МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №62»
Авиастроительного района г. Казани
Методическая разработка урока
Тема: «Музыкальные инструменты»
Возраст обучающихся: 4 класс ( 11-12 лет)
Выполнила: Ситдикова Эльмира Рустамовна,
учитель начальных классов
2013г.
Оглавление:
Введение ………………………………………………………….……..2-4
Основная часть …………………………………………………….….5-10
Заключение ………………………………………………………….11-12
Список использованной литературы ………………………………….12
Введение
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский
В самой природе человека лежит интерес к музыке. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека.
В настоящее время, благодаря достижениям технического прогресса, в повседневной жизни человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в неё, воспринимать её как фон.
Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.
Восприятие музыки – процесс трудоемкий. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия.
Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности – во время пения, игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально.
Задача преподавателя заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным и творческим, дать возможность ребенку осознать мир музыкальных звуков как особую реальность, увлечь ребенка музыкой, познакомить детей с музыкальными инструментами.
Урок развивает эстетическое восприятие и расширяет словарный запас, пробуждают интерес к изучению музыкальных инструментов. На уроке используются коллективные и индивидуальные формы работы. Материал будет полезен учителям музыки и учителям начальных классов.
Тема урока: «Музыкальные инструменты».
Цель урока:
расширение и закрепление знаний о русских народных музыкальных инструментах, обобщение полученных знаний на предыдущих трех уроках, развитие у детей интереса к русскому народному творчеству, уважения к традициям своего народа, воспитание любви к родной земле.
Образовательные задачи:
формирование практических умений и навыков;
пополнение знаний по темам «Музыкальные инструменты», «Русские народные песни»;
совершенствование исполнительской культуры хорового, ансамблевого пения;
закрепление навыков игры на народных инструментах.
Воспитательная направленность урока:
пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов;
воспитание любви к родной земле, к истории своего народа ;
приобщение к старинным календарным традициям.
Развивающие задачи:
развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;
активизация творческого воображения, фантазии;
формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности.
Здоровьесберегающие задачи:
сохранение и укрепление здоровья школьников;
создание благоприятного психологического климата, способствующего раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;
снятие физического утомления и нервно-психических перегрузок;
повышение эмоционального тонуса благодаря живой форме слухового и игрового общения учащихся с музыкой.
Тип урока: комбинированный
Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, разыгрывание, драматизация с включением танцевальных движений, игра на музыкальных инструментах.
Музыкальное оборудование:
плакат с нарисованной березой; музыкальные инструменты: балалайка, домра, ложки, свистулька, дудочка, гармошка, гитара, барабан.
Ход урока
Музыкальное приветствие
(Организационный момент. Объявление темы урока.)
Ребята, отгадайте пожалуйста мою загадку: | Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки Все играют звонко, дружно Слушать их не надоест Отгадать, ребята, нужно Что это? (это оркестр) |
Знакомство с темой урока
Да. Оркестр – это группа инструментов совместно исполняющих музыку на различных инструментах. Мы сегодня поговорим о музыкальных инструментах. Так и называется тема нашего урока.
Ребята, скажите пожалуйста: какое дерево является символом русской природы? Да. Русская красавица березка. У нас на доске тоже есть березка, только она зимняя. Сбросила она свою прежнюю красоту и ждет весны, чтоб снова всех радовать своей зеленью. Но наша березка не совсем обычная, она волшебная. И уже сегодня вы своей активной работой на уроке сможете вернуть ей прежнюю красоту.(1 слайд)
На нашей березке, как наверное вы уже обратили внимание 3 ветки. Это 3 группы русских народных инструментов и они отличаются по способу звукоизвлечения. Давайте вспомним: Какие бывают группы инструментов? (Правильно. Струнные, духовые и ударные). Ту группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. Ту, где звук создается колебанием вдуваемого воздуха, духовой. А ту группу, где звук издает струна – струнной. Инструментов было очень много. Ребята, давайте послушаем, что нам расскажут о трёх группах инструментов.И так:
(Показ следующих слайдов (№2-№15))
А сейчас будем отгадать инструмент по подсказкам. Не спешите с ответом, внимательно слушайте подсказки, их будет 4. возможно некоторые ребята догадаются с 1 подсказки, но советую не спешить, себя проверять.
