«МИР КОМПОЗИТОРА»
Музыка 5 класс.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок, в поле - каждый
Колосок,
Речка,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
В. Орлов
Цель урока: полнее раскрыть значение музыки, дать представление о художественном воплощении образа с помощью средств музыкальной выразительности, познакомить с жизнью и творчеством крымского композитора Алемдара Сабитовича Караманова.
Задачи:
Образовательная:
способствовать формированию умений сравнивать, выделять главное, анализировать прослушанное произведение.
Развивающая:
Развитие эмоциональной отзывчивости, фантазии, воображения, умения выразительно исполнять произведения.
Воспитательная:
Прививать интерес к различным жанрам инструментальной музыки.
Музыкальный материал:
А. С. Караманов, фрагменты из цикла «Лесные сцены»
Сл. Г. Сапгира, муз. Ж. Металлиди «Цветные слова»
Сл. и муз. Е. Проскурняк «Маски эмоций»
Оборудование:
Аудиозаписи.
Карточки с вопросами-заданиями
Интерактивная доска.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
- Дети, что нужно для того, чтобы наш урок прошёл интересно, был продуктивным?
(Все должны быть активными, внимательными, старательными, собранными…)
Объявление темы и содержания урока. (Слайд № 1)
- Мы сегодня познакомимся с замечательным крымским композитором Алемдаром Сабитовичем Карамановым. Он автор Гимна Республики Крым. Вы услышите фрагменты. Вы услышите фрагменты из цикла «Лесные сцены».
Актуализация опорных знаний.
- Чтобы узнать, о чём говорит музыка, мы за помощью обратимся к средствам музыкальной выразительности. (Интерактивная игра «Кто я?»)
Слад № 2
- от моей скорости зависят характер и настроение музыки. Кто я? (темп)
Слад № 3
- Когда я высокий, поют птицы, низкий – ревёт медведь. Кто я? (регистр)
Слайд № 4
- Благодаря мне вы узнаете голоса инструментов. Кто я? (тембр)
Слайд № 5
-Я подсказываю, когда звучит вальс, а когда – марш. Кто я? (ритм)
Слайд № 6
- Меня называют «душой» музыки. Кто я? (мелодия)
Слайд № 7
- В марше я громкая, а в колыбельной тихая. Кто я? (динамика)
Слайд № 8
- Что вы видите на экране? На экране зимний пейзаж. На заднем плане ёлочки
растут близко друг к дружке, и только одна ёлочка стоит одиноко.)
-Чтобы ёлочке не было грустно, мы пригласили её к нам и будем украшать
теми красками, которые нам подскажет музыка.
Основная часть:
Знакомство с новым материалом.
- Сегодня мы услышим несколько пьес А. С. Караманова.
Слайд № 9
А. С. Караманов родился в Симферополе в 1934 году. Его мама хорошо играла на фортепиано и, заметив способности сына, стала его обучать музыке. Когда он пошёл в школу, мама сразу же отдала его и в музыкальную школу. Занятия в музыкальной школе он не оставлял даже во время войны. Писать музыку начал очень рано. Музыка его очень живописна. Не случайно, большинство его произведений – программные.
А. С. Караманов учился в Московской консерватории у Д. Кабалевского.
Его творчество высоко оценили великие композиторы 20 века.
Д. Шостакович говорил о Караманове: «Это интересный и оригинальный талант.»
Слайд №10
А. Шнитке назвал его «Истинным гением среди талантов»
Слайд № 11
Музыка А. С. Караманова звучит как у нас, так и за рубежом. В Берлине поставлен балет «Последний выстрел». Им написана музыка к кинофильму М. Ромма «Обыкновенный фашизм». Его произведения исполняли лучшие оркестры мира.
Его именем названа малая планета Солнечной системы.
- Цикл «Лесные сцены» состоит из нескольких пьес.
Слайд № 12
Они рисуют разные образы, настроения. Нам помогут наши друзья – эмоции. (Исполнение песни «Маски эмоций»)
Слушаем пьесу «Лесные разговоры»
Слайд № 13
(На каждой парте карточки с вопросами-заданиями по анализу музыкального произведения)
- Мелодия звучит то тревожно, то успокаивается, при этом меняется и ритм: он то чеканный, то слабый. Тревожную музыку создают духовые инструменты в нижнем регистре. Музыка рисует картину жизни леса и его обитателей, которая очень насыщена и разнообразна.
Какими цветами вы бы обозначили настроение пьесы? (учащиеся выбирают шары, и поясняя свой выбор, украшают ими ёлку.
ФИЗМИНУТКА
- Прослушаем сразу две пьесы, потому –что они, на мой взгляд, дополняют друг друга . Слушание: «Утро в лесу» и «О чём рассказывал ручеёк?»
Слайд № 14
- «Утро в лесу» звучит спокойно, характер песенный. Мелодия льётся нежно,
не спеша. Флейты изображают пение птиц.
«О чём рассказывал ручеёк? – настроение радостное, задорное. Тембр светлый,
звонкий. Темп умеренно-быстрый. Мелодия переходит от одного инструмента к другому, передавая непрерывность бега ручейка.
Учащиеся вновь выбирают шары и украшают ими ёлку.
- У нас получилась очень нарядная ёлочка. Я думаю, что она у всех вызовет чувство радости.
-( Исполнение песни «Цветные слова»)
Слайд № 15
- Подберите синонимы к слову радость(веселье, воодушевление, счастье,ликование...)
Слайд № 16
Заключительная часть.
Рефлексия:
Я знаю…
Я умею…
Я познакомился…
Я повторил…
Итог урока:
Музыка способна совершать чудеса. Её прекрасные звуки могут раскрасить жизнь в самые яркие краски и наполнить человека радостью и весельем.
Слайд № 17
-Вы хорошо поработали!
- Спасибо за урок!
- До свидания.
Слайд № 18