богатырей?
- Молодцы!
- Кто такие богатыри?
-Богатыри – это сильные люди.Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен?
- Правильно: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
- Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?
- Образ богатыря мы можем услышать в музыке русского композитора А. П. Бородина «Богатырская симфония».
- А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?
- Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?
- Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.
- Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?
Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
- А теперь познакомимся с музыкальным образом этого героя , который музыкой изобразил композитор С.С.Прокофьев в кантате «Александр Невский»
- Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.
Защитник Отечества! Это словосочетание имеет свой синоним – Мужчина!
- Как узнать , кто настоящий мужчина , а кто – нет ?
Слово «мужчина» ассоциируется со словом «мужество». Что же такое мужество?Раньше юноши мужали рано.
А иначе было нельзя. Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княгиня Ольга , взяла его с собой в военный поход. Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копьё и сказала: «Не бойся, сынок» «Я, не боюсь, мама». На поле по одну сторону стояло войско Ольги, по другую – неприятеля. «Начинай, сынок». Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперёд, и Святослав, что было сил, метнул копьё. Вслед Ольгины войны кинулись на врага, обратив его в бегство.
Восприятие, ответы.
Богатыри
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.
Ответы: Александр Невский.
Выясняют значение понятия «кантата».
Формируемумение:
- находить ответы на вопросы в иллюстрации (поз.УУД);
- извлекать информацию из иллюстраций (поз.УУД);
- высказывать свое предположение на основе работы с представленным материалом (регул.УУД);
- высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции (лич.УУД)
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСВОЕННЫХ РАНЕЕ ЗАНАНИЙ
3.1 Вокально-хоровая работа.
Образ защитника Отечества мы слышим также и в песнях, которые мы исполним ссолистами.
- «Защитники страны»
- « Раз-два»
- «Не волнуйся мама!»
- Сценка «Каша из топора» (на фоне р.н.м. «Солдатушки, бравы ребятушки!»
- Викторина «Всюду слышится «Ура!»
- Разучивание песни «Сегодня салют!»
4.
ИТОГИ
-Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, в которой каждый воин бережетпокой родной страны на посту. Мы сегодня узнали,…поняли.. .научились…
Защитник Отечества – мир на Земле.
Вода в роднике, свежий хлеб на столе
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и счастье в огромной стране.
- Спасибо за ваше старание.
( ДЗ нарисовать «защитника Отечества» с помощью предложенных раскрасок).
- С наступающим праздником будущие защитники Отечества!
Ответы.
5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Юный царь Петр I «могучий и грозный» преобразователь «России, в возрасте 15 лет с потешным» отрядом сверстников из детей дворян, бояр изучал солдатское дело: ружейные приёмы, стрельбу, марширование, перестроение рядов, шеренг на плацу. Впоследствии отряды «потешных» полков станут гвардией и ядром русской армии. Пётр I в юном возрасте успел освоить столярное, токарное, оружейное, кузнечное, паяльное часовое типографское дело.
Полководец Александр Суворов, наш могучий защитник, в детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его , генерал Василий Иванович, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники-книги по военной истории, от которых только дух захватывало. Особенно нравилось ему Александр Македонский, Цезарь, другие, сильные, стремительные. И Саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в лёгкой одежде. Под проливными дождем , скакал на лошади. С солдатиками он повторял все сражения великих полководцев, считают, что полководец Александр Суворов провел 60 сражений и боёв и одержал 60 побед. Правильнее считать, что он одержал на одну победу больше – 61. самая убедительная из них была победа над самим собой.