Ι задание (16 слайд)
по форме этот инструмент напоминает разрезанную грушу.
звук извлекается не рукой, а специальной пластинкой – медиатором.
мандолина очень похожа на этот инструмент.
этот инструмент был любимым у веселых музыкантов-скоморохо
ДОМРА
ΙΙ задание (17 слайд)
по форме инструмент бывает прямоугольным, крыловирным, и даже шлемовидным.
на этом инструменте звук извлекается щипком или бряцанием по струнам.
Это любимый инструмент поэтов-сказителей.
Этот инструмент считается волшебным инструментом в русских народных сказках.
ГУСЛИ
ΙΙΙ задание (18 слайд)
ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без этого любимого инструмента.
используют инструмент для исполнения плясовых, шуточных песен, частушек.
на этом инструменте играют бряцанием правой руки.
название инструмента появилось от слова балакать, болтать.
БАЛАЛАЙКА
Да. Это, конечно, балалайка. Действительно ни одного гуляния не обходилось без балалайки. Ребята, что общего между домрой, балалайкой и гуслями? Это струнные инструменты. Прикрепляю 3 листика на веточку березы. Вот мы и украсили нашу березку тремя листочками.
Следующая веточка у березы – инструменты духовые. Как вы думаете благодаря кому появились духовые инструменты? Благодаря пастухам. Пастуха в старину выбирали уже в январе месяце. Это дело было очень важным. Пастухи должные были обязательно искусно владеть музыкальными инструментами. Считалось, что магическая сила музыкальных инструментов должна была уберечь стадо от волков, болезней и других напастей. Пастухи и сами были убеждены, что музыка воздействует не только на человека, но и на животных, которых они пасли.
В наше время мы очень редко можем увидеть настоящего пастуха. Но сегодня, ребята, к нам в гости пожаловал самый настоящий пастушок. Знакомьтесь – Пастушок Лель (выход пастушка). Приветствуют друг друга. Ребята, а вы знаете какие инструменты нравятся ему больше всего? Вот отгадайте его загадки:
(19 слайд)
Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий
Называется… СВИРЕЛЬ
Показ инструмента. Пастушок насвистывает мелодию. Это тростниковая дудочка из березы. В народе у нас много названий: дуда, дудка, сопель, пищаль.
Сделан он довольно просто
Он из рога и бересты
Чтоб коровы шли на луг
Инструмент берет пастух
РОЖОК
Показ инструмента и озвучивание. Этот инструмент был любимым не только у пастухов, но и у почтальонов.
Эта дудочка из ивы
Так красивы переливы
Поиграешь саму малость
Вызывает в людях жалость
ЖАЛЕЙКА
Показать как звучит жалейка. Голос у этого инструмента уже больно жалостливый, как будто кто-то тоскует или плачет. Вот почему так назвали этот инструмент.
Инструмент этот едва ли
В жизни вы хоть раз видали
Четыре трубочки, пузырь
Он из телячьей кости
Ты в трубку дунешь, из других
Звук появиться может
Долго тянется тот звук
Но приятен он на слух
ВОЛЫНКА
Показ инструмента волынка. Этот инструмент тоже очень любили скоморохи.
И последняя загадка:
Расписная невеличка
То он утушка, то птичка
В детстве сколько вы хотели
В этот инструмент свистели
СВИСТУЛЬКА
Показ и озвучивание инструмента.
