Интегрированный урок: «В мире красок и мелодий»
Форма проведения: урок-игра.
Участники: 4 класс.
Цель: развивать виды художественной и музыкальной деятельности.
Оборудование: бумага, краски, наглядный материал, музыкальные инструменты, музыкальный центр, раздаточный материал у уч-ся.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
Релаксация.
(На ладошках детей цветы двух цветов)
Уч-ль: На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вам он придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наше мероприятие.
Уч-ль: Наш урок соединил два важнейших вида искусства
Дайте им определения, послушав высказывание:
-Это греческое слово. Средство воплощения образов, чувств и настроения, дает портретные характеристики, рисует картины природы, отображает различные события с помощью звуков? (музыка)
-Вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира с помощью красок и кисти(изобразительное искусство)
Уч-ль: И музыка и живопись тесно связаны друг с другом. Наш урок называется «В мире красок и мелодий». Он пройдет в виде игры двух команд, которые будут показывать свои художественные и музыкальные способности.
Уч-ль: Посмотрите, кто к нам пришли?
Уч-ль: Да. Это Художник и Фея музыки. Они хотят вам, ребята,
кое-что рассказать.
Художник: Здравствуйте, ребята! Живопись – едва ли не древнейшее
из искусств, известных человеку. До наших дней дошли
изображения животных и людей, сделанных еще
первобытным человеком на стенах пещер.
С тех пор живопись стала спутником жизни человека.
Фея: Музыка - один из древнейших видов искусства. Она является образным
отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом
с колыбельной песней матери, сопровождает его во время
праздников, звучит в походах.
С утра до позднего вечера вы слышите музыку. Люди издавна
прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
Конечно, нам не обойтись без музыки. Когда нам грустно –
музыка поможет нам развеселиться, поддержит в трудную минуту.
Учитесь слушать музыку, юные друзья, развивайте свои
музыкальные способности.
Художник: Да, музыка и живопись живут вокруг нас.
Фея: Даже поэты заметили это и написали чудесные стихи.
Художник: Посмотрите, как прекрасен мир. (картины природы)
А что делает мир таким многоцветным?
Дети: Краски
Уч-ль: Правильно! Представляем Вам команду «Радуга» и «Семицветики» ! (Фанфары)
Уч-ль: Спасибо! Оценивать работы команд будет жюри в составе которого ваши старшие товарищи.
Уч-ль: От ребят требуется дисциплина, собранность, внимание. Ну что, готовы? Тогда по - моему сигналу, когда руки мои опущены - вы все вместе топаем ногами, когда я подниму руки вверх - громко кричим слово "Пуск!". Всем понятно задание? Начинаем…
Фея: Ребята! В нашем Королевстве Гармония живут замечательные веселые человечки.
Семь человечков голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
Фея Гармония: Давайте с ними познакомимся.
Уч-ль: Есть волшебный дом у нот,
Возле дома нет ворот.
Нотный стан зовут тот дом.
Мы расселим нотки в нем.
На доске нотный стан.
Пока дети читают стихи, Фея прикрепляет нотки на нотный стан.
Уч-ль: Нотный дом у нас готов,
В нем расселили всех жильцов.
Получился звукоряд.
И давайте-ка все ноты
Дружно назовем подряд.
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО
Уч-ль: Первый конкурс «Волшебные превращения». Ребята, перед вами ноты, какую геометрическую форму они имеют? Правильно. А с помощью карандаша мы можем превратить их в фигуры животных или другие предметы. Вот вам каждому заготовка и чья команда выполнит работу быстрей и интересней.
(под музыку рисуют всевозможных животных, выходят и демонстрируют рисунки)
Фея Гармония: Ребята! С помощью этих нот музыканты играют на различных инструментах. Давайте послушаем, какие музыкальные инструменты живут в нашем Королевстве?
Игра «Угадай музыкальный инструмент»
Детям дается возможность прослушать музыкальный отрывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, а затем назвать этот музыкальный инструмент. Угадывание сопровождается показом этих музыкальных инструментов и краткой информационной справкой.
Дети прослушивают звучание баяна, флейты, фортепиано, скрипки, гуслей.
