kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Музыка -главный герой басни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ.

Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более                                              выразительными, красочными, интересными.

Задачи:

  • образовательная: подчеркнуть роль музыки в поэтическом жанре;
  • развивающая: развитие вокально-хоровых навыков;
  • воспитательная:  воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слушать музыку, формирование осознанного отношения к извлекаемой из басни морали.

Тип урока: знакомство с новой темой

Вид урока: интегрированный

Музыкальный материал:

  • Музыкальное прочтение басни И.А.Крылова «Квартет»;
  • Фрагмент из 3-й части Квартета № 2 А.П.Бородина; 
  • «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;
  • иллюстрация «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ»;
  • иллюстрация  к басне «Квартет»;
  • портрет А.П.Бородина;
  • портрет И.А.Крылова. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыка -главный герой басни"»

Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ.

Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.

Задачи:

  • образовательная: подчеркнуть роль музыки в поэтическом жанре;

  • развивающая: развитие вокально-хоровых навыков;

  • воспитательная: воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слушать музыку, формирование осознанного отношения к извлекаемой из басни морали.

Тип урока: знакомство с новой темой

Вид урока: интегрированный

Музыкальный материал:

  • Музыкальное прочтение басни И.А.Крылова «Квартет»;

  • Фрагмент из 3-й части Квартета № 2 А.П.Бородина;

  • «Волшебный смычок» норвежская народная песня.

Оборудование урока (ТСО, наглядность):

  • магнитофон;

  • иллюстрация «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ»;

  • иллюстрация к басне «Квартет»;

  • портрет А.П.Бородина;

  • портрет И.А.Крылова.

План классной доски (размещение демонстрационного материала):


«…. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела,  а это и составляет задачу искусства»

Ц.А.Кюи


Портрет Крылова Портрет Бородина


Иллюстрация к басне Иллюстрация струнного

квартета



Содержание урока

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Орг. момент –

2 мин.


Повторение пройденного материала



Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»



На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

«Здравствуйте, учитель!»









Попевка.





Введение в тему урока




3мин


































Знакомство с басней









3мин






Микро-вывод




Обсуждение


5мин









Знакомство с новым музыкальным термином


Как вы думаете, нужна ли литературе музыка?



Да многие из них писались специально для того, чтобы стать песнями. Представьте себе, что на каком – нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнет читать: Во поле береза стояла, во поле кудрявая….» и т.д. Смешно, правда? А с музыкой эти стихи прекрасно звучат.

Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Тема нашего 3 семестра «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» А эпиграфом к нашей теме будут слова, сказанные композитором и музыкальным критиком Цезарем Антоновичем Кюи «… При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела,  а это и составляет задачу искусства».

А тема урока – «Музыка – главный герой басни». Цель нашего урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.


Такие басни, в которых музыка – главное «действующее лицо», писал великий русский баснописец. Как вы думаете кто это? (* показ портрета)

Назовите басни И.А.Крылова, в которых музыка является составной их частью.


Давайте вспомним, что такое басня, а расскажет нам об этом Лапунов Н.










Сейчас мы познакомимся с одной из этих басен - это басня «Квартет». Давайте прочитаем её по ролям (*распределение ролей между учащимися)



В чём же особенность басни?

Какова мораль этой басни?


Правильно. Совсем не важно, кто и с кем сидит, если не умеешь играть на музыкальном инструменте…

А какие инструменты звучали в этой басне? (если затрудняются ответить, прочитать строки с басни «Достали нот, баса, альта, две скрипки…»)

К какой группе симфонического оркестра относятся эти инструменты?

Почему эта группа инструментов имеет такое название?



Правильно.

А вы знаете, почему басня называется «Квартет»?

Что такое «квартет» сейчас нам расскажет Бахарева Л.






Не так уж часто встречаются квартеты, состоящие из 4 – х труб или рояля, скрипки, виолончели и певца, или арфы, флейты, кларнета и скрипки.

Как звучит струнный квартет, если инструменты попадают в руки горе-музыкантов – мы уже представили. А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих профессионалов, (показать картинку с изображением музыкантов) можно исполнить прекрасную музыку. Давайте послушаем фрагмент из 3-й части Квартета № 2 А.П.Бородина.

Напомнить правила слушанья музыки. Во время звучания музыки мы не мешаем соседям. Свое мнение высказываем после того как прозвучит последний звук произведения. Во время слушания определите характер музыки.



Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями.































- Иван Андреевич Крылов


«Осел и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»


Басня – особый литературный жанр. Это краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Басенная нравоучительность подчеркивается тем, что в начале или конце обычно формулируется мораль — поучение, ради которого басня и писалась.



Прочтение по ролям с фрагментами хаотично звучащей музыки.


- В басне всегда есть мораль.

- Чтобы хорошо делать какое-либо дело – необходимо умение, старание, согласие.





- Две скрипки, альт, бас.


- К группе струнных смычковых.

- Потому что эти инструменты имеют струны, а звук из них извлекают с помощью смычка.


В басне было четыре исполнителя.

Слово КВАРТЕТ произошло от латинского слова КВАРТА (quarta), что в переводе на русский язык означает ЧЕТЫРЕ. Квартетом называют ансамбль из четырёх исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты




Диалог





























Метод наглядно – слухового показа.





















Ролевое прочтение.









Диалог.










Музыкально-теоретическая деятельность.

















Фрагмент из 3-й части Квартета № 2 А.П.Бородина.

(диск №8 -10) 4мин



Слушание.

Метод наглядно-слухового показа.

Микро-пауза

Обсуждение



4мин






Краткое знакомство с авторами.











Переход - подготовка к вокально-хоровой деятельности.

2 мин

3мин


Какое настроение создаёт эта музыка слушателям?

Что можно сказать о характере этой музыки? Как она звучит?

Что отличает эту прекрасную музыку от хаоса, воспроизводимого четырьмя незадачливыми «музыкантами» из басни Крылова?

Конечно же, выразительные интонации, образующие плавную, гибкую мелодическую линию, гармоничное слияние голосов, насыщенное звучание музыки.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но автор басни «Квартет» был не только хорошим баснописцем, но и неплохим музыкантом. Больше всего он любил играть именно в квартете. Современники вспоминали, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Таким же замечательным музыкантом был Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был так же талантливым учёным-химиком.

С какими инструментами мы сегодня познакомились. Об одном из этих инструментов у норвежского народа есть песня, которая называется «Волшебный смычок». Послушайте ее.

О каком музыкальном инструменте идет речь в этой песне

Правильно. Как вы думаете, почему у этой песни такое название – «Волшебный смычок»?



Как нужно исполнять эту песню?


Сейчас в качестве распевки мы исполним мелодию этой песни на слог «ЛЁ». При этом язычок должен быть остреньким



- Доброе, спокойное, умиротворённое.


- Плавно, распевно, душевно, лирично.



(*ответы учащихся)






















- о скрипке


- Потому что под музыку, которую исполнял музыкант-старичок, все танцевали, играли, смеялись и пели.


- Легко, весело, задорно.



Диалог - анализ.









Музыкально-историческая деятельность.

Распевание –


Работа над песней

«Волшебный смычок»

5мин

Исполнение в ансамбле с учащимися.



Работа с первым куплетом.



Исполнение мелодии песни на слог «ЛЁ»



Исполнение в ансамбле с учителем – 1куплеиа


Распевание


Вокально-хоровая деятельность.

Ритмическое «эхо», мелодической «эхо».

Работа над интонационной выразительностью исполнения

Итог –

5 мин.










Домашнее задание


Рефлексия


4мин


Итак, какой литературный жанр был сегодня в центре урока?

В чём особенность этого литературного жанра?

Какова же мораль басни «Квартет»?


Что такое квартет и от какого слова возникло это понятие?



Важна для литературы музыка? Почему?




Смог бы написать И.А.Крылов басню о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Таким образом мы ещё раз убедились, как важна для литературы музыка.

Прочитать рассказ К.Паустовского «Старый повар». Выделить моменты, которые связаны с музыкой.


Ребята, оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценки. Кто поставил «5»… Почему?

У нас на доске солнышко. Я еще раз включаю “Квартет” А.П. Бородина, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока.

Урок окончен

- Басня.

- В басне всегда есть мораль.

- Чтобы хорошо делать какое-либо дело – необходимо умение, старание, согласие.

- Это ансамбль, состоящий из четырёх исполнителей, слово кварта означает четыре.


Да. Они дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.


нет




Запись домашнего задания.



Дети комментируют оценки



Обобщение пройденного материала.











Самостоятельная деятельность учащихся.



Дорисуйте очертания рта:

радость  

грусть  

безразличие



























МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ









СТРУННЫЙ КВАРТЕТ















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Музыка -главный герой басни"

Автор: Бас Оксана Даниловна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация и конспект урока по теме: " Л.Н. Толстой " Прыжок"" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "153358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995700"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-l-n-tolstoi-byl-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "155474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства