пробуждение у детей духовного роста и интереса к музыке;
желание творить самостоятельно.
Задачи:
сформировать у детей слуховые и двигательные ассоциации на основе визуальных представлений детей о «характере», «контрасте», «движении» в музыке;
проявить интерес учащихся к элементам средств музыкальной выразительности;
развивать познавательные способности и потенциал детей, их мотивацию к творческой деятельности с помощью собственного музицирования;
развивать навыки коллективного музицирования.
Атрибутика урока: нотное приложение «Вместе с Октавиком», ритмические карточки, Т. Поплянова «Урок сольфеджио», «Регги-вальс» (прил. № 42),«Жуки и мотыльки» муз. А Березняк.
Технология: личностно- ориентированная.
1 этап - подготовительный Детям предлагается послушать «Вальс-шутку» Д. Шостаковича. Во время слушания педагог использует прием «класс-оркестр».
- Ребята, а теперь мы с вами послушаем, когда скрипачи играют «пиццикато», а когда извлекают звук смычком. Проследим звучание флейты, а потом «соло» трубы (на доске учитель обращает внимание ребят на слова-помощники «пиццикато», «соло»).
2 этап - практический (игра в оркестр). Класс делиться на три группы: струнные, флейты, трубачи. Каждая группа исполняет свою партию: дирижер-учитель, потом - ученик.
3 этап - творческое задание. Окружающий нас мир очень многообразен. Чтобы рассказать нам, художник создает картины красками. У музыканта - это звуки разных инструментов. Вы передавали свое впечатление о музыке словом, а теперь отразим его в цвете. На доске «палитра», вырезанная из половины листа ватмана. На ней сделаны разрезы. Перед палитрой, на подставке или столике, разложены фишки самых разных цветов, оттенков. Во время звучания музыки каждый подходит к палитре, берет фишку того цвета, который по его мнению созвучен этой музыке, и ставит его на палитру там, куда ему подсказывает его ощущение.
– Вот видите. Ребята, какую удивительную картину создала музыка, она звучит теми цветами, какими откликнулись наши души (дети слушают еще раз музыку, вглядываясь в «полотно»).
4 этап - развивающая игра «Жуки и мотыльки». В начале игры мы обсуждаем с ребятами. Как двигаются жуки, какие могут выполнять движения. Могут ли жуки громко топать? А мотыльки? Какие у них движения? Слушая «Танец жуков», дети определяют контраст характеров насекомых. Музыкальное сопровождение построено так, что продолжительность звучания каждой части уменьшается, и дети должны быстрее реагировать на смену музыки. С помощью движений дети выражают характер музыки, ее контрасты, услышать многочастность произведения.- А теперь мы с вами исполним «Регги-вальс», в котором мы тоже изобразим танец.
5 этап - практический. Детям предлагается исполнить танцевальную мелодию в различных вариантах:
на слоги «ля», «ту»;
цифрами;
с ритмическим аккомпанементом.
6 этап - коллективное музицирование. Исполнение пьесы всеми участниками.
7 этап - заключительный - Вы убедились, ребята, что музыка находиться в постоянном движении, что у нее есть скорость движения, есть своя высота, сочетание различных образов, настроений. Спасибо за урок, за ваше старание, за прекрасно звучащий оркестр (поощрение учащихся).