Тема урока:Казахские музыкальные инструменты
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: Раскрыть характерные особенности казахских народных музыкальных инструментов, выявить значение и сущность инструментального искусства в казахской музыкальной культу
Ход урока
Орг. момент: Звучит музыка, дети входят в класс под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.
Слайд№1
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся и поприветствуем наших гостей!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Песни, звуки инструментов –
Всё для Вас!
Пожелаем всем удачи»
За работу!
В добрый час!
Деление на группы
Целеполагание:
Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под музыку,какому народу принадлежит это произведение?это казахский кюй «Сарыарка» Курмангазы, и это не случайно! Ведь сегодня на уроке мы познакомимся с казахскими народными инструментами, вспомним музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
Повторение ранее изученного.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие музыкальные инструменты нам уже знакомы?
Слушаем звучание инструментов на узнование(скрипка,флейта,барабан)
Работа в группе
1.Игра «Найди музыкальный инструмент»
2. Работа по карточкам «определи звучание инструмента»
Слайд№2
Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на доску! Там мы видим инструменты. . Давайте их рассмотрим,как вы думаете какому народу относятся эти инструменты? Это казахские музыкальные инструменты
Тема урока сегодня : «Казахские музыкальные инструменты».
В настоящее время известно уже более 20 видов казахских музыкальных инструментов. Историю их происхождения, описание или упоминание о них можно встретить в различных литературных источниках дошедших до наших дней, рисунках, фотографиях. . Некоторые виды казахских музыкальных инструментов можно встретить в музеях Казахстана, Москвы и Санкт-Петербурга.
Слайд№3,4,5,6.
Музыка была неотъемлемой частью казахского народа и применялась различных ритуалах, обрядах, да и повседневной жизни начиная с рождения ребенка и заканчивая похоронным обрядом.
Условно казахские музыкальные инструменты можно разделить на пять основных групп: струнные, духовые, язычковые, ударные и инструменты с использованием колокольчиков.
Слайд№7 видео «домбра»
Струнные казахские музыкальные инструменты:
1.казахский музыкальный инструмент Домбра - – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный
Существуют два приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн.(слушание звучание инструмента)
2.Казахский музыкальный инструмент Кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата. (слушание звучание инструмента)
видео-ролик «кобыз»
Слайд№8
3.казахский музыкальный инструмент Жетыген - казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. (слушание звучание инструмента)
4.казахский музыкальный инструмент Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры,
его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса.
(слушание звучание инструмента)
Слайд№6
Язычковый казахский музыкальный инструмент:
5.казахский музыкальный инструмент Шанкобыз - металлический язычковый казахский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую лиру. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. В далеком прошлом при камлании шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.
(слушание звучание инструмента)
Видео «Музыкальные инструменты» №11
Физминутка. Танцевальная разминка. Девочки выполняют движения казахского танца, а мальчики имитируют игру на домбре под музыку.
Слайд№9
Духовые казахские музыкальные инструменты
6.казахский музыкальный инструмент Саз сырнай - старинный духовой казахский музыкальный инструмент ,глинянный сосуд с одним тремя отверстиями, его тембр - мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, (слушание звучание инструмента)
видео-ролик «сазсырнай»
7.казахский музыкальный инструмент Сыбызгы - широко распространенный казахский музыкальный инструмент в народном быту. Изготавливался из камыша, дерева. (слушание звучание инструмента)
видео-ролик «сыбызгы»
Слайд№10
Ударный казахский музыкальный инструмент:
8.казахские музыкальные инструменты Дабыл (даулпаз) — казахский национальный ударный инструмент типа литавры. Представляет собой ободок с рукояткой, обтянутый с двух сторон кожей. В древности у казахов были широко распространены ударные инструменты
(слушание звучание инструмента)
видео- ролик «даулпаз»
Путешествие по музею «Казахских народных музыкальных инструментов»
видео- ролик « Музей»
1.Какие музыкальные инструменты вам больше всего понравились или запомнились?
Закрепление нового материала.
видео-ролик «Узнай казахский народный инструмент». № 11
Задание на интерактивной доске «Узнай казахский народный инструмент». Ребята выполняют задание
Групповая работа
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! Вы сегодня очень хорошо поработали! Сегодня на уроке мы узнали какие есть музыкальные инструменты у нас в Казахстане.
Скажите, ребята, у музыкальных инструментов есть ли окраска звука?
Да, средства музыкальной выразительности.
Вот представьте, если бы у нас вся природа была одного цвета, она была бы красива?
Нет, было бы все однообразно и скучно.
Вот и у каждого музыкального инструмента есть свой окрас. У вас на партах лежат инструменты, подумайте и разукрасьте их в тембровые
цвета. (на партах лежат листы с изображением инструментов и цветные карандаши)
Слайд №1 Звучит музыка, дети разукрашивают
Призентация работ.
Послушайте мелодию и догадайтесь что это за произведение?
А,сейчас все вместе исполним песню «Любимая домбра»
Слайд №11
Рефлексия: напишите на стикерах ваши ответы и прекрепите на ваши рисунки.
Оценить работу детей
Слайд №3
Учитель: Играя на этих инструментах, исполняя произведения, казахский народ передавал различные чувства и горя, и радости, и счастья! Так пусть же у народа Казахстана будет только счастье, мир и процветание!