kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по "Слушанию музыки" на тему "Отражение образа человека в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока преподавателя   МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского»   Беляевой И.В.

Предмет   «Слушание музыки»

Урок проводится с учащимися 3 класса семилетнего срока обучения

Тема урока: «Отражение образа человека в музыке»

Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке

Задачи урока:

1) определить способы отражения образа человека в музыке;

2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;

3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;

4) расширить музыкальный кругозор учащихся.

Тип урока: Сообщение,  усвоение новых знаний. Интегрированный.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD  - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.

Ход урока:

 

План открытого урока по «Слушанию музыки» преподавателя

МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского» г. Брянск

Беляевой И.В.

Урок проводится с учащимися 3 класса специальностей «Фортепиано»  и «Вокал».

Тема урока: «Отражение образов человека в музыке»

Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке

Задачи урока:

1) определить формы отражения образа человека в музыке;

2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;

3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;

4) расширить музыкальный кругозор учащихся.

Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD  - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Уч.- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по «Слушанию музыки » будет посвящён раскрытию образов человека в музыке. Мы с вами уже 2 года занимаемся этим предметом и изучили достаточно большое количество музыкальных образов. Давайте сейчас их перечислим.

Дети-Образы игрушек, сказочные образы, фантастические образы, образы животных, образы природы, образы любви, музыка в церкви.

Уч.-Сегодняшняя тема – особенная. Потому что человек, люди – это мы с вами. И, по сути дела, на сегодняшнем уроке мы будем изучать самих себя.  Я думаю, что это будет очень интересно.

  1. Знакомство с человеком. Его облик. Образ – портрет.

Уч.-Мне хочется задать вам один вопрос. Как же всё-таки композитор в своём музыкальном произведении рисует образ человека? Скорее всего, ответа на этот вопрос вы сейчас не сможете дать. И к этому вопросу я вернусь в конце урока. А сейчас давайте представим, что мы знакомимся с новым человеком. На что мы обращаем, прежде всего, внимание?

Дети -На его внешность или по-другому – на его облик.

Уч.- Верно. И, когда впоследствии мы вспоминаем этого человека, мы в своей памяти воссоздаём облик или портрет человека. Такой же портрет может нарисовать и композитор. Слушая его произведение,  мы явно представляем  чьё либо изображение. Такой портрет Девы Марии нарисовал итальянский композитор 16 века Джулио Каччини. (Слушание:  «Аве Мария»).

Уч.-Какой портрет можно представить с образом Марии? Какой облик рисует композитор? (Демонстрация репродукции из журнала «Художественная галерея»).

 Дети - светлый, чистый, умиротворённый, спокойный.

Уч.- Какие инструменты аккомпанируют исполнительнице?

Дети - орган.  

Повесить на доску слово – облик.  (Приложение №1)     

3. Отображение в музыке рода занятий человека, его профессии.

Уч.-Вернёмся к знакомству с человеком. Увидя его облик, мы начинаем постепенно с ним знакомиться. И можем узнать, к примеру, чем этот человек занимается в жизни. Какова его профессия.  Так, П.И. Чайковский рисует образ человека через род его занятия в пьесе «Шарманщик поёт» из цикла «Детский альбом».

  Для какого инструмента написан цикл «Детский альбом»? 

Дети – фортепиано.

Уч.-Многие слушатели, познакомившись с этим циклом П.И. Чайковского, проникаются к нему особой симпатией и даже сочиняют слова к  пьесам.

Исполнение пьесы «Шарманшик поёт» учащимися (сл.В.Лунина)

Повесить на доску слово – профессия.(Приложение №1)

  1. Изображение человеческой речи в музыкальном произведении.

Уч.- Ближе знакомясь с человеком, мы начинаем замечать, характерные для него особенности. Такой особенностью может стать речь. И композиторы в своих произведениях очень умело пользуются приёмами изображения человеческой речи.

Давайте вспомним Оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Кто помнит содержание и какой номер из оперы мы уже изучали?

Дети – рассказывают сюжет оперы. Изучали «Марш Черномора»

Уч.- В этой опере одного из претендентов на руку Людмилы является Фарлаф. Он встречает на своём пути злую волшебницу Наину, которая обещает ему устранить Руслана и  все лавры победителя достанутся Фарлафу. И в этом Рондо Фарлаф заранее празднует свою победу.

Прослушивание «Рондо Фарлафа».

Уч.- Как можно охарактеризовать речь Фарлафа?

 Дети - торопливая, быстрая, суетливая, захлёбывается фразами, без передышки и остановок.

 

 

    Уч.-Как называется самый низкий мужской голос?

Дети –бас.

Уч. – для баса не характерны виртуозные партии в быстром темпе, с короткими длительностями. Этими средствами композитор старается изобразить торопливость речи Фарлафа.

Повесить на доску слово – речь.(Приложение №1)

  1. Движения человека. Их изображение в музыке.

Уч.- Помимо речи человека, мы можем обратить внимание на какие-то характерные для него движения. Я сейчас исполню пьесу, но названия говорить не буду. Ваша задача вспомнить это произведение.

Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»(пьеса была ранее прослушана)

 Уч.-Как называется эта пьеса? Кто автор? 

Дети – Д.Кабалевский «Клоуны».

Уч.-Какие движения могут делать клоуны под эту музыку?

Дети- жонглирование, кувыркание, кружение.

Уч. - Скольких клоунов рисует композитор? Обратить внимание на игру мажора и минора.

Дети – двое.

Повесить на доску слово – движение.(Приложение №1)

  1. Душевный мир человека. Проявление в музыке характера, нрава.

Уч.-Чем больше мы общаемся с человеком, тем ближе мы его узнаём. И после знакомства с его обликом, родом занятий, речью и движением мы начинаем узнавать его внутренний, душевный мир. Одним из самых главных показателей, раскрывающих человека, становится его характер. Музыканты достаточно часто изображают характер, нрав людей. И мы с вами уже знакомы с одним произведением, в котором показан один очень милый старичок. Что же это за произведение?

Дети -Песня «Весёлый старичок».

В исполнении учащихся звучит песня «Весёлый старичок»

Уч.- Каков же характер у старичка из песни? Давайте подберём подходящие характеристики по таблице эпитетов.

Дети-весёлый, жизнерадостный, добродушный.

Повесить на доску слово – характер.(Приложение №1)

  1. Человеческое настроение. Его изменчивость.

Уч.-Несмотря на общий характер человека, к примеру, весёлый, человек может испытывать в течение дня огромное количество самых разных эмоций. Настроение человека может меняться достаточно часто. Три разных настроения рисует в небольших пьесах С.С. Прокофьев. Я сыграю все 3 пьесы, ваша задача расположить их названия в нужной последовательности на доске.  (Вызвать одного человека к доске, потом результат проверить всем классом). (Приложение №2)

Уч.- Какими же композитор рисует настроение девочки? В пьесе «Плакса» мелодия двигается вниз. Что изображается композитором такой мелодией?

Дети – Как будто по щеке скатывается слеза.

  Уч.- Какой интервал создаёт резкое напряжённое звучание в пьесе «Злюка»?

Дети –Секунды.

 Уч.- В пьесе «Резвушка» какой темп помогает изобразить непоседу?

Дети -Быстрый темп.

Повесить на доску слово – настроение. (Приложение №1)

 

8.Обобщение.

Уч.-Как композитор рисует образ человека, что он может изображать? 

Дети -Облик, занятие, речь, движение, характер, настроение.

Уч.-Вспомните, какие произведения мы слушали, и кто их написал?

Дети – П.И.Чайковский «Шарманщик поёт», Д.Кабалевский «Клоуны», С.Прокофьев «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

9. Домашнее задание: - записать в тетрадь названия прозвучавших на                           уроке произведений и их авторов;

                                         - найти в своём репертуаре по специальности произведение (или вспомнить из, изученных ранее  на «Слушании музыки»), рисующее образ человека.

Уч.-Спасибо большое, ребята, вам за работу. Все работали хорошо, активно. Молодцы. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.; 1969.- 56с.
  2. Казанцева Л.П. Теория музыкального содержания.- Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. – 10с.
  3. Музыка: Энциклопедия. – М.: Олма-пресс, 2001.- 287с.
  4. Царева Н.А. Слушание музыки: методическое пособие. -М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 93с.
  5. Царева Н.А. Уроки госпожи  Мелодии : учебник для первого класса для детских музыкальных школ и школ искусств.- М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 80с.                                                                                                                                                                           
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по "Слушанию музыки" на тему "Отражение образа человека в музыке"»

План открытого урока преподавателя МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского» Беляевой И.В.

Предмет «Слушание музыки»

Урок проводится с учащимися 3 класса семилетнего срока обучения

Тема урока: «Отражение образа человека в музыке»

Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке

Задачи урока:

1) определить способы отражения образа человека в музыке;

2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;

3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;

4) расширить музыкальный кругозор учащихся.

Тип урока: Сообщение, усвоение новых знаний. Интегрированный.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.

Ход урока:






План открытого урока по «Слушанию музыки» преподавателя

МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского» г. Брянск

Беляевой И.В.

Урок проводится с учащимися 3 класса специальностей «Фортепиано» и «Вокал».

Тема урока: «Отражение образов человека в музыке»

Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке

Задачи урока:

1) определить формы отражения образа человека в музыке;

2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;

3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;

4) расширить музыкальный кругозор учащихся.

Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Уч.- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по «Слушанию музыки » будет посвящён раскрытию образов человека в музыке. Мы с вами уже 2 года занимаемся этим предметом и изучили достаточно большое количество музыкальных образов. Давайте сейчас их перечислим.

Дети-Образы игрушек, сказочные образы, фантастические образы, образы животных, образы природы, образы любви, музыка в церкви.

Уч.-Сегодняшняя тема – особенная. Потому что человек, люди – это мы с вами. И, по сути дела, на сегодняшнем уроке мы будем изучать самих себя. Я думаю, что это будет очень интересно.

  1. Знакомство с человеком. Его облик. Образ – портрет.

Уч.-Мне хочется задать вам один вопрос. Как же всё-таки композитор в своём музыкальном произведении рисует образ человека? Скорее всего, ответа на этот вопрос вы сейчас не сможете дать. И к этому вопросу я вернусь в конце урока. А сейчас давайте представим, что мы знакомимся с новым человеком. На что мы обращаем, прежде всего, внимание?

Дети -На его внешность или по-другому – на его облик.

Уч.- Верно. И, когда впоследствии мы вспоминаем этого человека, мы в своей памяти воссоздаём облик или портрет человека. Такой же портрет может нарисовать и композитор. Слушая его произведение, мы явно представляем чьё либо изображение. Такой портрет Девы Марии нарисовал итальянский композитор 16 века Джулио Каччини. (Слушание: «Аве Мария»).

Уч.-Какой портрет можно представить с образом Марии? Какой облик рисует композитор? (Демонстрация репродукции из журнала «Художественная галерея»).

Дети - светлый, чистый, умиротворённый, спокойный.

Уч.- Какие инструменты аккомпанируют исполнительнице?

Дети - орган.

Повесить на доску слово – облик. (Приложение №1)

3. Отображение в музыке рода занятий человека, его профессии.

Уч.-Вернёмся к знакомству с человеком. Увидя его облик, мы начинаем постепенно с ним знакомиться. И можем узнать, к примеру, чем этот человек занимается в жизни. Какова его профессия. Так, П.И. Чайковский рисует образ человека через род его занятия в пьесе «Шарманщик поёт» из цикла «Детский альбом».

Для какого инструмента написан цикл «Детский альбом»?

Дети – фортепиано.

Уч.-Многие слушатели, познакомившись с этим циклом П.И. Чайковского, проникаются к нему особой симпатией и даже сочиняют слова к пьесам.

Исполнение пьесы «Шарманшик поёт» учащимися (сл.В.Лунина)

Повесить на доску слово – профессия.(Приложение №1)

  1. Изображение человеческой речи в музыкальном произведении.

Уч.- Ближе знакомясь с человеком, мы начинаем замечать, характерные для него особенности. Такой особенностью может стать речь. И композиторы в своих произведениях очень умело пользуются приёмами изображения человеческой речи.

Давайте вспомним Оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Кто помнит содержание и какой номер из оперы мы уже изучали?

Дети – рассказывают сюжет оперы. Изучали «Марш Черномора»

Уч.- В этой опере одного из претендентов на руку Людмилы является Фарлаф. Он встречает на своём пути злую волшебницу Наину, которая обещает ему устранить Руслана и все лавры победителя достанутся Фарлафу. И в этом Рондо Фарлаф заранее празднует свою победу.

Прослушивание «Рондо Фарлафа».

Уч.- Как можно охарактеризовать речь Фарлафа?

Дети - торопливая, быстрая, суетливая, захлёбывается фразами, без передышки и остановок.





Уч.-Как называется самый низкий мужской голос?

Дети –бас.

Уч. – для баса не характерны виртуозные партии в быстром темпе, с короткими длительностями. Этими средствами композитор старается изобразить торопливость речи Фарлафа.

Повесить на доску слово – речь.(Приложение №1)

  1. Движения человека. Их изображение в музыке.

Уч.- Помимо речи человека, мы можем обратить внимание на какие-то характерные для него движения. Я сейчас исполню пьесу, но названия говорить не буду. Ваша задача вспомнить это произведение.

Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»(пьеса была ранее прослушана)

Уч.-Как называется эта пьеса? Кто автор?

Дети – Д.Кабалевский «Клоуны».

Уч.-Какие движения могут делать клоуны под эту музыку?

Дети- жонглирование, кувыркание, кружение.

Уч. - Скольких клоунов рисует композитор? Обратить внимание на игру мажора и минора.

Дети – двое.

Повесить на доску слово – движение.(Приложение №1)

  1. Душевный мир человека. Проявление в музыке характера, нрава.

Уч.-Чем больше мы общаемся с человеком, тем ближе мы его узнаём. И после знакомства с его обликом, родом занятий, речью и движением мы начинаем узнавать его внутренний, душевный мир. Одним из самых главных показателей, раскрывающих человека, становится его характер. Музыканты достаточно часто изображают характер, нрав людей. И мы с вами уже знакомы с одним произведением, в котором показан один очень милый старичок. Что же это за произведение?

Дети -Песня «Весёлый старичок».

В исполнении учащихся звучит песня «Весёлый старичок»

Уч.- Каков же характер у старичка из песни? Давайте подберём подходящие характеристики по таблице эпитетов.

Дети-весёлый, жизнерадостный, добродушный.

Повесить на доску слово – характер.(Приложение №1)

  1. Человеческое настроение. Его изменчивость.

Уч.-Несмотря на общий характер человека, к примеру, весёлый, человек может испытывать в течение дня огромное количество самых разных эмоций. Настроение человека может меняться достаточно часто. Три разных настроения рисует в небольших пьесах С.С. Прокофьев. Я сыграю все 3 пьесы, ваша задача расположить их названия в нужной последовательности на доске. (Вызвать одного человека к доске, потом результат проверить всем классом). (Приложение №2)

Уч.- Какими же композитор рисует настроение девочки? В пьесе «Плакса» мелодия двигается вниз. Что изображается композитором такой мелодией?

Дети – Как будто по щеке скатывается слеза.

Уч.- Какой интервал создаёт резкое напряжённое звучание в пьесе «Злюка»?

Дети –Секунды.

Уч.- В пьесе «Резвушка» какой темп помогает изобразить непоседу?

Дети -Быстрый темп.

Повесить на доску слово – настроение. (Приложение №1)



8.Обобщение.

Уч.-Как композитор рисует образ человека, что он может изображать?

Дети -Облик, занятие, речь, движение, характер, настроение.

Уч.-Вспомните, какие произведения мы слушали, и кто их написал?

Дети – П.И.Чайковский «Шарманщик поёт», Д.Кабалевский «Клоуны», С.Прокофьев «Плакса», «Злюка», «Резвушка».

9. Домашнее задание: - записать в тетрадь названия прозвучавших на уроке произведений и их авторов;

- найти в своём репертуаре по специальности произведение (или вспомнить из, изученных ранее на «Слушании музыки»), рисующее образ человека.

Уч.-Спасибо большое, ребята, вам за работу. Все работали хорошо, активно. Молодцы. До свидания!































Список литературы:

  1. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.; 1969.- 56с.

  2. Казанцева Л.П. Теория музыкального содержания.- Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. – 10с.

  3. Музыка: Энциклопедия. – М.: Олма-пресс, 2001.- 287с.

  4. Царева Н.А. Слушание музыки: методическое пособие. -М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 93с.

  5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии : учебник для первого класса для детских музыкальных школ и школ искусств.- М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 80с.






























Приложение №1

РЕЧЬ


ДВИЖЕНИЕ

ХАРАКТЕР

ОБЛИК

ЗАНЯТИЕ

НАСТРОЕНИЕ









Приложение №2

«ЗЛЮКА»



«ПЛАКСА»



«РЕЗВУШКА»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
План урока по "Слушанию музыки" на тему "Отражение образа человека в музыке"

Автор: Беляева Ирина Владимировна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Образы защитников Родины в музыке"
    ["seo_title"] => string(37) "obrazy-zashchitnikov-rodiny-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "278489"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453101802"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Музыка и другие виды искусства"
    ["seo_title"] => string(32) "muzyka-i-drughiie-vidy-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "264829"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449769511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (в соответствии с ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-1-4-klassov-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "318857"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460667871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Интегрированный урок "Тема обездоленного детства в искусстве XIX века" "
    ["seo_title"] => string(77) "intieghrirovannyi-urok-tiema-obiezdoliennogho-dietstva-v-iskusstvie-xix-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "105068"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402814196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства