kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Музыка в баснях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока музыки для учащихся  5 класса, обучающихся по ФГОС ООО. 

Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: "Музыка в баснях»

Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала

Цель:     Показать роль музыки в литературном жанре  «басня».

Задачи:     образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского

                  композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представления

                  учащихся о литературном   жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.

                 развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через

                 песенный   материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность  

                ребенка  на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян.

Материалы к   уроку:   Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: "Музыка в баснях»

Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала

Цель:     Показать роль музыки в литературном жанре  «басня».

Задачи:     образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского

                  композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представления

                  учащихся о литературном   жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.

                 развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через

                 песенный   материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность  

                ребенка  на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян.

Материалы к   уроку:   Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: "Музыка в баснях»

Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала

Цель:     Показать роль музыки в литературном жанре  «басня».

Задачи:     образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского

                  композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представления

                  учащихся о литературном   жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.

                 развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через

                 песенный   материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность  

                ребенка  на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян.

Материалы к   уроку:   Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Музыка в баснях" »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Учитель искусства Ярохно Т.А.


Класс: 5

Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: "Музыка в баснях»

Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала

Цель:     Показать роль музыки в литературном жанре  «басня».

Задачи:     образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского

                  композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представления

                  учащихся о литературном   жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.

                 развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через

                 песенный   материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

                воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность  

                ребенка  на произведениях музыкального и литературного искусства;

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян.

Материалы к   уроку:   Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).

Оформление доски:   Чтоб  музыкантом быть, так надобно уменье…

    Когда в товарищах согласья нет,

                                      На лад их дело не пойдёт,

                                     И выйдет из него не дело, просто мука.

                                И.А.Крылов

Литературный ряд:  И.А.Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный  ряд:  А.П.Бородин «Струнный  квартет №2», 3 часть

                  «Волшебный смычок» норвежская народная песня

Ход урока:

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята,  мы продолжаем изучение  темы четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». (Слайд №1)  На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” (вывешиваются на доске). Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня

Учитель: Кто написал эти басни?

Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов (Показ портрета И.А.Крылова) (Слайд №2)

Учитель: Басня – что же означает это слово? (ученики предлагают ответы)

Учитель: СпасибоИтак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно?  (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает).

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: (Слайд №3)Тема нашего урока звучит так «Музыка в баснях»

(запись на доске и в тетрадях).

Учитель: Что нам нужно выяснить на  уроке? Какова цель нашего урока?

Ученики: Выяснить, для чего нужна музыка в баснях, какую роль она играет в баснях.

Учитель: (Слайд №4) Цель нашего урока - выяснить роль  музыки в басне.

III. Работа по теме урока.

Учитель:  Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Ивана Андреевича Крылова, которая называется «Квартет» (Слайд №5)

Учитель: Что такое квартет? (Работа в парах по карточкам с теоретическим материалом)

Слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуютчетыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек

Учитель: (Слайд №6) Теперь вам понятно, что такое квартет?

 Учитель: Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты. В струнные квартеты входят инструменты, которые мы встречаем в симфоническом оркестре.

П.: Сейчас ребята сделают нам небольшое сообщение об этих инструментах.

У.: Королева оркестра – скрипка – самый распространённый струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» — говорили о ней музыканты ещё в XVIII веке.

У.: Быть может вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто – мягкий, грудной, выразительный. Сейчас альт получает всё большее распространение в качестве концертного инструмента.

У.: Виолончель очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Звук виолончели густой, сочный, певучий. По окраске он напоминает человеческий голос. Если скрипку или альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально на металлический шпиль, который упирается в пол, а музыкант играет сидя.

П.: А сейчас я вам расскажу древнегреческий миф о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные…

«Пан – по верованиям древних греков – бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов — гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание. Это было на склоне горы Тмол. Судьёй был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Пан закончил. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все присутствующие как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Закончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога – кифареда. А опечаленный Пан, побеждённый Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…»

Этот миф не только о том, что среди всех музыкальных инструментов струнные обладают самым красивым и выразительным звуком, но и том, как велика сила искусства. 


Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Учитель читает фрагмент басни (Слайд №7)

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

Тест.

    1. Сколько музыкантов участвуют в квартете?

2 .Из каких инструментов состоит квартет в басне?

3. К какому семейству они относятся по типу извлечения звука?

4. Из какого материала они сделаны?

5. Что лишнее? (скрипка, виолончель, контрабас, труба)


Анализ фрагмента.

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?

Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.



-Теперь, когда мы вспомнили, какие инструменты называют струнными - смычковыми, давайте прочитаем басню «Квартет» по ролям. (проигрываем басню со всеми движениями, используя три фрагмента «хаотической» квартетной музыки)

-Понравилась ли вам эта музыка? Можно ли вообще назвать это музыкой?

-Что необходимо, чтобы исполнять музыку? ( знать ноты, умение играть на музыкальном инструменте, умение слышать себя и того кто сидит рядом, уважая тех, кто слушает, не браться за то, что не умеешь)

 

-Так как мы не музыканты, мы исполним квартет доступными нам средствами: бас – топает, альт – хлопает, скрипки – стучат карандашом. ( исполняем квартет на песне «В траве сидел кузнечик» )

-Мы прочитали басню Крылова, сами попробовали сыграть квартет, а теперь пришло время послушать настоящую музыку, в исполнении настоящих музыкантов. ( слушаем А.Бородин Второй квартет фрагмент 3 части без объявления названия и имени автора)


Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Звучание каких инструментов вы услышали? (варианты ответов детей)

-Какая эта музыка по характеру? ( спокойная, умиротворённая)

-Что хочется делать, слушая эту музыку, а что не хочется? Почему?

-Какие картины природы вы представляете себе, слушая это произведение?


Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни

(ученики отвечают)

Учитель: Это произведение написал Александр Порфирьевич Бородин – русский ученый-химик (Слайд №11) Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в   1833 году. Его мать, простая женщина, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написал первое музыкальное произведение. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Мы послушаем «Струнный квартет №2». При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

IV. Физкультминутка.

V. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (Слайд №17)

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учитель: Давайте, мы тоже объединимся в квартеты   и исполним песню. (Слайд №18)

Исполнение песни «Волшебный смычок»

Повторение мелодии.

Исполнение по ролям. 

Учитель: Ребята, я предлагаю вам тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас  внимательно прочитать и выбрать верный ответ.

 Тестирование. (Слайд №19, №20)

VI. Итог урока:

Учитель: И в завершение   подведём итог,  вернемся к цели нашего урока

 (вернуться к слайду №4). Какую роль играет  музыка в басне?

Ученики: Музыка играет в басне главную роль?

Учитель: Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Ученики: Нет.

Учитель: Какое значение имеет  музыка для литературы?

Ученики: Музыка обогащает литературу.

Учитель: C творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Ученики: С творчеством А. П. Бородина

Учитель: Что такое квартет? Какие квартеты звучали на уроке?

Ученики: Квартет – это музыка, в исполнении которой участвуют 4 исполнителя или

 4 инструмента. На уроке звучали инструментальные и вокальные.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку. (Слайд №21)

VII. Домашнее задание: Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет»

VIII. Музыкальное прощание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Музыка в баснях"

Автор: Ярохно Татьяна Александровна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока музыки"Музыка в баснях""
    ["seo_title"] => string(39) "konspekt_uroka_muzyki_muzyka_v_basniakh"
    ["file_id"] => string(6) "617604"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668686337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока  "Музыка -главный герой басни""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekturokamuzykaghlavnyighieroibasni"
    ["file_id"] => string(6) "280684"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453399145"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по литературе. Басни И.А. Крылова "Ворона и лисица". 4  класс. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisitsa-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102346"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402499150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по литературе по теме "Стрекоза и муравей" И. Крылов "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-po-tiemie-striekoza-i-muraviei-i-krylov"
    ["file_id"] => string(6) "210429"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431438492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства