kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Удмуртские музыкальные инструменты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час

Тема: Удмуртские музыкальные инструменты

Цель: познакомить детей с удмуртскими музыкальными инструментами.

Задачи:

  • Приобщать учащихся к ценностям  удмуртской национальной культуры.
  • Развивать внимание, память, умение слушать.
  • Увеличивать словарный запас. 

 

Сегодня я предлагаю экскурсию в мир музыкальных инструментов.

Сочиняют музыку композиторы, а мы слышим ее в исполнении музыкантов, которые владеют музыкальными инструментами. Музыкальных инструментов очень много. Некоторые  вы знаете и можете назвать.

Слайд 1

(Дети перечисляют инструменты)

Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры народа. Удмурты употребляли в своей практике более двадцати инструментов.

Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему.

 Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материал.

Слайд 2

 Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации; дудка, пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов.

Слайд 3

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу.

Слайд 4

Бубен. Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.

Слайд 5

     Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести  шулан -  глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент, использовавшийся в некоторых обрядах. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан, как правило, был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии.

Слайд 6

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Слайд 7

  В быту удмуртов известен кубыз – инструмент, похожий на скрипку. Известно, что инструмент широко применялся в свадебном обряде, сопровождая застольные песни пляски. Играли на кубызе сидя, держа его на коленях, или стоя. При этом кубыз привешивали за бечевку,  которая подвешивалась через пятку. Кубыз имел три - четыре струны,

Звук извлекался при помощи смычка.    

Слайд 8

В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это Быдзим крезь (Великий крезь)

В лесу жила когда-то старая мудрая ель. Звали ее Мудор-Кыз - Мать Леса. Говорят, с неё начинался лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтоб потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Говорят, однажды мачеха Солнца, Сумасшедшая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришёл Человек и оживил её: он сделал из неё Гусли - Крезь и вложил в них свою человечью душу. Так у удмуртов появились Быд?ым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Инву Утчан Гур - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём. Говорят, давно это было. Но с той поры удмурты стали делать свои гусли из опалённой молнией ели. Теперь уже позабыли про это. И про гусли уже позабыли. Но напев Быд?ым Крезь живёт! Если вы хотите его услышать, идите в Великий Лес и прислушайтесь к нему и к себе.

Слайд 9

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.

2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форме полукруга.

3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.

Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов

Слайд 10

В настоящее время в Удмуртии ведется работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов.

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Из какого материала изготавливали удмуртские  музыкальные инструменты.?

2. Какой  удмуртский инструмент напоминает скрипку?

3. Какой  удмуртский инструмент в наше время используется как детская игрушка?

4. Какой инструмент стал символом Удмуртии?   

 

  Список литературы.

1. Антонов Ю. Е. и др. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

2. Братусов Т. Вечная музыка // Удмуртская правда, №9, 1997.

3. Васильев Ю. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – М., 1976.

4. Владыкин В. Народная музыка. – Ижевск, 1993.

5. Голубкова А. Н. Сокровище народное. – Ижевск, 1987.

6. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии. – Ижевск, 1978

7. Голубкова А. Н. Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989.

8. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

9. Григорьева К. Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.

10. Голубкова А. Н. Древние варганы // Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

11. Голубкова А. Н. Роль удмуртских музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов. - № 6, 1996.

12. Голубкова А. Н. Удмуртские музыкальные инструменты // Инвожо, №3, 2001.

13. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

14. Зеленина Л. В. Золотой клубок. – Ижевск, 1992.

15. Зеленина Л. В. Чингыли («Колокольчик»). – Ижевск, 2000.

16. Зильберквит М. Мир музыки

17. Ившин В. Шур сьöрысь бöдёно. – Ижевск, 1990.

18. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2000.

19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997.

20. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

21. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные инструменты. – Ижевск, 1994.

22. Кунгуров С. Н. Школа искусства игры на крезе. – Ижевск,2000

23. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. – М., 1999.

24. Трофимов С. С. Я золотые гусли взял. – Ижевск, 2006.

25. Перевощиков А. Зэмлык синъёс. – Ижевск, 1989.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«удмуртские музыкальные инструменты.»

Классный час


Тема: Удмуртские музыкальные инструменты



Цель: познакомить детей с удмуртскими музыкальными инструментами.


Задачи:

  • Приобщать учащихся к ценностям удмуртской национальной культуры.

  • Развивать внимание, память, умение слушать.

  • Увеличивать словарный запас.




Сегодня я предлагаю экскурсию в мир музыкальных инструментов.

Сочиняют музыку композиторы, а мы слышим ее в исполнении музыкантов, которые владеют музыкальными инструментами. Музыкальных инструментов очень много. Некоторые вы знаете и можете назвать.

Слайд 1

(Дети перечисляют инструменты)


Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры народа. Удмурты употребляли в своей практике более двадцати инструментов.

Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему.


Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материал.

Слайд 2


Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации;

дудка, пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов.


Слайд 3


Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу.

Слайд 4

Бубен. Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.


Слайд 5

Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести шулан - глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент, использовавшийся в некоторых обрядах. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан, как правило, был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии.


Слайд 6

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.


Слайд 7

В быту удмуртов известен кубыз – инструмент, похожий на скрипку. Известно, что инструмент широко применялся в свадебном обряде, сопровождая застольные песни пляски. Играли на кубызе сидя, держа его на коленях, или стоя. При этом кубыз привешивали за бечевку, которая подвешивалась через пятку. Кубыз имел три - четыре струны,

Звук извлекался при помощи смычка.

Слайд 8

В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это Быдзим крезь (Великий крезь)


В лесу жила когда-то старая мудрая ель. Звали ее Мудор-Кыз - Мать Леса. Говорят, с неё начинался лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтоб потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Говорят, однажды мачеха Солнца, Сумасшедшая Молния, страшным огнем опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришёл Человек и оживил её: он сделал из неё Гусли - Крезь и вложил в них свою человечью душу. Так у удмуртов появились Быдӟым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Инву Утчан Гур - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём. Говорят, давно это было. Но с той поры удмурты стали делать свои гусли из опалённой молнией ели. Теперь уже позабыли про это. И про гусли уже позабыли. Но напев Быдӟым Крезь живёт! Если вы хотите его услышать, идите в Великий Лес и прислушайтесь к нему и к себе.


Слайд 9

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.

2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форме полукруга.

3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.

Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов


Слайд 10

В настоящее время в Удмуртии ведется работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов.




Ответьте, пожалуйста, на вопросы.


1. Из какого материала изготавливали удмуртские музыкальные инструменты.?

2. Какой удмуртский инструмент напоминает скрипку?

3. Какой удмуртский инструмент в наше время используется как детская игрушка?

4. Какой инструмент стал символом Удмуртии?


















Список литературы


1. Антонов Ю. Е. и др. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

2. Братусов Т. Вечная музыка // Удмуртская правда, №9, 1997.

3. Васильев Ю. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – М., 1976.

4. Владыкин В. Народная музыка. – Ижевск, 1993.

5. Голубкова А. Н. Сокровище народное. – Ижевск, 1987.

6. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии. – Ижевск, 1978

7. Голубкова А. Н. Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989.

8. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

9. Григорьева К. Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.

10. Голубкова А. Н. Древние варганы // Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

11. Голубкова А. Н. Роль удмуртских музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов. - № 6, 1996.

12. Голубкова А. Н. Удмуртские музыкальные инструменты // Инвожо, №3, 2001.

13. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.

14. Зеленина Л. В. Золотой клубок. – Ижевск, 1992.

15. Зеленина Л. В. Чингыли («Колокольчик»). – Ижевск, 2000.

16. Зильберквит М. Мир музыки

17. Ившин В. Шур сьöрысь бöдёно. – Ижевск, 1990.

18. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2000.

19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997.

20. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

21. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные инструменты. – Ижевск, 1994.

22. Кунгуров С. Н. Школа искусства игры на крезе. – Ижевск,2000

23. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. – М., 1999.

24. Трофимов С. С. Я золотые гусли взял. – Ижевск, 2006.

25. Перевощиков А. Зэмлык синъёс. – Ижевск, 1989.










Просмотр содержимого презентации
«Удмуртские музыкальные инструменты»

Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материал.

Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материал.

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу

Бубен . Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.
  • Бубен . Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряженья, но на свадьбах и вечеринках.
Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести шулан  - глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент, использовавшийся в некоторых обрядах. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан, как правило, был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии.
  • Сейчас многие древние инструменты либо вышли из употребления, либо превратились в детские игрушки. К таким инструментам следует отнести шулан - глиняную свистульку в виде утки или птицы. Когда-то это был ритуальный инструмент, использовавшийся в некоторых обрядах. Подобные свистульки из глины были известны многим народам России. Они имели форму зверей, рыб, птиц. Удмуртский шулан, как правило, был в виде утки – птицы, характерной для удмуртской мифологии.
Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

В быту удмуртов известен кубыз – инструмент, похожий на скрипку. Известно, что инструмент широко применялся в свадебном обряде, сопровождая застольные песни пляски. Играли на кубызе сидя, держа его на коленях, или стоя. При этом кубыз привешивали за бечевку, которая подвешивалась через пятку. Кубыз имел три - четыре струны.  Звук извлекался при помощи смычка.

В быту удмуртов известен кубыз – инструмент, похожий на скрипку. Известно, что инструмент широко применялся в свадебном обряде, сопровождая застольные песни пляски. Играли на кубызе сидя, держа его на коленях, или стоя. При этом кубыз привешивали за бечевку, которая подвешивалась через пятку. Кубыз имел три - четыре струны. Звук извлекался при помощи смычка.

В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это  Быдзим крезь (Великий крезь)

В культуре любого народа, населяющего нашу планету, есть музыкальный инструмент, который становится его символом. Для Удмуртии – это Быдзим крезь (Великий крезь)

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:  1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.  2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форме полукруга.  3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.  Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы: 1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя. 2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форме полукруга. 3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца. Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов

В настоящее время в Удмуртии ведется работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов.

В настоящее время в Удмуртии ведется работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы

Ответьте, пожалуйста, на вопросы

  • 1. Из какого материала изготавливали удмуртские музыкальные инструменты.?
  • 2. Какой удмуртский инструмент напоминает скрипку?
  • 3. Какой удмуртский инструмент в наше время используется как детская игрушка?
  • 4. Какой инструмент стал символом Удмуртии?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Классный час на тему "Удмуртские музыкальные инструменты".

Автор: Козионова Наталья Юрьевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127454


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства