План открытого урока преподавателя МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского» Беляевой И.В.
Предмет «Слушание музыки»
Урок проводится с учащимися 3 класса семилетнего срока обучения
Тема урока: «Отражение образа человека в музыке»
Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке
Задачи урока:
1) определить способы отражения образа человека в музыке;
2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;
3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;
4) расширить музыкальный кругозор учащихся.
Тип урока: Сообщение, усвоение новых знаний. Интегрированный.
Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.
Ход урока:
План открытого урока по «Слушанию музыки» преподавателя
МБУДО «Детская школа искусств №2 им. П.И.Чайковского» г. Брянск
Беляевой И.В.
Урок проводится с учащимися 3 класса специальностей «Фортепиано» и «Вокал».
Тема урока: «Отражение образов человека в музыке»
Цель урока: Раскрыть многоплановость проявлений образа человека в музыке
Задачи урока:
1) определить формы отражения образа человека в музыке;
2) закрепить навык восприятия музыкального произведения через образ;
3) отработать навык анализа музыкально-выразительных средств в музыкальном произведении;
4) расширить музыкальный кругозор учащихся.
Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный.
Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD - проигрыватель, таблицы эпитетов, магнитная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
Уч.- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по «Слушанию музыки » будет посвящён раскрытию образов человека в музыке. Мы с вами уже 2 года занимаемся этим предметом и изучили достаточно большое количество музыкальных образов. Давайте сейчас их перечислим.
Дети-Образы игрушек, сказочные образы, фантастические образы, образы животных, образы природы, образы любви, музыка в церкви.
Уч.-Сегодняшняя тема – особенная. Потому что человек, люди – это мы с вами. И, по сути дела, на сегодняшнем уроке мы будем изучать самих себя. Я думаю, что это будет очень интересно.
- Знакомство с человеком. Его облик. Образ – портрет.
Уч.-Мне хочется задать вам один вопрос. Как же всё-таки композитор в своём музыкальном произведении рисует образ человека? Скорее всего, ответа на этот вопрос вы сейчас не сможете дать. И к этому вопросу я вернусь в конце урока. А сейчас давайте представим, что мы знакомимся с новым человеком. На что мы обращаем, прежде всего, внимание?
Дети -На его внешность или по-другому – на его облик.
Уч.- Верно. И, когда впоследствии мы вспоминаем этого человека, мы в своей памяти воссоздаём облик или портрет человека. Такой же портрет может нарисовать и композитор. Слушая его произведение, мы явно представляем чьё либо изображение. Такой портрет Девы Марии нарисовал итальянский композитор 16 века Джулио Каччини. (Слушание: «Аве Мария»).
Уч.-Какой портрет можно представить с образом Марии? Какой облик рисует композитор? (Демонстрация репродукции из журнала «Художественная галерея»).
Дети - светлый, чистый, умиротворённый, спокойный.
Уч.- Какие инструменты аккомпанируют исполнительнице?
Дети - орган.
Повесить на доску слово – облик. (Приложение №1)
3. Отображение в музыке рода занятий человека, его профессии.
Уч.-Вернёмся к знакомству с человеком. Увидя его облик, мы начинаем постепенно с ним знакомиться. И можем узнать, к примеру, чем этот человек занимается в жизни. Какова его профессия. Так, П.И. Чайковский рисует образ человека через род его занятия в пьесе «Шарманщик поёт» из цикла «Детский альбом».
Для какого инструмента написан цикл «Детский альбом»?
Дети – фортепиано.
Уч.-Многие слушатели, познакомившись с этим циклом П.И. Чайковского, проникаются к нему особой симпатией и даже сочиняют слова к пьесам.
Исполнение пьесы «Шарманшик поёт» учащимися (сл.В.Лунина)
Повесить на доску слово – профессия.(Приложение №1)
- Изображение человеческой речи в музыкальном произведении.
Уч.- Ближе знакомясь с человеком, мы начинаем замечать, характерные для него особенности. Такой особенностью может стать речь. И композиторы в своих произведениях очень умело пользуются приёмами изображения человеческой речи.
Давайте вспомним Оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Кто помнит содержание и какой номер из оперы мы уже изучали?
Дети – рассказывают сюжет оперы. Изучали «Марш Черномора»
Уч.- В этой опере одного из претендентов на руку Людмилы является Фарлаф. Он встречает на своём пути злую волшебницу Наину, которая обещает ему устранить Руслана и все лавры победителя достанутся Фарлафу. И в этом Рондо Фарлаф заранее празднует свою победу.
Прослушивание «Рондо Фарлафа».
Уч.- Как можно охарактеризовать речь Фарлафа?
Дети - торопливая, быстрая, суетливая, захлёбывается фразами, без передышки и остановок.
Уч.-Как называется самый низкий мужской голос?
Дети –бас.
Уч. – для баса не характерны виртуозные партии в быстром темпе, с короткими длительностями. Этими средствами композитор старается изобразить торопливость речи Фарлафа.
Повесить на доску слово – речь.(Приложение №1)
- Движения человека. Их изображение в музыке.
Уч.- Помимо речи человека, мы можем обратить внимание на какие-то характерные для него движения. Я сейчас исполню пьесу, но названия говорить не буду. Ваша задача вспомнить это произведение.
Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»(пьеса была ранее прослушана)
Уч.-Как называется эта пьеса? Кто автор?
Дети – Д.Кабалевский «Клоуны».
Уч.-Какие движения могут делать клоуны под эту музыку?
Дети- жонглирование, кувыркание, кружение.
Уч. - Скольких клоунов рисует композитор? Обратить внимание на игру мажора и минора.
Дети – двое.
Повесить на доску слово – движение.(Приложение №1)
- Душевный мир человека. Проявление в музыке характера, нрава.
Уч.-Чем больше мы общаемся с человеком, тем ближе мы его узнаём. И после знакомства с его обликом, родом занятий, речью и движением мы начинаем узнавать его внутренний, душевный мир. Одним из самых главных показателей, раскрывающих человека, становится его характер. Музыканты достаточно часто изображают характер, нрав людей. И мы с вами уже знакомы с одним произведением, в котором показан один очень милый старичок. Что же это за произведение?
Дети -Песня «Весёлый старичок».
В исполнении учащихся звучит песня «Весёлый старичок»
Уч.- Каков же характер у старичка из песни? Давайте подберём подходящие характеристики по таблице эпитетов.
Дети-весёлый, жизнерадостный, добродушный.
Повесить на доску слово – характер.(Приложение №1)
- Человеческое настроение. Его изменчивость.
Уч.-Несмотря на общий характер человека, к примеру, весёлый, человек может испытывать в течение дня огромное количество самых разных эмоций. Настроение человека может меняться достаточно часто. Три разных настроения рисует в небольших пьесах С.С. Прокофьев. Я сыграю все 3 пьесы, ваша задача расположить их названия в нужной последовательности на доске. (Вызвать одного человека к доске, потом результат проверить всем классом). (Приложение №2)
Уч.- Какими же композитор рисует настроение девочки? В пьесе «Плакса» мелодия двигается вниз. Что изображается композитором такой мелодией?
Дети – Как будто по щеке скатывается слеза.
Уч.- Какой интервал создаёт резкое напряжённое звучание в пьесе «Злюка»?
Дети –Секунды.
Уч.- В пьесе «Резвушка» какой темп помогает изобразить непоседу?
Дети -Быстрый темп.
Повесить на доску слово – настроение. (Приложение №1)
8.Обобщение.
Уч.-Как композитор рисует образ человека, что он может изображать?
Дети -Облик, занятие, речь, движение, характер, настроение.
Уч.-Вспомните, какие произведения мы слушали, и кто их написал?
Дети – П.И.Чайковский «Шарманщик поёт», Д.Кабалевский «Клоуны», С.Прокофьев «Плакса», «Злюка», «Резвушка».
9. Домашнее задание: - записать в тетрадь названия прозвучавших на уроке произведений и их авторов;
- найти в своём репертуаре по специальности произведение (или вспомнить из, изученных ранее на «Слушании музыки»), рисующее образ человека.
Уч.-Спасибо большое, ребята, вам за работу. Все работали хорошо, активно. Молодцы. До свидания!
Список литературы:
- Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.; 1969.- 56с.
- Казанцева Л.П. Теория музыкального содержания.- Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. – 10с.
- Музыка: Энциклопедия. – М.: Олма-пресс, 2001.- 287с.
- Царева Н.А. Слушание музыки: методическое пособие. -М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 93с.
- Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии : учебник для первого класса для детских музыкальных школ и школ искусств.- М.: ООО «Издательство «Росмэн - пресс», 2002.- 80с.