kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока чтения.Тема урока И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока:

Знакомство учащихся с басней И. А. Крылова « Ворона и Лисица».

Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, фото памятника И. А. Крылову, аудиозапись басни, иллюстрация к басне.

Ход урока:

1) Организационный момент.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник этот создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом. Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери – это герои его басен. Это первый в России памятник литератору. Он был открыт в торжественной обстановке в 1855 году.

Иван Андреевич Крылов имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло больше 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня мы посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.

2) Проверка домашнего задания. (выразительное чтение басни).

Учитель: Что высмеивает Крылов в этой басне?

Учитель: А что такое басня?

Ученики: Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т. п.

Учитель: На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?

Ученики: На сказку.

Учитель: В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль?

Ученики: Это поучительный вывод в художественном произведении.

Учитель: Я хочу прочитать вам древнюю китайскую басню. Послушайте ее внимательно.

«Сова покидает свой дом».

Однажды сова повстречалась с голубем.

- Куда направляешься? – спросил голубь.

- Улетаю на восток, - сказала сова.

- Почему? – удивился голубь.

- Здесь никому не нравится, как я кричу, - ответила сова. – Поэтому я решила перебраться на восток.

- Если ты сможешь изменить свой голос, тогда всё будет хорошо. Но если не сможешь, то и на востоке никто не будет любить тебя.

Учитель: Подумайте, какова мораль этой басни? (ответы детей)

3) Сообщение темы урока.

- Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Вот, например, басня «Ворона и Лисица».

А) Чтение басни учителем.

Б) Беседа.

- Понравилась ли вам басня?

- Что особенно понравилось в басне?

- О чем это произведение - о хорошо нам знакомых птице и животном или о чем-то ином?

- Какие иллюстрации можно нарисовать к этой басне?

4)  Физкультминутка.

5)  Работа по усвоению нового материала.

А) Чтение басни учащимися про себя.

Б)  Словарная работа.

«Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.

«Льстец»- льстивый человек.

«Не впрок»- не на пользу.

- Как вы понимаете слово «взгромоздясь»?

- Какими другими словами можно заменить это слово, близкими по значению?

В) Отработка выразительности чтения.

а) чтение за диктором;

б) чтение в парах;

в) чтение басни вслух учащимися.

- Чье чтение понравилось вам больше всего? Почему?

- Посмотрите на иллюстрации к басне. Найдите и прочитайте отрывки, которые изображены на них.

6) Углубление знаний учащихся о писателе.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, сколько басен написал Крылов? Крылов создал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, ими зачитывались императоры Александр Первый и Николай Второй. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их было 23. отгадайте название басен, вошедших в эту книгу, найдя пару.

Вороны              Куры

Волк                  Повар

Орел                 Ягненок

Кот                 Лисица

Ответ: Ворона и Лисица, Волк и Ягненок, Орел и Куры, Кот и Повар

Учитель: Я вам уже рассказывала о том, что И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для своих басен у других баснописцев. Сейчас я вас познакомлю с басней Лафонтена «Ворон и Лисица». Вы послушайте ее и подумайте, в чем же отличие двух произведений.

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своём клюве сыр.

Дядюшка лис, привлечённый запахом

Повёл с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, -

То вы Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв – и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, -

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

Ученики отвечают на вопрос учителя. Сравнивают басни, находят различия. Оценивают их по своим впечатлениям.

7) Итог урока.

-Понравилась ли вам басня «Ворона и Лисица»?

- Чему она нас учит?

Оценки за урок. Домашнее задание: Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к ней (по желанию).

- Понравился ли вам урок? Почему?

8) Рефлексия.

Задание «Кто сказал?»

На карточках записаны слова. Желающий из класса вытаскивает одну карточку и отвечает на вопрос.

1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица из басни «Ворона и Лисица»)

2. «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышка из басни «Мартышка и очки»)

3. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей»)

4. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка из басни «Квартет»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения.Тема урока И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» »

Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока:

Знакомство учащихся с басней И. А. Крылова « Ворона и Лисица».

Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, фото памятника И. А. Крылову, аудиозапись басни, иллюстрация к басне.


Ход урока:

1) Организационный момент.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник этот создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом. Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери – это герои его басен. Это первый в России памятник литератору. Он был открыт в торжественной обстановке в 1855 году.

Иван Андреевич Крылов имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло больше 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня мы посвятим нашу встречу этому уникальному человеку.

2) Проверка домашнего задания. (выразительное чтение басни).

Учитель: Что высмеивает Крылов в этой басне?

Учитель: А что такое басня?

Ученики: Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т. п.

Учитель: На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?

Ученики: На сказку.

Учитель: В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль?

Ученики: Это поучительный вывод в художественном произведении.

Учитель: Я хочу прочитать вам древнюю китайскую басню. Послушайте ее внимательно.

«Сова покидает свой дом».

Однажды сова повстречалась с голубем.

- Куда направляешься? – спросил голубь.

- Улетаю на восток, - сказала сова.

- Почему? – удивился голубь.

- Здесь никому не нравится, как я кричу, - ответила сова. – Поэтому я решила перебраться на восток.

- Если ты сможешь изменить свой голос, тогда всё будет хорошо. Но если не сможешь, то и на востоке никто не будет любить тебя.

Учитель: Подумайте, какова мораль этой басни? (ответы детей)

3) Сообщение темы урока.

- Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Вот, например, басня «Ворона и Лисица».

А) Чтение басни учителем.

Б) Беседа.

- Понравилась ли вам басня?

- Что особенно понравилось в басне?

- О чем это произведение - о хорошо нам знакомых птице и животном или о чем-то ином?

- Какие иллюстрации можно нарисовать к этой басне?

4) Физкультминутка.

5) Работа по усвоению нового материала.

А) Чтение басни учащимися про себя.

Б) Словарная работа.

«Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.

«Льстец»- льстивый человек.

«Не впрок»- не на пользу.

- Как вы понимаете слово «взгромоздясь»?

- Какими другими словами можно заменить это слово, близкими по значению?

В) Отработка выразительности чтения.

а) чтение за диктором;

б) чтение в парах;

в) чтение басни вслух учащимися.

- Чье чтение понравилось вам больше всего? Почему?

- Посмотрите на иллюстрации к басне. Найдите и прочитайте отрывки, которые изображены на них.

6) Углубление знаний учащихся о писателе.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, сколько басен написал Крылов? Крылов создал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, ими зачитывались императоры Александр Первый и Николай Второй. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова, в ней их было 23. отгадайте название басен, вошедших в эту книгу, найдя пару.

Вороны Куры

Волк Повар

Орел Ягненок

Кот Лисица

Ответ: Ворона и Лисица, Волк и Ягненок, Орел и Куры, Кот и Повар

Учитель: Я вам уже рассказывала о том, что И. А. Крылов часто заимствовал сюжеты для своих басен у других баснописцев. Сейчас я вас познакомлю с басней Лафонтена «Ворон и Лисица». Вы послушайте ее и подумайте, в чем же отличие двух произведений.

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своём клюве сыр.

Дядюшка лис, привлечённый запахом

Повёл с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, -

То вы Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв – и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает, -

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

Ученики отвечают на вопрос учителя. Сравнивают басни, находят различия. Оценивают их по своим впечатлениям.

7) Итог урока.

-Понравилась ли вам басня «Ворона и Лисица»?

- Чему она нас учит?

Оценки за урок. Домашнее задание: Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к ней (по желанию).

- Понравился ли вам урок? Почему?

8) Рефлексия.

Задание «Кто сказал?»

На карточках записаны слова. Желающий из класса вытаскивает одну карточку и отвечает на вопрос.

1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица из басни «Ворона и Лисица»)

2. «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышка из басни «Мартышка и очки»)

3. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза из басни «Стрекоза и Муравей»)

4. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка из басни «Квартет»).

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока чтения.Тема урока И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Автор: Орлова Монира Ильясовна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства