Иван Андреевич Крылов: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и соловей», «Кукушка и петух» и др. Сегодня я хочу напомнить вам очень интересную и, можно сказать поучительную для вас, ребята, и полезную басню Крылова «Квартет». Квартет - это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре любых музыканта. Четыре трубы - квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. Арфа, флейта, кларнет и скрипка тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт, и виолончель (четыре родственных смычковых инструмента). Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский - словом многие из уже известных нам композиторы. В «Квартете» Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель (только баснописец назвал виолончель басом, потому что виолончель - самый низкий басовый инструмент в струнном квартете). Вот эта басня. Слушаем. («музыка во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, никак между собой не согласованных, лишенных интонационной и ритмической определённости.) -Что вы можете сказать по поводу услышанной «музыки»? _В каких словах заключена мораль басни? -Действительно, чтобы стать музыкантом, исполнителем надо учиться. Ребята, оказывается, чтобы стать хорошими слушателями, ценителями и знатоками музыки - тоже надо учиться - что мы с вами и делаем и чем занимаемся на уроках музыки. -Действительно, «кто во что горазд» - «стиль» квартетной «музыки» горе – музыкантов из басни. А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов-исполнителей, самая разная музыка - медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная - звучит красиво, выразительно, увлекательно. В подтверждение моих слов я хочу предложить вам послушать квартет А.П.Бородина. Им написано только два квартета. Мы послушаем 2-ю часть из Квартета №2 2-я часть этого Квартета («Ноктюрн») – жемчужина русской песенной лирики, ценный вклад в сокровищницу инструментальной музыки. Прослушивание музыки -Что, ребята, вы можете сказать по поводу музыки этого Квартета? -Все ваши высказывания справедливы. По богатству мелодического разви- тия, лирическому характеру эту музыку можно сравнить с «Вокализом» Рахманинова, ощущение поющего человеческого голоса достигается звучанием струнных инструментов. Бывает, название ансамбля говорит сразу и о составе, и о количестве участников. Один не в счёт, тут ансамбль ни при чём – это СОЛИСТ. Ансамбль двух называется ДУЭТ. Ансамбль трёх - ТРИО. Ансамбль четырёх - КВАРТЕТ. Ансамбль пяти - КВИНТЕТ. Ансамбль шести - СЕКСТЕТ. Семи - СЕПТЕТ, восьми- ОКТЕТ. 4. Формирование вокальных навыков. (Работа с инструментом) Распевка класса. Исполнение песни «Чудо-музыка». Д. Кабалевский, стихи З.Александровой. 5. Итог урока. В заключении я хочу предложить вам Разгадать небольшой кроссворд и найти ключевое слово. 1.Мелодия, которая поётся голосом без слов. 2.Песня М.Глинки на стихи Н.Ку- кольника 3.Музыкально-хореографический спектакль. .4.Русский композитор, создатель двух струнных квартетов. 5.Литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, краткий пересказ оперы, балета. 6. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой - вокальной и оркестровой. 7. Отметка, обозначающая высшую оценку знаний. | - Эта музыка звучит некрасиво и нелепо. - Это трудно назвать музыкой, это просто набор звуков. - Это просто чепуха, а не музыка. -Это не музыка, а какая-то бессмыслица и фальшь. -«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей,- А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь». -Эта музыка прекрасна. -Эта музыка очень мелодичная, напевная. -Эта музыка спокойная и очень красивая. -Этот квартет я слушал с удовольствием, следил за развитием мелодии, мне всё было понятно. Учащиеся исполняют песню. Учащиеся работают с кроссвордом. | Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Слайд№10 Слайд№11 Слайд№12 Сдайд№13 |