Мир музыки - богат и разнообразен. Чтобы разбираться в нем, нужно знать элементарную музыкальную грамоту. Мы живем в огромном мире наполненном различными звуками. Звучит все: техника, природа. Но истинно красиво звучит музыка. Что делает ее такой? Без чего музыка не сможет существовать? Музыкальные инструменты - это бесценные сокровища творящие чудеса со звуком. Без музыкальных инструментов мы не услышали бы той красоты, которую дарит нас музыкальное искусство. Знать историюпроисхождения инструментов, их особенности звучания, их значимость должны со школьной скамья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальные инструменты »
Конспект урока по музыке
Учитель музыки МБОУ ООШ №20
г.Каменск-Шахтинский мкр.Лиховской
Квачёва Ольга Михайловна
Тема урока:Музыкальные инструменты.
Цель урока:
1. Умножить знания учащихся о музыкальных инструментах, их классификации.
2. Совершенствовать развитие слухового восприятия тембров различных музыкальных инструментов, внимание при прослушивании музыкальных фрагментов.
4. Способствовать формированию интереса к музыкальному искусству.
Задача урока : Совершенствовать умения и навыки учащихся, различать тембры музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: Дебюсси К. «Лунный свет», И.С. Бах «Шутка», И.С. Бах Токката ре минор, Свиридов Г. «Время вперед».
Техническое оснащение: видеопроектор.
Ход урока:
(СЛАЙД 1)
Невероятно, волшебно, необыкновенно, волнующе, сказочно и увлекательно музыка может изображать бурлящий поток, все на своем пути увлекающий, волнующееся море, раскаты грома , сверкание молний, мерное течение ручейка, восход солнца и многое другое. Все это волшебство рождается с помощью музыкальных инструментов. На этом уроке мы совершим путешествие в страну музыкальных инструментов. Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты» . На земном шаре трудно найти народ, у которого не было бы своей культуры и своих музыкальных инструментов. Откуда произошли музыкальные инструменты? Кто их создал? Об этом мы узнаем из стихотворения, которое я вам прочитаю.
(Звучит музыка Дебюсси К. «Лунный свет»)
«Это было…»
Это было, не помню когда. Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил, сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды, собирая лесные плоды,
И одежду из шкур носил. Свой костер ни на миг не гасил.
И когда сидел у огня после долгого трудного дня,
То всегда напевал одно: «Онна-но! Онна-но! Онна-но!»
Шел однажды он вдоль реки, у которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег в руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках- вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету и тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня после долгого трудного дня,
И играл на тростинке одно: «Онна-но! Онна-но! Онна-но!»
Шел он как-то за зверем на луг, нес в руке круто согнутый лук.
И направлена в зверя была остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву – мертвый зверь упал на траву.
Было слышно, как пела едва, чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня после долгого трудного дня,
И звенел тетивою одно: «Онна-но! Онна-но! Онна-но!»
Шел он лесом, сквозь бурелом. В ствол, поваленный, с круглым дуплом
Человек застучал, что есть сил - гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола он упругою кожей вола.
И потом сидел у огня после долгого трудного дня,
И стучал в барабан свой одно: «Онна-но! Онна-но! Онна-но!»
И проходит за веком век. И могучим стал человек.
Он построил себе города. Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел- но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих, духовых и ударных своих.
Песню ветра воды и огня, песню ночи, и песню дня.
Эй, все вместе споем заодно: «Онна-но! Онна-но! Онна-но!»
Я возвращаюсь к своему вопросу: Откуда произошли музыкальные инструменты? Кто их создал?
(Ответ)
Все музыкальные инструменты можно разделить на 4 группы по способу звукоизвлечения (ударные, духовые, струнные и клавишные). Ребята, давайте вспомним названия известных вам музыкальных инструментов и расставим их в таблицу. (ответы)
Самостоятельная работа. (Чертить таблицу)
Ударные
Духовые
Струнные
Клавишные
Барабаны
Бубен
Ложки
Тарелки
треугольник
Труба
Флейта
Кларнет
Саксофон
фагот
Скрипка
Арфа
Балалайка
Гитара
домра
Пианино
Баян
Аккордеон
Орган
гармошка
Давайте подробно рассмотрим каждую из групп музыкальных инструментов.
СЛАЙД 3-6
Звучащие от удара (ударные)
Ударные инструменты получили свое название оттого, что звук из них извлекается с помощью удара. В далекие времена, когда люди еще не знали никаких музыкальных инструментов, был замечено, что звук рождается от удара по камню или дереву. Конечно, это был не музыкальный звук, но от этого наблюдения зародилась самая древняя и самая многочисленная группа инструментов – ударная.
Звучащие от дыхания (духовые)
Духовые инструменты делятся на две группы: деревянные и медные. Звук у них возникает в результате колебания воздуха, который попадает вовнутрь корпуса.
Звучащие от струны (струнные)
Звук извлекается с помощью струн, натянутых параллельно корпусу.
4. Клавишные
Те инструменты, которые имеют клавиатуру, называются клавишными. Звук извлекается с помощью нажатия клавиш.
(Работа с электронной энциклопедией)
Игровой момент : «Угадай, какой инструмент звучит» (Музыкальные примеры : И.С. Бах «Шутка», И.С. Бах Токката ре минор, Свиридов Г. «Время вперед»)
При желании, каждый из нас может научиться играть на музыкальном инструменте. А мы с вами, прямо сейчас, превратимся в оркестр ударных инструментов. (игра по рядам)
Ребята, мы с вами забыли сказать о самом главном музыкальном инструменте. Что это за инструмент?
(Ответ)
Самым главным инструментом на свете является человеческий голос. Без него мы не сможем петь наши любимые песни. И сейчас мы споем песню «Добрые сказки».
Итог урока: Подведем итог нашего урока с помощью кроссворда. (Работа по группам)
Вопросы к кроссворду:
Русский народный музыкальный инструмент (Домра)
Звучащая геометрическая фигура (Треугольник)
Из чего состоит музыка (Звук)
Группа самых первых музыкальных инструментов (Ударные)
Царица музыки (Скрипка)
Король музыкальных инструментов (Орган)
ДОМРА
ТРЕУГОЛЬНИК
ЗВУК
УДАРНЫЕ
СКРИПКА
ОРГАН
Что понравилось на уроке? Чем интересен урок? Что нового узнали на уроке?