Все эти инструменты духовые. Ребята, а из чего люди изготавливали духовые инструменты? (из камыша, тростника, деревьев – ольхи, ивы, березы, из рогов домашних животных).
| Громче флейты, громче скрипки Громче труб наш великан Он ритмичен, он отличен Наш веселый… БАРАБАН |
Ребята, в какую группу инструментов можно отнести барабан? Конечно к ударным. Прикрепляю листик. Ударные инструменты это самая многочисленная и самая шумная группа инструментов.
А сейчас вопрос для самых внимательных: какой инструмент внешне напоминает котел, открытая часть которого натянута кожей?
ЛИТАВРЫ
Ребята, а вы знаете что из ложек тоже создают музыку?Из какого дерева получаются самые звонкие ложки? (из клена). А мы с вами знаем песенку о ложках, которая называется «Ложки деревенские». Давайте ее исполним.
Ах, топну ногой
Да притопну ножками
Развеселая у нас будет
Песня с ложками
Пение песни с игрой на ложках.
Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Все инструменты угадали по описанию.
Физминутка. (21-26 слайды)
(27 слайд)
Посмотрите пожалуйста на нашу березку. Мы с вами почти полностью ее украсили. Но мы не вспоминаем еще об одном очень любимом инструменте, который не вошел ни в одну из этих групп. А что это за инструмент?
Отгадайте загадку: | У нее меха и планки Веселит всех на гулянке Ты подумай, друг, немножко И придет ответ… ГАРМОШКА |
(28 слайд)
Гармошка считается клавишно-духовым инструментом. И первые гармошки появились не в России, а в Германии в начале IХ века. Русские мастера вложили в изготовление гармошки свою смекалку и талант. Стали появляться тульские, саратовские, сибирские, церепопецкие гармошки. И теперь ни в одной деревне не могли обойтись без гармониста. На гуляньях, вечерках, свадьбах гармошка заменяла целый оркестр.
И так, ребята, посмотрите на нашу красавицу березку. Все загадки мы отгадали, задания выполнили, все основные инструменты вспомнили. И березка наша расцвела как ранней весной.
Все эти инструменты по отдельности мы можем услышать не часто (поодиночке они почти не звучат), а очень часто звучат все вместе и образуют оркестр русских народных инструментов.
(28 слайд)
Вы уже знаете имя прекрасного русского музыканта, любителя русского народного творчества – Василия Васильевича Андреева. Андреев Василий Васильевич – русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Василий Васильевич изучал русское народное творчество, сам играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, жалейке, свирели). I оркестр был образован в 1960 году и назывался – Русский народный оркестр имени В.В.Андреева Ленинградского телевидения и радио. Андреев усовершенствовал народную балалайку и способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Обладал большим талантом.
Выступление учащихся.(исполнение мелодии)
А сейчас мы послушаем наших ребят. Они исполняют нам песню на своем любимом музыкальном инструменте.
Закрепление.
Сегодня мы с вами тоже попробуем создать свой оркестр русских народных инструментов. Звучит русская народная песня «Калинка» и дети подыгрывают на Шумовых инструментах.
Повторение изученных песен.
Итог урока:
Игра «Передай вопрос»
Учащиеся задают свой вопрос по материалу урока учащемуся по своему выбору.
Заключение
Слушание музыки один из важнейших элементов музыкального развития ребенка, часть общего психофизического развития.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании музыки. Именно слушание музыки активирует полезную деятельность детей. Ведь слушая музыку, ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять, обобщать.
Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 классе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию.
Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит раскрыться его личности.
На сегодняшний день мы имеем широкий выбор разнообразных музыкальных инструментов, инновационных технологий музыкального образования.
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.
Список литературы
1.Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М. Росмэн 2002;
2.Старобинский С Урок музыки – урок искусства //Музыка в школе. 2003;
3.Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования //сб.ст.-
:Музычна Украина, 1986;
4.Программа начального образования; «Музыка 1-4классы» авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «М.: Просвещение», 2007г.
Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», 4 класс,
«М.: Просвещение», 2010г.
13