Уч-ль: Следующее задание «Путаница». На этих карточках перепутались слова из мира музыки и живописи. Команда Радуга обведет слова только музыкальные, а Семицветики только связанные с рисованием:
(на карточке слова: нота, краски, портрет, песня, карандаш, композитор, цвет, мелодия, набросок, звук, художник, солист, эскиз, ансамбль, рисунок) – дети выполняют задание, жюри подводит итоги.
Уч-ль: Конкурс «Шумовой оркестр». Командам надо попытаться на музыкальных инструментах подыграть под известную мелодию. А жюри оценивает слаженность, ритмичность исполнения, правильное выражение характера музыки.
(уч-ся играют на музыкальных инструментах)
Уч-ль: Один из музыкальных инструментов, на которых вы играли – это деревянные ложки. А вы знаете, что ложки расписывают хохломской росписью. (показ)
Художник: Хохломская роспись по дереву – один из самых знамениты хрусских народных художественных промыслов и расположен он в нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи.
Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с золотом. золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна.
Вам задание расписать ложки, и что из этого получится вы нам покажете.
Уч-ль: Пока команды работают, болельщики будут отгадывать загадки,
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это? (барабан)
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент
Волшебный…(скрипка)
(учащиеся демонстрируют ложки)
Уч-ль: Сегодня к нам пришли танцы. Но вот беда, они так танцевали и веселились, что все буквы в их названиях рассыпались. Ваша задача их собрать, пока звучит музыка.
(Участникам даются конверты с буквами, они должны собрать название танцев за определенное время - кадриль, полька, танго)
Фея: Мы немножко засиделись. Пора сделать динамическую паузу. Все встали и выполняем движения под музыку.
(все танцуют по музыку)
Уч-ль: Конкурс: «Музыкальная заставка»
Уч-ль: Все вы любите смотреть телевизор, а потому вам знакомы многие передачи. Едва заслышав музыкальную заставку, вы уже знаете, какая передача начнется. Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны (на доске написаны телепередачи, звучат музыкальные заставки).
- Вести
- Прогноз погоды
- Поле чудес
- Танцы со звездами
- Спокойной ночи, малыши
- Смехопанорама
- Пока все дома
- Кто хочет стать миллионером
Уч-ль: Конкурс «Вопрос-ответ»
Художник: А сейчас мы побываем в музее картин. Я буду читать стихотворение командам, а вы должны добавить нужное слово и показать это на картинах. Только нужно сделать хлопок, если знаете ответ.
Если видишь - на картине
нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…( пейзаж).
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или сок в большом графине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…(натюрморт).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед, -
Обязательно картина
Называется. (портрет).
(учащиеся показывают на рисунках)
Уч-ль: «НАРИСУЕМ ПЕЙЗАЖ»
Уч-ль: Это был последний конкурс. Прекрасно команды справились с заданием. Жюри подводит итоги. А обе команды в знак дружбы и исполнения желаний споют песню «Волшебный цветок». Волшебный цветок – это те добрые поступки, которые вы совершаете каждый день.
Уч-ль: Незаметно пролетело время. Наша конкурсная программа подошла к концу. Сейчас жюри объявит окончательные итоги. Давайте же поддержим команды дружными аплодисментами
(песня «Волшебный цветок»)
Подведение итогов, награждение команд и болельщиков.
VI. Рефлексия
Учитель: Наше общение завершается.
- Если вы чувствовали себя на мероприятии комфортно, и у вас все получилось, то поднимите зеленую ленточку.
- Если все удавалось, но не сразу, – выберите желтую.
- Если трудных моментов было очень много, возьмите красную ленту.
Поднимите повыше. Давайте изобразим ветер. Я вижу, он получился ласковый, добрый, нежный, разноцветный.
- И это здорово!
Уч-ль: Сегодня мы увидели и убедились, что с помощью музыки и живописи жизнь человека преображается, становится интересней.
Фея:
Если хоть на миг
Исчезнут семь нот,
Как тогда наш мир
Без нот проживет?
Он будет сер, он будет пуст,
И воцарит повсюду грусть!
Фея Гармония:
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех!
Уч-ль: И сейчас мы дружно, вместе, подарим гостям песню «Радуга желаний»