kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Жанры народной песни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая тематическая разработка не исчерпывает путей, способов содержательного раскрытия тем-сюжетов, а призвана служить определенным ориентиром в творческом поиске учителя, столь необходимых для  проведения уроков музыки. Ход занятий, привлекаемый для этого музыкальный, художественный материал могут варьироваться, обогащаться в зависимости от степени подготовленности учащихся, а так же с учетом национальных  особенностей  и культурных традиций региона.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Жанры народной песни»»

Предлагаемая тематическая разработка не исчерпывает путей, способов содержательного раскрытия тем-сюжетов, а призвана служить определенным ориентиром в творческом поиске учителя, столь необходимых для проведения уроков музыки. Ход занятий, привлекаемый для этого музыкальный, художественный материал могут варьироваться, обогащаться в зависимости от степени подготовленности учащихся, а так же с учетом национальных особенностей и культурных традиций региона.



Методическая разработка урока по теме:

«Жанры народной песни»

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка».

2 класс.

Федотова М.Ю., учитель музыки, город Ноябрьск, ЯНАО.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: усвоение и закрепление теоретических знаний учащихся по теме: «Жанры

народной песни».

Задачи:

1. формирование у учащихся представлений об особенностях русской народной

песни, знакомство с новыми жанрами народной песни в контексте народного

праздника «Масленица».

2. развитие творческих способностей детей на основе игровой, пластической,

вокальной импровизации.

3. воспитание чувства гордости за прошлое своей страны и желания самим

участвовать в осмыслении и написании ее «музыкальной истории»,

формирование представления о собственной причастности к

минувшему, к музыкально - художественной культуре нашего народа.

Методы:

• Ассоциативный поиск.

• Импровизация.

• Образное сравнение.

• Наблюдение.

• Проблемно-поисковый

Музыкальные инструменты: фортепиано.

Интерактивная доска, музыкальный центр.

Ход урока:

1. Организация начала учебного занятия.

1) Дети входят в класс под попевку «Игра в гостей».

Слова-подсказки представлены на доске

Учитель. 3драсте, здрасте, мы Вас ждем.

Дети. Намочило нас дождем.

Учитель. Ожидали мы гостей,

Дети. Мы промокли до костей,

Учитель. Где ваш зонтик?

Дети. Потеряли.

Учитель. Где калоши?

Дети. Кот унёс.

Учитель. Где перчатки?

Дети. Скушал пёс.

Учитель. Это гости не беда, открывайте ворота, поднимайтесь на порог.

Дети. Мы пришли к Вам на урок!

2) Постановка целей и задач урока

Учитель. Ребята, как Вы думаете, кто сочинил эту песню?

Ответы детей: КОМПОЗИТОР.

Учитель. Совершенно верно, эту песню написал замечательный композитор Д. Б. Кабалевский. Скажите, пожалуйста, а кроме композиторов, кто еще может сочинять музыку? Ведь есть много музыкальных произведений, у которых нет авторов. Как мы называем такую музыку?

Дети. Народная. Её сочиняет народ.

П. Основная часть учебного занятия.

Учитель: Абсолютно верно. И сейчас я вам приведу пример народной музыки.

Исполнение песни «Ой кулики, жаворонушки ... » (исполняет учитель)

Учитель. Чем необычна услышанная песня? Где и когда в народе её исполняют?

Дети. Поют, когда тепло. Весну закликают. (Клич кликают)

Учитель. Мы с Вами познакомились с одним из жанров народной песни. Он называется «Заклички».

Учитель. Зима долгая, морозная, уже надоела, хочется тепла. В народе праздник был

особый, который провожал зиму. Кто знает, как такой праздник назывался?

Дети. Масленица.

Творческое задание (Работа в группах).

Учитель. Ребята, давайте попробуем сами сочинить заклички, посмотрим, кто - как

весну ждет.

Дети, после работы в группах, поют или рассказывают свои заклички.

Учитель. Отлично получилось. Напомните, как называется жанр народной песни,

который мы исполнили?

Дети. Заклички (на доске появляется надпись «ЗАКЛИЧКИ»).

Учитель. Ребята, посмотрите на доску, Вы видите картину Кустодиева «Масленица».

Праздник Масленицу или Проводы зимы очень любили на Руси за весёлый нрав. По обычаю

этот праздник празднуется 7 дней и каждый из этих дней имеет свое название. 1 день -

ВСТРЕЧА - поют заклички, пекут печенья в виде птичек. 2 день - ЗАИГРЫШ - приглашают

друг друга в гости, общаются и не только... А вот что еще в народе делали в этот день, попробуйте догадаться, а М.И. Глинка своей пьесой «Камаринская» вам подскажет. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и внимательно послушайте.

Исполняется «Камаринская» М.И. Глинка

Дети. Люди в этот день веселились, танцевали, плясали.

Учитель. Как вы думаете, как можно назвать такие народные песни?

Дети. Плясовые. (на доске - надпись «ПЛЯСОВЫЕ»).

Учитель. Вот мы познакомились с еще одним жанром народной песни. Ребята, а Вы

знаете какую-нибудь плясовую песню? Давайте я вам помогу (учитель наигрывает несколько мелодий).

