Конспект
учителя музыки Прохоровой Ольги Петровны
1 класс урок №8 «Музыкальные инструменты»
МБОУ Емельяновская СОШ №1
Дата урока: 19.11.2014 года
Коллектив: учащиеся 1 «А» класса
Тема урока: «Музыкальные инструменты» 1 четверть
Место урока в системе уроков: текущий
Цели урока: Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано
Задачи урока:
- закрепить понятие оркестр;
- закрепить понятия дирижёр;
- работать над чистотой интонирования;
- развивать у детей умение чувствовать характер музыки,
- развивать у учащихся чувство кантилены, округленности звука;
- развивать чувство ритма;
- развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;
- познакомить с тембрами отдельных инструментов;
- развивать музыкальный кругозор;
- способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству;
- развивать интерес к музыкальным инструментам: свирель; флейта, гусли, арфа, фортепиано;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Тип урока: урок-игра, с элементами закрепления материала и систематизации знаний.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная
Возрастная категория: 1 класс
УМК:
- Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса, авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: М.,Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2010;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2010)
Музыкальный материал:
«Во кузнеце» р.н.п-наигрыш (свирель);
«Кукушка» Л.-К . Дакена (арфа);
«Былинные наигрыши» Д. Локшин (гусли)
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» Х-В Глюк (флейта)
«Вальс» П.И. Чайковский (фортепиано)
«Мамочка» сл. Ивановой муз. Ермакова
Изобразительный ряд: солист, дирижёр, игра «Каламбур», «Дирижёр», оркестры.
Дополнительный материал, оборудование: компьютер, мультимедийный экран, проектор
План урока:
- Приветствие.
- Музыкальные инструменты
- Симфонический и народный оркестры
- Игра «Дирижёр»
- Игра «Узнай солиста»
- Игра «Каламбур»
- Вывод
- Музыкальная физ.пауза
- Распевка
- Исполнение и разучивание песни
- Рефлексия (итог урока)
Ход урока:
Учитель: Ребята у нас сегодня гости. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы. А урок у нас сегодня необычный урок-игра. А вы любите играть?
Ученики: Ответы
Учитель: Внимание на экран! Что вы видите на слайде?
Ученики: Музыкальные инструменты
Учитель: Представьте, что у вас в руках музыкальные инструменты. Как будет называться наш коллектив?
Ученики: Оркестр
Учитель: На подиуме (возвышенности) перед оркестром стоит человек. Как он называется? Зачем он нужен?
Ученики: Дирижёр
Учитель: Может ли человек играть на музыкальном инструменте или петь на сцене один?
Решим эту проблему все!
Ученики: Солист
Учитель: Для закрепления понятий СОЛИСТ И ДИРИЖЁР поиграем в игру «Дирижёр».
А теперь представьте, что наш класс – оркестр».
Весь класс хлопает в ладоши, а тот на кого укажет
дирижёр, поднимается и чётко проговаривает:
«Я солист, пою один, сам себе я господин».
Оркестры бывают разные.
Какие оркестры мы знаем?
Ученики: Симфонический и народный
Учитель: Как вы думаете, могут ли музыкальные инструменты симфонического оркестра быть в народном? Решим эту проблему все!
Ученики: нет
Учитель: Игра «Узнай солиста»
Узнать инструмент можно по его тембру. Вам музыкальная загадка. Какой инструмент солирует?
Какой характер музыки? (Звучит: «Во кузнеце» р.н.п-наигрыш)
Ученик: Свирель
Учитель: В каком оркестре есть этот инструмент?
Ученик: В народном
Учитель: Звучание какого музыкального инструмента из симфонического оркестра похожа свирель?
Ученик: Флейта
Учитель: Какой инструмент звучит? Какой характер музыки?
(Звучит: «Кукушка» Л.-К. Дакен)
Ученик: Арфа
Учитель: Из какого оркестра этот инструмент?
Ученик: Из симфонического
Учитель: Какой инструмент звучит? Какой характер музыки? (Звучит: «Былинные наигрыши»
Д. Локшин)
Ученик: Гусли
Учитель: В каком оркестре есть этот инструмент?
Ученик: В народном
Учитель: Звучание, какого музыкального инструмента из симфонического оркестра похож гусли?
Ученик: Арфа
Учитель: Что за инструмент звучит? Какой характер музыки? (Звучит: «Вальс» П.И. Чайковский)
Ученик: Фортепиано
Учитель: Из какого оркестра этот инструмент?
Ученик: Из симфонического
Учитель: Чтобы запомнит названия инструментов поиграем в игру «Каламбур».
Поиграем в игру «Каламбур». Из предложенных букв вам надо составить названия музыкального инструментов и разделить их на 2 группы: симфонический оркестр или народный оркестр. И Г Л С У
Ученик: Гусли
Учитель: К какому оркестру относится?
Ученик: (народный)
Учитель: Р А Ф А
Ученик: Арфа (симфонический)
Учитель: РИСЛВЬЕ
Ученик: СВИРЕЛЬ (народный)
Учитель: Отгадайте загадку:
Я стою на 3-х ногах ноги в чёрных сапогах
Зубы белые педаль. Как зовут меня?
К какому оркестру относится?
Ученик: РОЯЛЬ (симфонический)
Учитель: Музыкальная физ.пауза (звучит «Раз ладошка» минус)
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть,
Встань красиво, подтянись
И немножко улыбнись.
Следующий ЭТАП урока.
Упражнения на дыхание—шарики
Распевка:
Андрей-воробей не гоняй голубей
Гоняй галочек из под палочек (весело- грустно)
Учитель: На предыдущем уроке мы выучили первый куплет песни. Как она называется?
Какому празднику она посвящена?
Ученик: Песня «Мамочка". «Дню матери».
Учитель: Разучивание 2 куплета песни "Мамочка".
Учитель:
- Скажите когда мы исполняем песню вместе как нас называют? (ХОР)
- Можно ли эту песню петь с солистом? (ДА)
- Приведите примеры из жизни где ваш класс пел хором с солистами? (Школьный конкурс: БИТВА ХОРОВ)
Учитель: Рефлексия:
- - Как называется группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр)
- - Какие виды оркестра мы знаем? (народный и симфонический)
- - Кто такой дирижёр? (управляющий оркестром)
- -Как называется человек который поёт или играет на музыкальном инструменте один? (солист)
- -какой вывод можно сделать о музыкальных инструментах и оркестрах?
Ученик: Есть инструменты входящие в состав народного, а есть и симфонического оркестра
Учитель: Наш урок окончен. Молодцы ребята! Благодарю вас за работу. До свидания!