Дети. «Калинка – малинка».

Учитель. Ребята, давайте исполним эту песню, а вы еще придумайте свои движения под музыку и у нас получится настоящая народная плясовая.

Дети поют и танцуют песню «Калинка - малинка».

Учитель. Песни не просто пелись, а вытанцовывались, выплясывались, они

назывались, вспомним еще раз?

Дети. Плясовые.

Учитель: Правильно.Но на этом праздник не заканчивался. 3 день назывался ЛАКОМКА -

самый вкусный день. 4 день - ШИРОКИЙ - день самых веселых гуляний.

Учитель надевает на руку куклу и как скоморох начинает играть с детьми

ЗАЗЫВАЛКИ:

Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Жители провинциальные, ближние и дальние,

Крепко за руки возьмитесь,

В хоровод все становитесь!

Учитель. В какой группе самый дружный хоровод? Давайте все вместе поиграем и

споем (дети выходят на середину класса, составляя хоровод, учитель в центре с куклой,

объясняет условия игры: выполнять действия, которые называет «Кострома» (в тексте

выделены курсивом»)).

Пение: Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

у Костромушки кисель с молоком, с прибылью блины с творогом.

Дети: Здорова ли, Кострома?

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Кудельку пряду!

Пение: Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

у Костромушки кисель с молоком, с прибылью блины с творогом.

Дети: Здорова ли, Кострома?

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Клубочки мотаю!

Пение: Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

у Костромушки кисель с молоком,

Еще с прибылью блины с творогом.

Дети: Здорова ли, Кострома?

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Вязанье вяжу!

Пение: Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

у Костромушки кисель с молоком,

Еще с прибылью блины с творогом.

Дети: Здорова ли, Кострома?

Кострома (тихо): Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Вас ловлю!

Организационный момент. Дети тихо рассаживаются по своим местам (чтобы Кострома их не услышала и не поймала).

Учитель. Сейчас мы познакомились с ещё одним жанром народной песни. Как вы думаете, с каким? Что мы сейчас с вами делали?

Дети. Водили хоровод.

Учитель: правильно и такие песни назывались Хороводные. (на доске появляется надпись «ХОРОВОДНАЯ»).

Учитель. На масленицу принято было ходить в гости, встречаться с родственниками.

5 день назывался ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ, а 6 день - ПОСИДЕЛКИ. Любой праздник всегда заканчивается. Масленица же заканчивается - ПРОЩЕНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ. В этот день было принято просить друг друга ..что ?

Дети. Прощение.

Учитель. Правильно. Нет идеальных людей, все когда-нибудь ошибаются. Главное - признать свою ошибку и ее исправить. Душу русского человека называют чистой, светлой, доброй. Недаром говорят, «Россия - щедрая душа!». Позвольте мне исполнить Вам песню, а Вы подумайте, о чем эта она.

Исполняется русская народная песня «Русь раздольная».

Дети. Эта песня о России, о Родине.

Учитель. А Вы знаете, ребята, что человека, который любит свою Родину, называют

ПАТРИОТОМ. Я думаю, что Вы сейчас сможете назвать ещё один жанр народной песни.

Дети. Патриотическая (на доске появляется надпись «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ»).

111. Обобщающая часть учебного занятия и подведение итогов.

Учитель. Давайте сделаем вывод, подведем итог нашего урока. Напомните, пожалуйста, тему нашего урока.

Дети. Жанры народной песни.

Учитель. Какие жанры народной песни Вы сегодня узнали?

Дети перечисляют.

Учитель. А зачем нужны эти песни в нашем современном мире?

Дети. Чтобы знать свою историю, знать как жили наши бабушки и дедушки, наши предки и т.д.

Учитель. Думаю, что было бы хорошо завершить наш урок замечательной песней.

Исполнение песни «Русь раздольная». Используется прием «караоке».

(информационно-коммуникационные технологии). (обработка Т. Иевлевой, учитель музыки МБОУ «СОШ» N 12 г. Ноябрьск)

Широка ты, Русь, Русь раздольная.

Ой светла душа, да только вольная,

Русь широкая, Русь раздольная,

Ты могучая, ты привольная!

Сколь на небе звезд, жизни в колосе,

Столь любви к тебе в моем голосе.

Русь широкая, Русь раздольная,

Ты могучая, ты привольная!

Полетит вольна песня славная,

Для меня ты Русь - слово главное.

Русь широкая, Русь раздольная,

Ты могучая, ты привольная!

Учитель: У нас отлично получилось. До свидания, до новых встреч.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Жанры народной песни»

Автор: Федотова Марина Юрьевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Методическая разработка «Поющая летопись»."
    ["seo_title"] => string(48) "mietodichieskaia_razrabotka_poiushchaia_lietopis"
    ["file_id"] => string(6) "433013"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508292541"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "разработка урока авторская песня вчера и сегодня "
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka-uroka-avtorskaia-piesnia-vchiera-i-sieghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "239552"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444819695"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка «Стратегия и тактика обучения детей   5-6 лет в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-stratieghiia-i-taktika-obuchieniia-dietiei-5-6-liet-v-klassie-skripki"
    ["file_id"] => string(6) "288303"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454604747"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства